«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Или Моисей? - Но измученный страшными бедствиями своего народа и своей личной беспомощностью, Моисей непрестанно вопиял к Небу о помощи и неутолимую горечь своего человеческого существа растворял пророческими видениями о будущем Мессии и Спасителе. Значит, и он - не совершенный человек

Может быть это Магомет? - Но мучимый кровожадностью своего ада и сладострастием своего рая, Магомет шествует по этой планете, огнем и мечом осуществляя свои "пророческие сны", с восторженным фанатизмом сея повсюду смерть и оставляя за собою трупы "неверных". И он - не совершенный человек

Или Кант? - Измученный несовершенством человеческого существа, Кант, сжатый тесной оболочкой рационалистического критицизма, все человеческое вверг в пропасть иррациональной "вещи в себе" и оставил его неизвестному и ужасному. Значит, и он - не совершенный человек

Шекспир? - Но в своем страстном желании Совершенного и Законченного Шекспир во множестве своих жутких трагедий переживает человеческое несовершенство, открывая человеку высший духовный мир, оставляет его на этом пути удивленным и растерянным,

Гете? - Измученный драмой человеческого существа, в которой Мефистофель играет главную роль, Гете своим предсмертным криком: "Licht, mehr Ucht!" (Света, больше света!) не открыл ли нам, сколь несчастным отошел он на тот свет? Значит, и он - не совершенный человек.

Или Толстой? - Но в своей постоянной и беспощадной борьбе с несовершенством человеческого существа Толстой пришел к такому душевному смятению, что перед смертью в невыносимой агонии духа оставил все, что имел в этом мире, и бежал из своего дома и от родных, думая убежать от себя самого, от своего мучительного несовершенства и трагической незаконченности. Значит, и он - не совершенный человек

Или, наконец, Ницше? - Но потрясенный трагедией человеческого несовершенства в этом мире. Ницше в невыносимой тоске по высшему, совершенному и законченному человеку сошел с ума; не нашедший и не узнавший совершенства человек.

Так, друг за другом, от первого до последнего человека, перед нами целая процессия несовершенных, не узнавших совершенства людей. А посреди них Он - таинственный и чудесный Богочеловек Божественно совершенен и человечески реален. Его человеческое добро - Божественно совершенно; Его человеческая истина - Божественно совершенна, - так же и Его любовь, Его правда, Его милосердие, Его сострадание, Его бессмертие, Его вечность, Его красота - все это человечески реально, но и Божественно совершенно и законченно. Не удивляйтесь этому: все человеческое Он преобразил в Божие, усовершенствовал и закончил Божиим. Одним словом, в Нем весь человек Божественно совершенен и закончен.

Вы не верите? - опробуйте представить или более совершенного Бога, или более совершенного человека, чем Христос. Ни вы, ни коллективная человеческая мысль не смогут этого сделать, ибо все Божественные совершенства во Христе человечески реальны и конкретны.

И Божественная Истина, и Божественная любовь, и Божественная правда, и Божественная доброта, и Божественная красота в Нем присутствуют - во всей их человеческой конкретности, потому Он и есть тот совершенный и законченный человек, которого род человеческий, мысль и сердце человеческое ищут во всех своих религиях, философиях, науках, культурах, искусствах. Применительно к просвещению этот вывод гласил бы: Христос есть тот идеальный человек, которого человеческое просвещение ищет как свою цель, идеал и смысл. Зная Его, мы знаем, что это такое - настоящий, идеальный, совершенный человек В Нем мы имеем образец Первообраза, по которому каждый человек может построить себя идеально добрым, праведным, идеально совершенным, может завершить себя как человека - и это без больших и непреодолимых трудностей, ибо Он каждому стремящемуся к совершенству дает Божественные силы, позволяющие ему все Божественное сделать своим - человеческим; и Его Божественную справедливость, и Его Божественную истину, и Его Божественную любовь, и Его Божественную доброту.

