«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Скорбь есть не что иное, как переживание нашего серд­ца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу (преп. Никон, 8, с. 375).

Когда скорби обуревают души наши и колеблется серд­це наше, смущаются мысли наши, единое прибежище — Господь (преп. Никон, 8, с. 376).

Унывать не следует. И в скорбных переживаниях со­крыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Гос­подь жизнь нашу. И потеря отца промыслительна. Верь сему (преп. Никон, 8, с. 376).

Смысл и польза переживаемого по большей части знается впоследствии (преп. Никон, 8, с. 376)

Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями (преп. Никон, 8, с. 377).

Не унывай от скорби жизни сей, это — наш удел, это — суд Божий (преп. Никон, 8, с. 377).

Выгоднее быть в бесчестии и страдать, но на все воля Божия да будет; нельзя самому вдаваться в скорби. Это дерзость и гордость; и может случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно (преп. Никон, 20, с. 8).

...Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без при­знания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. От преда­ния себя воле Божией в сердце человека является духов­ная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует за­видовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они явля­ются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воле о нас, Цер­кви с ее учениями и таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безу­мие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей — в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить (преп. Никон, 20, с. 13).

В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! (преп. Никон, 20, с. 13).

Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпе­ния скорбей. Когда уготовятся души наши, если будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее (преп. Никон, 20, с. 13-14).

Преподобный Марк Подвижник говорит: «С каждым встречается должное, соответственно настроению его; по­пускаемые наведения бывают разнообразны, приличное на­ведение для каждого ведает Един Бог». «Наведением» на­зывается то, что Господь попускает (наводит) человеку терпеть, иначе говоря, скорби. Если скорби зависят от на­шего душевного устроения, то не на кого роптать. Смирим­ся и потерпим. Преподобный Марк советует признавать смиренно себя достойными всякой скорби, как должного возмездия за грехи, а потому и терпеть их (т. е. скорби) мужественно, привести себя в покаянное настроение (преп. Никон, 20, с. 16).

Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли — смиримся (преп. Никон, 20, с. 18).

Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответст­вуют. Отсрочка и несходство наказания с проступками наши­ми приводят некоторых к неверию правде Божией. По­мыслы — причина всякого скорбного случая (преп. Никон, 20, с. 18).

Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благо­дарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами (преп. Ни­кон, 20, с. 19).