«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Иисусом Христом и совершается Им и в Нем - Богочеловеком. Также и деятельность Святого Духа - вся она единосущна Богочеловеческому подвигу спасения мира Иисусом Христом, Бессмертные дары Троического Божества и Самого Духа Святого в день Пятидесятницы снизошли только на святых Апостолов - на святую апстольскую веру - на святое апостольское Предание - на святую апостольскую иерархию - на все, что апостольское - на все, что Богочеловеческое.

Духов День, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрерывно продолжается в Церкви с невыразимой полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (ср. Деян. 10,44-48; 11,15-1б; 15, 8-9; 19, 6). Все в Церкви совершается Духом Святым, от самого малого до великого, Когда священник перед каждением благословляет кадило, он молит Господа Иисуса Христа о "ниспослании благодати Пресвятого Духа". Когда несказанное чудо Божие - Святая Пятидесятница - вновь совершается при хиротонии епископа, то даруется вся полнота лагодати, и этим наглядно подтверждается, что вся жизнь в Церкви осуществляется в Духе Святом. Нет сомнения: Господь Иисус Христос Духом Святым в Церкви, а Церковь Духом Святым в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус Христос - глава и тело Церкви, а Дух Святой - ее душа (1 Кор. 12, 1-28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой положил Себя основанием Церкви - основанием Тела Христова, "совершив воплощение Слова во Святой Деве" (Осмогласник Глас I, В неделю утра, на полунощнице, Канон Пресвятой Троице, песнь 1).

Итак, каждое святое таинство и святая добродетель - это малый Духов День, ибо Дух Святой сходит на нас, сходит существенно, ибо Он - "богатство Божества", Он - "благодати пучина", Он - "благодать и жизнь всякой твари" Духом Святым Господь пребывает в нас, и мы в Нем - об этом нам свидетельствует присутствие в нас Святого Духа. Мы Духом Святым живем во Христе, и Он в нас, - и это знаем "по Духу, который Он дал нам" (1 Ин. 3, 24), Наш человеческий дух Духом Святым научается по-настоящему правильно познавать Христа. Что есть в Боге и в Богочеловеке, мы знаем по Духу Божиему, Которого Он нам дал (ср. 1 Ин.4,15;1Кор.2,4-1б).

Для познания Богочеловека Христа, одного из Лиц Святой Троицы, нам нужна помощь остальных двух Лиц: Бога Отца и Бога Духа Святого (ср. Мф. 11, 27; 1 Кор. 2, 12). Дух Святой есть "Дух премудрости" (Еф. 1, 17), и получающий Его человек исполняется Божественной премудростью. Дух Святой есть "Дух откровения" (Бф. 1, 17). Божественною Премудростью Он в сердце верующего открывает тайну Иисуса Христа - Богочеловека, и такой причастник Святого Духа приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими усилиями не в состоянии познать тайну Христа в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте - это человеческому духу открывает только Дух Святой, почему и называется Он "Духом откровения" (Еф. 1, 17; 3,6; 1 Кор. 2, 10). По этой причине Апостол-духовидец и говорит; "Никто не может назвать Иисуса Господом - как только Духом Святым" (1 Кор. 12,3). Дух Святой как "Дух Истины" и "Дух откровения" водит и всякую истину Богочеловеческой Личности Христа и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и учит нас всему, что Христово (Ин. 16,13; 14, 26; 1 Кор. 2, 6-16). Это и есть причина того, что все Евангелие Христово, со всеми своими Богочеловеческими фактами, называется Откровением. И это причина того, что в Церкви всяческий чин, дело, служба, тайна, работа - совершается призыванием силы и благодати Святого Духа.

Словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесконечных Богочеловеческих проявлениях, ведется и руководится Духом Святым, Который всегда пребывает в Господе Иисусе Христе, поэтому в Святом Евангелии и сказано: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8, 9). Подобно Херувиму погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви, как в самую чудесную и великую тайну Божию, св. Василий Великий восклицает: "Дух Святый созидает (творит, строит) Церковь Божию".

Благодать

От Божественной полноты, воплощенной в Богочеловеке Христе, непрестанно изливаются бесчисленные и неизмеримые Божественные силы, необходимые человеческому существу для спасения, обожения, введения в Церковь, становления причастником Христа, причастником Духа Святого и частью Святой Троицы, которые называются одним словом: благодать. Все эти Божественные силы во всей полноте имеют Богочеловеческие свойства и характер, поэтому они полностью находятся в Богочеловеческом Теле Церкви, существуют от него и через него. В Церкви все Богочеловеческое, ибо все принадлежит Богочеловеку, поэтому в ней нет ничего вне Богочеловеческого. Наше спасение - наше обожение - не что иное, как наше непрестанное исполнение и преисполне-ние благодатью. В Церкви и Церковью благодать есть безбрежный океан Божественных сил, которые непрестанно действуют в Богочеловечсском организме Церкви. Богочеловеком Иисусом Христом, который есть Церковь, нам дарованы все Божественные силы, потребные для жизни и благочестия на этом и на том свете (ср. 2 Петр. 1,3-4).

