«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

+ + +

Такова в общих чертах культура европейского человека. А какова культура евангельского, исторического Богочеловека Господа Иисуса Христа? На чем она основана? - Она основана на Личности Богочеловека Христа, Бог стал человеком, чтобы человека возвеличить до Бога. Вот начало и конец, между которыми движется православная Богочеловеческая культура. Ее девиз: да будет Богочеловек во всем первым, - не только Бог и не только человек, но Богочеловек. Здесь олицетворено и осуществлено самое тесное единство Бога с человеком. Здесь достигается идеальное равновесие и осуществляется совершенная гармония между Богом и человеком. Полноты и совершенства своей личности человек достигает через соединение с Богочеловеком. Богочеловечность есть единая категория, через которую проявляется вся многосторонняя деятельность православной культуры, которая начинается от Богочеловека, а завершается идеальным, полным, обоженным человеком. В центре всех миров стоит Богочеловек Христос, Который есть ось, вокруг которой обращаются все горний и дольний миры. Он есть задача и источник всех творческих сил православной Богочеловеческой культуры. Здесь Бог трудится, человек с ним сотрудничает, Бог созидает человека, человек созидается Богом; здесь продолжается Божественное творчество с помощью человека. Для этого человек все Божественное в себе направляет в действие, в творчество, в жизнь. При этом, в этом творчестве все Божественное не только в человеке, но и в мире вокруг человека находит свое выражение и направляется в действие; все Божественное трудится, все человеческое сотрудничает. Но для этого человек должен научиться мыслить Богом, чувствовать, жить и создавать опять же Богом. Все это раскрывает нам цель православной культуры.

Какова цель православной культуры? - Как можно больше Божественного внести и осуществить в человеке и в окружающем его мире; воплотить Бога в человеке и в мире, поэтому православная культура есть непрестанное служение Христу Богу, непрестанное Богослужение; человек служит Богу через себя и через всю тварь; вокруг себя он систематически и планомерно вносит Божие во всякий свой труд в творчество; он пробуждает все Божественное в природе вокруг него, чтобы вся природа под руководством человека служила Богу, и таким образом вся тварь участвует во всеобщем Богослужении, ибо человеку, который служит Богу, служит природа.

Богочеловеческая культура преображает человека изнутри, а через это оказывает влияние и на наружное состояние, - преображает душу, а душою - тело. Для этой культуры тело есть храм души, который душой живет, движется и существует. Отнимите у тела душу - что останется, если не смердящий труп? Богочеловек преображает прежде всего душу, а затем и тело. Преображенная душа преображает тело. преображает материю,

Цель Богочеловеческой культуры - преобразить не только человека и человечество, но через них и всю природу. Но как достигнуть этой цели? - Только Богочеловеческими средствами: евангельскими добродетелями - верой и любовью, надеждой и молитвой, постом и смирением, кротостью и состраданием, любовью к Богу и ближнему. Через эти добродетели созидается Богочеловеческая православная культура. Подвизаясь в этих добродетелях, человек преображает свою безобразную душу, делает ее прекрасной, она преображается из мрачной в светлую, из грешной в святую, из темноликой в Богоподобную. И тело свое преображает в храм, вмещающий его Богоподобную душу.

Через подвиг стяжания евангельских добродетелей человек приобретает власть над собой и над природой вокруг себя. Изгоняя грех из себя и из окружающего мира, человек изгоняет и дикую, разрушающую, разоряющую силу, полностью преображает себя и мир, укрощает природу и в себе, и вокруг себя. Лучшие примеры тому - святые: освятив, преобразив себя подвизанием в евангельских добродетелях, они освящают, преображают и природу вокруг себя. Существует много святых, которым служили дики звери и которые одним появлением своим укрощали львов, медведей и волков. Их обращение с природой молитвенно, мягко, кротко, сострадательно, нежно, не грубо, не сурово, не враждебно, не дико.

Не внешнее, насильственное, механическое навязывание, но внутреннее, добровольное, личное усвоение Господа Иисуса Христа беспрерывным подвигом в христианских добродетелях созидает Царство Божие на земле, созидает православную культуру, ибо Царство Божие не приходит внешними, видимыми путями, но внутренними, духовными, невидимыми. Спаситель говорит: "Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божие внутри вас есть" (Лк. 17, 20-21) - оно внутри души, Богом сотворенной и Богоподобной, освященной Духом Святым, - ибо "Царство Божие - праведность и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17). Да, в Духе Святом, а не в духе человеческом; Оно может быть в человеческом духе настолько, насколько человек исполнит себя Духом Святым посредством евангельских добродетелей. Потому-то самая первая и самая большая заповедь православной культуры - это: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33), то есть приложится вам все потребное для поддержания телесной жизни; пища, одежда, жилище (Мф. 6, 25-32). Все это есть лишь придаток Царства Божия, а западная культура ищет прежде всего этот придаток. В этом ее язычество, ибо, по словам Спасителя, прежде всего этот придаток ищут язычники. В этом ее трагизм, ибо она истощила душу в заботе о вещах; а безгрешный Господь сказал раз и навсегда: "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть или что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом, Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 25, 32-33; Лк. 12,22-31),

