«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Благодаря Своей Богочеловеческой природе, Церковь, несомненно, единственная организация в земном мире, а в этой ее природе заключается и вся ее святость.

Из безграничного человеколюбия воплощением став Церковью, Господь Иисус Христос освятил ее Своими страданиями, Воскресением, вознесением, учением, чудотворениями, молитвою, постом, таинствами и добродетелями, - словом: всей Своей Богочеловеческой жизнью. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5,25-27).

Но Евангельская и вся последующая история благовестия такова: Церковь полна и переполнена грешниками, но умаляет ли, нарушает ли, уничтожает ли их присутствие святость Церкви? Нисколько, никоим образом, ибо неумалима и неизменна святость ее Главы - Иисуса Христа и Святость ее Души - Духа Святого, а так же вечно и неизменно святы ее Божественное учение, таинства и добродетели. Церковь - Богочеловек Иисус Христос - с кротким терпением принимает грешников, наставляет их, стараясь пробудить их и побудить к покаянию, духовному оздоровлению и преображению, и Святость Церкви их пребыванием в ней не умаляется. Только грешники нераскаянные, упорствующие во зле и богоборческой вражде, отсекаются от Церкви видимыми действиями Богочеловеческих церковных властей или невидимым действием суда Божия, поэтому и е таком случае сохраняется святость Церк-ви. "Извергните развращенного из среды вас" (1 Кор. 5,13).

Святые отцы и в своих трудах, и на святых соборах исповедали святость Церкви как ее существенное и неизменное свойство. Отцы же 2-го Вселенского Собора возвели святость Церкви в догмат в 9-ом члене Символа Веры. Остальные соборы также подтвердили это.

3. Соборность Церкви (кафоличность)

Сама Богочеловеческая природа Церкви всеохватывающа, соборна, охватывающа всю Вселенную Богочеловека- Господь Иисус Христос Собой и в Себе самым совершенным и полным образом соединил Бога и человека, а через человека - и всю тварь. Судьба твари, по существу, связана с человеком (Рим. 8, 19-24). Своим Бо-гочеловеческим организмом Церковь охватывает "все, что на небе-сах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли" (Кол. 1,16). Все в Богочеловеке, и Он есть Глава Тела Церкви (Кол. 1, 17-18). В Богочеловеческом организме Церкви каждый живет полнотой своей личности как живая богоподобная клеточка. Закон Богочеловеческой соборности охватывает все и действует через все, причем всегда поддерживается Богочеловеческое равновесие между Божиим и человеческим. Мы, члены Церкви, переживаем всю полноту своего существа во всех богоподобных размерах. И еще в Церкви человек переживает свое существо как некое высшее существо, Богочеловеческое существо переживает себя не только как человека, но и как высшую тварь, высшее творение, - словом, переживает себя как благодатного Богочеловека,

Соборность поддерживается Господом Иисусом Христом, который самым совершенным образом соединяет Бога и человека и всю тварь, которую Его драгоценная Кровь омывает от греха, зла и смерти (ср. Кол. 1, 19-22). Богочеловеческая Личность Иисуса Христа и есть душа соборности Церкви, ибо она есть "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), поэтому Церковь является вселенской, соборной в каждом своем члене, в каждой своей ячейке, и эта соборность подтверждена святыми Апостолами, святыми отцами, святыми Вселенскими и Поместными соборами.

4. Апостольство Церкви

Святые Апостолы были первыми богочеловеками по благодати. Каждый всей своей жизнью, вместе с Ап. Павлом, говорит "Уже не я живу, но живет во мне Христос" (Тал. 2, 20). Каждый из них - это повторенный путь Христов и Сам Христос, или точнее: являемый в них Христос. Все в них Богочеловеческое, ибо все - от Богочеловека. Апостольство есть не что иное, как Богочеловечностъ Господа Иисуса Христа, добровольно усвоенная подвигами святых добродетелей: веры, любви, надежды, молитвы, поста и др. А это значит: все человеческое в них живет Богочеловеком, мысля, чувствуя, желая и действуя Им. Для них Господь Иисус Христос есть высшая ценность и мерило. Все в них от Богочеловека, ради Богочеловека и в Богочеловеке, и всегда и повсюду так. Это есть их бессмертие уже в земном времени и пространстве, ибо они уже на земле связаны со всей Богочсловеческой вечностью Христа.

Это Богочеловеческое апостольство полностью нашло свое продолжение в земных наследниках богоносных Апостолов - в святых отцах. Между ними, по существу: нет никакой разницы: во всех них бессмертно живет и действует Богочеловек Христос, который "вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13, 8). Святые отцы в действительности выполняют даю святых Апостолов и как особые святые личности, и как иерархи поместных Церквей, и как члены святых Вселенских и Поместных соборов. Для них есть одна Истина - Богочеловек Господь Иисус Христос. И действительно, святые Вселенские соборы, от первого до последнего, исповедуют, защищают, благовествуют и бдительно охраняют одно единственное - Богочеловека Иисуса Христа,

Главное в Священном Предании Православной Церкви заключается в том, что Богочеловек Иисус Христос во всей полноте живет в Богочеловеческом Теле Церкви и является ее вечным, бессмертным Главой. Это великое благовесте святых Апостолов и святых отцов: они ничего не знают, кроме Христа распятого, Хри-ста воскресшего, Христа вознесенного. Все они всей своей жизнью и гением единодушно свидетельствуют: Богочеловек Иисус Христос весь в Церкви Своей как в Теле Своем, Каждый из святых от-цов может по праву сказать со св. Максимом Исповедником: "Я ни в коем случае ничего своего не говорю, но говорю то, чему научился от святых отцов, ничего не меняя в их учении".

И бессмертное благовествование святого Иоанна Дамаскина проникнуто исповеданием святых Богоправославленных отцов: "Все, что нам передано через закон и пророков, и Апостолов, и Евангелистов, мы принимаем и знаем, и высоко ценим, и чего-либо выше этого не ищем. Будем же этим полностью удовлетворены и останемся на этом, "не передвигая межи давней" (Притч. 22, 28) и не нарушая Божественное Предание". - И потому этот трогательный святоотеческий призыв святого Дамаскина адресован всем православным христианам. - "Поэтому, братья, да стоим на Церковном Предании как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, и не давая места тем, которые желают нововведений и разрушают здания Святой Божией Вселенской и Апостольской Церкви. Ибо если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все Тел Церкви".

Святое Предание целиком и полностью от Богочеловека, от святых Апостолов, святых отцов, от Церкви, Церковью, а святые отцы - это стражи апостольских преданий. Все они, как и святые Апостолы, суть только свидетели великой Истины - Богочеловека Христа, которого они немолчно проповедуют, - Они суть ''всезлатыя уста Бога Слова".

Апостольское преемство и наследие имеет полностью Богочеловеческую природу. Что святые Апостолы передают и заповедуют хранить своим наследникам? - Самого Господа Иисуса Христа, единственную Главу Церкви со всеми Его непреходящими богатствами. Если это не передается, то апостольское наследие перестает быть апостольским, и нет больше ни Апостольского Предания, ни Апостольской иерархии, ни Апостольской Церкви.