«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вечная евангельская истина о Боге как Судии не насильно навязана сознанию и не является неестественной в святилище Богооткровенных истин. Она есть органическая составная часть Святого Откровения в Богочеловеческом Теле Церкви. Без нее логика Откровения не была бы Божественной, а Богочеловеческое домостроительство спасения не было бы полным. Без нее Божественное Откровение походило бы а свет без неба над ним. Она есть крылья, покрывающая и завершающая драгоценный храм Богочеловеческих истин о человеке и мире. Природа остальных святых догматов является и ее природой, она единосущна с ними, находится в них, как и они в ней; она обладает одинаковой ценностью и жизненной силой с ними, не может отделяться от них, ибо все вкупе составляют один неделимый Богочеловеческий организм. Естественно, что Бог, который есть Творец и Спаситель, и Святитель, является в то же время и Судией. Ибо как Творец Он нас из небытия ввел в бытие, определив нам как цель существования уподобление Богу с помощью Богоподобия дарованной нам души, возрастание возрастом Божиим в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова (ср. Кол. 2, 19; Еф. 4, 13); как Спаситель Он нас спас от греха, смерти и диавола, введя в человеческое, грехом умерщвленное естество, принцип и силу воскресения и бессмертия; как Освящающий Он нам в Своем Богочеловеческом Теле - Церкви дал все благодатные средства и все Божественные силы для усвоения

Его Богочеловеческого подвига спасения и постижения цели нашего существования; как Судия Он оценивает, судит и выносит приговор согласно тому, как мы относились к Нему как к Творцу и к себе как к богоподобному творению; к Нему как к Спасителю и к себе как к предмету спасения; к Нему как к Богочеловеку - Церкви - Освящающему и к себе как к предмету освящения и обожения. В этой деятельности Своей Бог ''совершает все по изволению воли Своей" (Еф. 1.11), то есть по предвечному Своему плану о мире и человеке, с целью "все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1,10; ср. Кол 1,16-17, 20).

Бог в тесто человеческого существа положил закваску пламенного стремления ко Христу, чтобы и человек, а за ним и вся тварь, стремились ко Христу, Поэтому тварь по существу своему стремится ко Христу, как к своему естественному и вечному центру и цели (ср. Рим. 8,19-23; Кол. 1, 16-17; Еф. 1,4-5). Тогда как в Своей теорческой, спасительной и освящающей деятельности Бог является оратаем, сеятелем и вскормителем, - в Своей как Судии деятельности Он является жнецом и веятелем. Естественно, что Небесный Сеятель, изобильно посеявший семя вечных Божественных истин на земле человеческой души, придет и посмотрит, сколько от того семени изгнило в грязи сластей, сколько заглушено в тернии страстей, сколько завяло в пламени грехолюбия, а сколько уродилось Божественным плодом. И тогда Он пожнет и провеет зрелые колосья, ибо так как Он есть оратай, сеятель и вскормитель, Он имеет право сыть жнецом и веятелем, ибо так как Он даровал людям все средства, необходимые для достижения жизненной цели, то Он имеет право быть Судией. Было бы несправедливостью и тиранией, если бы Бог пришел как Судия, не явившись перед тем как Спаситель и Освящающий. Не имел бы права судить человека и человечество тот бог, который бы не открыл людям путь в вечную жизнь и не благовествовал бы им Вечную Истину, и не дал бы им средств для спасения от греха, смерти и диавола, словом - бог, который не желал бы стать Спасителем. Такому богу - тирану человечество имело бы право единодушно сказать в глаза то, что сказал злой слуга своему господину в притче о талантах (Мф. 25,24-25).

Если бы Христос был таким богом, то не следовало бы веровать в Него, ибо в таком случае Он не был бы настоящим Богом, но был бы одним из немощных самозванцев - богов из числа человеческих идолов.

Но так как Богочеловек Господь Иисус Христос явился Спасителем человека и человечества и по несказанному человеколюбию Своему совершил великий и скорбный подвиг спасения, и дал людям все дары неба, которые только Бог любви может дать, Он имеет право судить человека и мир.

Разумеется, поскольку Господь Иисус Христос имеет одно существо с Богом Отцом и Богом Духом Святым, постольку суд над человечеством есть дело всей Святой Троицы. Но чтобы мятежный человек, по богоборческой греховности своей, не протестовал и не сказал, что Бог, который не был во плоти человеческой и не страдал как человек человеческим страданием (Бог-Отец), - не имеет права судить людей, то Бог-Отец "весь суд отдал Сыну" (Ин. 5,22) и "будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян.17,31).