Мы говорим уже о главном пути Богочеловеческой философии просвещения, которого и план, и составные части, и программа, и душа, и дух - все евангельское, все Богочеловеческое. Все его ценности - Божественные, все способы и средства - евангельские.

Поэтому в человеческом роде только О, Богочеловек Христос, мог и умел указать путь к Божественному совершенству: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48), - и это Божественное совершенство поставить и целью жизни, и целью просвещения, и целью культуры, и целью любой человеческой деятельности. Но сделав это, Он в то же время дал людям и все необходимые средства и силы для достижения Божественного совершенства, Это суть евангельской добродетели: вера и любовь, пост и молитва, кротость и смирение, милосердие и доброта, надежда и терпение, справедливость и истина. Будучи осуществлены, эти добродетели делают человека свя-тым, а значит, и совершенным. Такой человек знает и подлинный смысл мира, и подлинный смысл жизни и всем своим существом трудится над осуществлением поставленной цели во всех областях человеческой деятельности. Вечно живой Богочеловек Иисус Христос постоянно дарует человеку свои бессмертные силы и созидает его во святых добродетелях. Сотканный из святых добродетелей, такой человек постоянно черпает все бессмертные силы из Вечно живого Богочеловека, Поэтому он ощущает себя бессмертным и вечным уже в этой жизни, на этом свете, и поэтому в каждом человеке он видит вечное бессмертное существо. Евангельские добродетели - это проводники Божественного света, каждая из них направляет в человека луч этого света, и потому святой светит и просвещает. Он носит в себе "Свет мира", который ему освещает весь мир, и он видит вечный смысл этого мира и его ценность. "Свет мира" есть в то же время и "Свет жизни", который освещает путь, ведущий человека в бессмертие и жизнь вечную, В человеческом мире свет и жизнь суть синонимы, как синонимы - тьма и смерть.

Обратимся за примером к истории сербского православного народа. Святой Савва - самый великий сербский святой и просветитель. Просвещение - это всего лишь проекция святости, сияние святости: святой светит и этим освещает и просвещает, Просвещение полностью обусловлено святостью; настоящий просветитель, в действительности, святой, и без святого нет просветителя, без святости нет просвещения. Святость есть святость Божественным светом. Истинная просвещенность есть сияние святости, только святые истинно просвещены, ибо Божественною святостью они преисполнили все свое существо, подвизаясь в евангельских добродетелях, и этим вытеснили из себя мрак греха и тьму порока. Евангельская святость и праведность и живет, и дышит, и сияет, и действует Божественным светом, Освящая, она в то же время и освещает, и просвещает. Об этом нам говорит и сама этимология сербского слова "просвета" которое, происходит от церковнославянского слова "просвещение", т.е. освещение (озарение) светом.

Да, "просвещение" значит "освящение светом", и это через освящение Духом Святым, Духом Христовым, Который есть Творец, Носитель и Податель света и святости; поэтому освященные и просвещенные Духом Святым святые - это просветители. Св. Савва Духом Святым породил (ср. 1 Кор. 4, 15) и возродил своих духовных чад - сербов - и направил их по пути освящения с помощью евангельских добродетелей. Об этом выразительно говорит тропарь св. Савве: "Пути вводящего в жизнь, наставник и первопрестольник и учитель был еси: первое бо пришед, святителю Савво, Отечество твое просветил еси, и породив тое Духом Святым, яко древа маслинная в мысленном рай насадил еси всеосвященная твоя чада. Тем яко Апостолом и святителем сопрестольна чтуще тя, мо-лим: моли Христа Бога даровати нам велию милость" (память 12 января ст. ст.). Наученный св. Саввой, наш народ навсегда отождествил понятие просвещения с понятием святости, понятие просветителя с понятием святого, и все это олицетворил во св. Савве как в своем первом и самом великом святителе и просветителе, который всегда будет самым первым и самым великим, поэтому в нашем святосавском (буквальный перевод - пер.) народном сознании Церковь и школа - неразделимы: они и существуют, и живут, и растут один помощью другого.