Огромен объем потребностей, которые страстно выдумывает современный человек Для удовлетворения этих бессмысленных потребностей люди нашу дивную Божественную планету превратили в бойню, А человеколюбивый Господь давно открыл, что есть "едино на потребу" каждому человеку и всему человечеству. Что же? - Богочеловек Иисус Христос и все, что Он приносит с собой: Божественная Истина, Божественная Справедливость, Божественная Любовь, Божественная Доброта, Божественная Святость, Божественное Бессмертие и вечность, и все остальные Божественные совершенства. Вот что есть "едино на потребу" человеку и человечеству, а все остальные человеческие потребности в сравнении с этим настолько незначительны, что почти и не нужны (Лк 10,42).

Когда человек евангельски серьезно задумывается над тайной своей жизни и жизни вокруг себя, тогда он должен придти к выводу, что самая насущная потребность - это отказаться от всех потребностей и решительно пойти за Господом Иисусом Христом, и соединиться с Ним совершением евангельских подвигов. Не сделав этого, человек остается духовно бесплодным, бессмысленным, безжизненным; душа его иссушается, рассыпается, распадается, и он постепенно мертвеет, пока, наконец, весь без остатка не умрет, ибо Божественные уста Христовы сказали: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Аз есмь лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне - извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15,4-6).

Только через духовное органическое единство с Богочеловеком Христом человек может продолжить жизнь свою в жизнь вечную и существо свое - в существо вечное, Человек Богочеловеческой культуры никогда не одинок: когда мыслит - он Христом мыслит, когда действует - Христом действует, когда чувствует - Христом чувствует. Словом: он непрестанно живет Христом Богом, ибо что такое человек без Бога? - в начале получеловек, а в конце - нечеловек, Только в Богочеловеке человек находит полноту и совершенство своего существа, свой Первобраз, свою бесконечность, свое бессмертие и вечность, свою абсолютную ценность. Господь Иисус Христос один между людьми и всеми существами провозгласил человеческую душу самой большой драгоценностью всех горних и дольних миров. ''Какая польза человеку, - говорит Спаситель, - если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 10, 26).

Все звезды и планеты не стоят столько, сколько одна душа. Если растратит человек душу свою в грехах и пороках, он не сможет ее выкупить, хотя бы и стал господином всех звездных систем. Здесь человеку остается один выход - Богочеловек Христос - Единственный, Кто дарует бессмертие человеческой душе. Вещами же душа не освобождается от смерти, а порабощается, и лишь Богочеловек освобождает человека от тирании вещей. Над Христовым человеком вещи не имеют власти, а он имеет власть над ними, Всем вещам он определяет настоящую ценность, ибо ценит их так, как это делал Христос. А поскольку по Евангелию Христову человеческая душа имеет несравнимо большую ценность, чем все существа и все вещи в мире, то православный человек всю свою заботу и внимание уделяет душе, ибо православная культура есть прежде всего культура души.

Человек велик только Богом - вот лозунг Богочеловеческой культуры. Человек без Бога - это 70 кг кровавой глины, это гроб еще до гроба. Европейский человек осудил на смерть и Бога, и душу, но не осудил ли этим и сам себя на смерть, за которой нет воскресения? Вникните беспристрастно в суть европейской философии, европейской науки, политики, культуры, цивилизации, и вы увидите, что они в европейском человеке убили Бога и бессмертие души. А если всерьез задуматься о трагизме человеческой истории, то можно увидеть, что Богоубийство всегда заканчивается самоубийством, Вспомните Иуду, он сначала Бога убил, а затем и себя уничтожил, и это неотвратимый закон истории нашей планеты.

Здание европейской культуры, построенное без Христа, должно разрушиться, очень быстро разрушиться, - пророчествовал проницательный Достоевский 100 лет назад и печальный Гоголь более 100 лет назад... И на наших глазах сбываются предсказания славянских пророков. 10 веков строится европейская вавилонская башня, и вот нашим глазам предстоит трагичная картина: построен огромный - нуль! Началось всеобщее замешательство; человек не понимает че-ловека, душа - душу, народ - народ. Восстал человек на человека, царство на царство, народ на народ, и даже континент на континент.

Европейский человек дошел до своей судьбоопределяющей и головокружительной высоты. На вершину своей вавилонской баш-ни он поставил сверхчеловека и хотел им завершить здание, но сверхчеловек сошел с ума перед самой вершиной и сорвался с башни, а башня вслед за ним разваливается и разрушается, и ломается войнами и революциями. Homo europaeicus должен был сойти с ума в конце своей культуры: богоубийца должен был стать самоубийцей. Wille zur Macht (воля к Власти) превратилось в Wiile zur Nacht (волю к Ночи). Ночь, тяжелая ночь легла на Европу. Рушатся идолы Европы, и не далек тот день, когда не останется камня на камне от европейской культуры, созидающей города и разоряющей души, обожествляющей тварей и отвергающей Творца...