Назначив Человека Иисуса, воплощенного Бога Слово, судить мир, Бог сотворил человечеству конечную справедливость, человеколюбиво замкнув круг Своей небесной справедливости на земле, поэтому люди не могут иметь оправдания за протест или бунт против суда Божия. Богочеловек Господь Иисус Христос есть не только "основатель веры", но и "совершитель веры" нашей; Он есть причина и исполнитель всего плана Божия о мире и человеке (Евр. 12,2;ср. 2.10).

Через все свои изменения и перемены тварь спешит к своему концу. Через все дни и ночи все люди, а за ними и вся тварь, спешат к последнему дню, в котором совершится тайна этого -мира и истории человеческой. Все, что жило и живет в клетке времени, должно будет вступить в свой последний день, и нет существа и твари, которых бы поток времени не снес в этот последний день. В день тот время закончит свое существование, поэтому он называется в Откровении - "последним днем" (Ин. 6, 39; 40,44; 11, 24; 12, 48), "великим днем" (Деян. 2,20; Иуд. 6), а поскольку это Богом определенный день, в который Он будет судить вселенную (Деян. 17, 31), то он называется "днем суда" (Мф. 10, 15; 11, 22, 24; 12, 36; 2 Петр. 2, 9; 3, 7; 1 Ин. 4, 17), "днем гнева и откровения праведного суда Божия" (Рим. 2, 5). Но так как весь суд отдан Сыну (Ин. 5, 22), и Он в последний день явится как Судия во славе, то этот день на-зывается еще: днем Сына Человеческого (Лк. 17, 22, 24, 26), днем Господним (2 Петр. 3,10; 1 Сод 5,2; ср. Иез. 15, 5; Ис. 2,12; Иоил. 2, 31; Соф. 1,14; Малах. 4, 1), днем Христовым (2 Сол. 2. 2; Флп. 1,10; 2,16), днем Господа нашего Иисуса Христа (2 Кор. 1,14; 1 Кор. 1,8; 5,5), днем суда и погибели безбожных людей (2 Петр. 3,7; 2,9).

В тот многозначительный день Богочеловек Господь Иисус Христос изречет Свой заключительный приговор о всей истории мира и человека, о всех людях вкупе и о каждом человеке отдельно. И как по окончании создания мира Он произвел осмотр всех созданных тварей и существ и о всем произнес Свой суд, что "хорошо весьма" (Быт. 1,31), - так Господь в последний день тоже произведет осмотр всех тварей и существ по окончании их пути через историю и изречет Свой суд о всех и каждом. Тогда Он окончательно отделит добро от зла - проведет между ними непроходимую границу; тогда Он о всех человеческих ценностях произнесет Свой непогрешимый приговор; тогда Он на абсолютно точных и чувствительных весах Правды и Любви Своей измерит все человеческие дела, мысли, чувства, желания, слова, тогда "совершится тайна Божия" (Откр. 10,7) о человеке, о твари, о мире и о вселенной; тогда все добрые и все доброе унаследуют вечное блаженство, вечный рай во пресладостном, Царстве Сладчайшего Господа Иисуса Христа, а все злые и все злое - вечную муку, вечный ад в горьком царстве злых и падших ангелов.

Часть 2. Экуменизм

Экуменизм

Исторический Богочеловек, Господь Иисус Христос всесторонне показал, что Он для человеческого существа является всем и вся на небе и на земле: и сущностью, и существом, и жизнью, и умом, и разумом, и сердцем, и совестью, и добром, и добродетелью, и любовью, и светом, и путем, и истиной, и правдой, и радостью, и спасением, и воскресением, и вознесением, и вечностью, и раем. И всем этим Он является через Богочеловечность, через Богочеловеческое Тело Свое — Церковь всесвятую, Церковь Апостольскую, Церковь Святоотеческую, Церковь Святого Предания — Церковь Православную,

А вне Церкви, вне Тела Богочеловека, существует человек со всеми своими слабостями и в нем, и вокруг него: грех, смерть, диавол, а в них и с ними: всякое зло, ад, болезнь, порок, мука, недостаток. И человек всею своей деятельностью мучается и пытается спасти и освободить себя от мук, зла и ужаса; старается через науку и через веру, и через философию, и через культуру, и через искусство, и через земледелие, и через промышленность, технику... И постоянно человек является мучеником на крестах, которые сам себе постоянно изготовляет и на которых сам себя распинает. Понапридумал человек разных суррогатов спасения от различных мук, которыми изобилует человеческая жизнь на земле: понапридумал и разных "гуманистических" теорий: как себя самого собой спасти и осчастливить. Но вся история констатирует: все напрасно. Он и впредь остается рабом различных мук и зол, и, что самое страшное, — рабом смерти. Это касается каждого человека на земле Божией и особенно европейца. Потому-то и необходимо, и весьма целесообразно проследить развитие человека на главных путях его "гуманистических" теорий.

Гуманистический и богочеловеческий прогресс