«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией и обретешь мир скорбной душе своей и сердцу (преп. Никон, 8, с. 375).
Когда скорби обуревают души наши и колеблется сердце наше, смущаются мысли наши, единое прибежище — Господь (преп. Никон, 8, с. 376).
Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. И потеря отца промыслительна. Верь сему (преп. Никон, 8, с. 376).
Смысл и польза переживаемого по большей части знается впоследствии (преп. Никон, 8, с. 376)
Всякое доброе дело и вера наша необходимо должны быть испытаны. Испытание совершается скорбями (преп. Никон, 8, с. 377).
Не унывай от скорби жизни сей, это — наш удел, это — суд Божий (преп. Никон, 8, с. 377).
Выгоднее быть в бесчестии и страдать, но на все воля Божия да будет; нельзя самому вдаваться в скорби. Это дерзость и гордость; и может случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно (преп. Никон, 20, с. 8).
...Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания достойным себя скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Пример двух разбойников. От предания себя воле Божией в сердце человека является духовная сила веры и духовное утешение. Бесскорбная жизнь — признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения. Предание себя Богу: Его воле о нас, Церкви с ее учениями и таинствами, евангельскому учению. Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей — в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить (преп. Никон, 20, с. 13).
В наших скорбях человеки лишь орудия, а власти над нами не имеют. Итак, потерпим все! (преп. Никон, 20, с. 13).
Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, если будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее (преп. Никон, 20, с. 13-14).
Преподобный Марк Подвижник говорит: «С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны, приличное наведение для каждого ведает Един Бог». «Наведением» называется то, что Господь попускает (наводит) человеку терпеть, иначе говоря, скорби. Если скорби зависят от нашего душевного устроения, то не на кого роптать. Смиримся и потерпим. Преподобный Марк советует признавать смиренно себя достойными всякой скорби, как должного возмездия за грехи, а потому и терпеть их (т. е. скорби) мужественно, привести себя в покаянное настроение (преп. Никон, 20, с. 16).
Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли — смиримся (преп. Никон, 20, с. 18).
Скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют. Отсрочка и несходство наказания с проступками нашими приводят некоторых к неверию правде Божией. Помыслы — причина всякого скорбного случая (преп. Никон, 20, с. 18).
Скорби попускаются, чтоб обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равночестно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами (преп. Никон, 20, с. 19).