Богочеловеку, как Личности и как Церкви, противостоит человек со своей богоподобной природой. Созданный богоподобным, человек владеет богоподобной свободой, огромной и непостижимой свободой. Имея свободную волю, человек может даже и Бога отвергнуть, и диавола принять; и еще: человек может стать и "богом по благодати", и диаволом по своей свободной воле. Богомудро использованная свободная воля приводит человека к Богу и соединяет с Ним; использованная во зло, она приводит его к диаволу и соединяет с ним. История человеческого рода - красноречивый этому свидетель.

Становясь "сопричастником" Богочеловеческого Тела, Церкви (Еф. 3, 6), посредством святых таинств и святых добродетелей, человек достигает Богом поставленной цели: становится "богом по благодати". Вся спасительная и Божественная мудрость человека-христианина состоит в том, что он всю свою свободную волю добровольно подчиняет Божественной воле Господа Иисуса Христа; взирая на Самого Господа Иисуса Христа, Который в Своей Богочеловеческой Личности Свою человеческую волю добровольно подчинил Своей Божественной воле. Это Богочеловеческое отношение между волей Божественной и волей человеческой имеет силу самого совершенного закона и самого необходимого правила в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви: свою человеческую волю добровольно подчинять Божественной воле Господа Иисуса Христа, и так посредством святых таинств и святых добродетелей достигать своего спасения, обожения и жизни вечной в царстве любви Христовой.

В Богочеловеческом Теле Церкви присутствует вся благодать Троического Божества, спасающая от греха, смерти и диавола, возрождающая, освящающая, преобразующая, соединяющая нас со Христом и со всем Троическим Божеством и делающая нас Их частью. Но каждому из нас дается эта благодать "по мере дара Христова" (Еф. 4, 7). А Господь Иисус Христос отмеряет каждому благодать по его труду (1 Кор. 3, 8): по труду в вере, в любви, в милосердии, в молитве, в посте, в кротости, в покаянии, в смирении, терпении и в остальных святых добродетелях и святых таинствах. Провидя Своим Божественным Всеведением, как каждый из нас будет пользоваться Его благодатью и дарами, Господь Иисус Христос и разделяет дары Свои "каждому по его силе" (ср. Мф. 25,15). Однако от нашего личного труда и умножения Божественных даров Христовых зависит наше место в животворящем Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви, которая, как единое и неделимое небесное и земное Богочеловеческое существо, простирается от земли и выше всех небес над небесами. Насколько полнее человек живет полнотой Христовой благодати, настолько больше он имеет даров и настолько обильнее произливаются на него как на причастника Христова Богочеловеческие силы Церкви, очищающие нас от всякого греха и преображающие в живое Богоподобие. При этом каждый из нас живет во всех и ради всех, ибо все мы одно тело. Поэтому каждый и радуется дарам своих близких, особенно когда они превосходят его собственные дары.

Святые таинства

Все Божественные таинства святы. Все, что начало быть, начало быть всесвятым Богом Словом. А все, что от Бога Слова, свято и Божественно еть. Без Бога Слова ничего не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3; Кол. 1,16; Евр. 1,10). И на небе, и на земле все свято, кроме греха, а грех есть употребленная во зло свобода сотворенных существ, например, диавола и человека. Свободой злоупотребляют, когда ее употребляют против Бога; совершенный грех рождает смерть, а диавол имеет две главные силы: грех и смерть. Посредством их он поглощает людей и царствует в них, а царство греха и смерти есть ад для богоподобного существа, каким является человек

Творец всего, Бог Слово, становится человеком, чтобы человека освободить от греха и смерти, а тем самым - от диавола и ада. Бог Слово это совершил как Богочеловек всем Своим подвигом на земле, от воплощения до вознесения; в результате этого Он Собой и на Себе основал Церковь, в которой Он осуществляет спасение людей посредством святых таинств и святых добродетелей Духа Святого. Он, Богочеловек Господь Иисус Христос, Он - Церковь, и есть Пресвятое и главное таинство, в котором и от которого происходят все таинства, начиная от святого крещения.

Все в Церкви есть таинство, от самого малого до самого великого, ибо все пронизано неизреченною святостью безгрешного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Как Церковь, Богочеловек охватывает и небо, и землю, ибо и земля и небо суть Его творение: "все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16-20). Он есть и Творец и цель всех творений, всех тварей: "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1, 18); и еще: Церковь есть "Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23). Поэтому в Нем, который объемлет все, суть и спасение, и обожение, и становление частью Христа Богочеловека, и все самое совершенное, что только потребно человеческому существу и на небе, и на земле. Этому служат все святые таинства в Его Церкви и все святые добродетели, и прежде всего: святое таинство крещения, святое таинство миропомазания и святое таинство Причащения (Евхаристии).