«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В подвиге спасения человека Бог проявляет Себя посредством спасительных сил через святые таинства; человек проявляет себя через святые добродетели, первая из которых есть вера, рождающая все остальные. Во всем этом человеку помогают святые Божественные силы через святые таинства. В подвиге спасения святые таинства и святые добродетели составляют одно Богочеловеческое целое. Сотрудничество благодати Божией и богоподобной свободы человека в деле спасения человека развивается по законам Богочеловеческой Личности Христа, действующим в Богочеловеческом Теле Христовом - Церкви и являющимся обязательным для каждого члена Церкви. И благодать Божия и богоподобная свобода человека всегда одинаково деятельны, ибо Бог никого силой не спасает. Если человек не желает добродетелей: веры и др., - нет ему спасения, он мертв, он труп, - то же самое, если он не участвует в святых таинствах. "Не во всех вера" (2 Сол. 3,2).

Молитвенная мудрость Церкви прямо говорит нам; Бог есть "Бог милости", "Бог доброты", "Бог человеколюбия", - словом: Бог всякой добродетели. Таким Богом в нашей земной, человеческой, исторической действительности является только Богочеловек Христос - олицетворение и образец всех святых добродетелей. Будучи любовью, Он есть совершенная доброта; будучи человеколюбием, Он есть совершенное человеколюбие, - словом: Он есть Богочеловеческое совершенство всякой добродетели, всеобъемлющая добродетель. Поэтому святая жизненная задача каждого христианина - облечься во всеобъемлющую добродетель, стать богочеловеком, стать частью Христа, частью Святой Троицы - это именно так, ибо где Сын, там и Отец, там и Дух Святой; Всецелое Неразделимое Триипостасное Божество.

В Богочеловеке Христе всякая добродетель божественно и человечески совершенна, а потому человеку доступна и осуществима. Человек, созданный богоподобным, в самой природе этого богоподобия имеет богоподобные зачатки святых божественных добродетелей. И Господь Иисус Христос, Бог, став человеком, показывает нам в Себе и Своей жизни все эта добродетели в их богочеловеческой полноте и совершенстве. И всякий человек, ведомый и руководимый Богочеловеком Господом Иисусом Христом, может эти добродетели в своем богоподобном естестве развить до совершенства. Если бы человек не был создан богоподобным, то божественные добродетели были бы для его существа неестественными, навязываемыми, противоестественными, механическими. Итак, божественные добродетели для богоподобного человеческого естества естественны, осуществимы и полностью свойственны человеческому существу. Бог, став человеком, убедительно явил нам как Богочеловек в нашей земной действительности эту истину.

Богочеловек есть добродетель, всеобъемлющая добродетель; в Нем, только в Нем и Им человек как богоподобное существо может своим добровольным трудом, при содействии благодати святых таинств, достичь всякой добродетели и жить в ней. В Богочеловеческом Теле Христовом, Церкви, все Христово становится нашим, а значит - и вся Его всеохватывающая добродетель. В этом целиком и полностью заключаются евангельская мораль и этика.

Церковная иерархия

По существу, иерархия ведет свое происхождение от "Вечного Архиерея", Богочеловека Господа Иисуса Христа, Второго Лицу Пресвятой Троицы. Поэтому Богочеловечность есть и существо, и мерило иерархии, иерархичности. Она от Него, и Он в ней (Еф. 4,11-13), поэтому Он и отождествляет Себя с ней, благовествуя святым Апостолам: "Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас Меня отвергается.., И се, Я с вами во все дни до скончания века" (Лк 10,16; Мф. 28, 20). Отсюда: где Богочеловек Господь Иисус Христос - Вечный Архиерей, там и иерархия, и вечное священство (Евр. 7, 21-27). Церковь как Богочеловек Иисус Христос и есть единственный владелец и страж вечного Богочеловеческого священства и иерархии, которая соей Богочеловеческой святостью непрестанно изливает через святые таинства Божественные силы, потребные человеческому существу для благочестия - для богочеловеческой жизни на этом и на том свете, дня обожения (ср. 2 Петр. 1, 2-4). Естественно и логично, все это осуществляется в Церкви как в Богочеловеческом теле, организме, в котором беспрерывно действуют Богочеловеческие законы Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Поэтому в святом апостольско-святоотеческом предании существует положение "Епископ в Церкви, и Церковь в епископе" (Св. Киприан). И еще:

"Где Христос, там и Вселенская Церковь" (Св. Игнатий Богоносец Послание к Смирнянам, VII, 2). "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа; а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм Апостолов. Без них нет Церкви" (он же, послание к Траллийцам, III).

И как организм, и как организация Церковь - это уникальное явление в нашем земном мире. Как организм она есть Богочеловеческий организм, Сам Господь Иисус Христос во всю вечность. И как организация она есть также Богочеловеческая организация: клира и мирян, а также земных учреждений, существующих при них. При этом Богочеловек всегда является верховной ценностью и мерилом, Главой организации Церкви А где Его, Богочеловека, заменяют человеком, хотя бы и "непогрешимым" (например, в католицизме), гам отсекается Глава Богочеловека, и - пропадает Церковь. Исчезает Богочеловеческая апостольская иерархия, тем самым - апостольское преемство и наследие.

В своей полноте Святое Предание Православной Церкви - это сам Богочеловек Господь Иисус Христос. И что могли бы дать и добавить люди к Святому Преданию - Всесовершенному Богочеловеку Христу? По сравнению со Всесодержащим в Себе Богочеловеком все люди всех времен на этой Божией земле и каждый человек в отдельности просто нищие, сироты, которые стали подвержены смерти, отнимающей у них все Божественное, небесное, бессмертно-вечное. А всем обладающий и Всемилостивый Господь Иисус Христос за апостольскую веру в Него дарует каждому человеку все вечные и непреходящие Божественные богатства: Вечную Истину, Вечную Справедливость, Вечную Любовь, Вечную Жизнь и все остальное, что только Бог любви, истинный Человеколюбец, может даровать человеку. Поэтому для человеческого существа на небе и на земле существует только одна истинная радость; Богочеловек Иисус Христос, в котором вся тайна Бога и человека. Великая, сладчайшая тайна нашей веры и благочестия: Бог явился во плоти, в человеке, - это первое в вечной Великой Истине, А второе: человек явился в Боге (ср. 1 Тим. 3, 16). Поэтому чудесный Господь Иисус Христос и есть "едино на потребу" человеческому существу и человеческому роду на небе и на земле (ср. Лк 10,42).

Церковное богослужение и праздники

Вся жизнь Церкви - это беспрерывное служение Богу, поэтому каждый день в Церкви - это праздник, ибо каждый день есть Богослужение и воспоминание святых. Потому жизнь в Церкви есть беспрерывное Богослужение и жизнь "со всеми святыми" (Еф. ?, 18). Святые сегодняшнего дня нас передают завтрашним, завтрашние - святым следующего дня и т. д., круглый год без конца. Празднуя память святых, мы молитвенно и действительно переживаем их благодать и святые добродетели по мере нашей веры. ибо святые суть олицетворение и воплощение евангельских добродетелей, бессмертных догматов нашего спасения.

Вечные истины святых добродетелей претворяются в жизнь нашу прежде всего и больше всего молитвой и Богослужением. "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин. 6,63). Богослужение дарует нам благодать по ншей свободе (или в нашей свободе), а соединенные благодать и наша свобода претворяют в жизнь догматические и этические евангельские истины. Церковь как "тело Христово" вся участвует через Евхаристическое Тело, которое есть Святыня над святынями, в нашем земном мире. Все в святом теле Церкви всегда трудятся совместно "со всеми святыми", и мы через Пресвятую Богородицу и всех святых передаем сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу, Здесь все богочеловечно, все объединяет Бога с человеком, небо с землей, вечность со временем; все земное живет небом, все временное - вечным, весь человек живет Богом. Так происходит беспрерывный Богочеловеческий подвиг спасения, обожения, соединения со Христом, ибо Церковь есть небо на земле, Бог в человеке и человек в Боге.