«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Просвещение без святости, без освящения Духом Святым, без совершенствования и "достраивания" человека Богочеловеком придумала Европа в своем гуманистическом идолопоклонстве, без различия, проявляется ли оно в обожествлении папы, культуры, науки, техники, политики или моды. Во всем этом главное одно: и человека, и общество, и мир привести в порядок без Бога, без Христа. Также и в просвещении главное: просветить человека и человечество без Христа Бога. В этом стремлении гуманистическое просвещение принялось за создание нового человека, план которого предельно прост в новом человеке не должно быть ничего Христова, - и Европа начала создавать человека, общество и все человеческое без Бога.

Возрождение во многие сердца вселило надежду. Католицизм едва не погубил человека своим схоластицизмом в философии и иезуитизмом в этике, он выпил у европейского человека его творческие силы. Первейшей потребностью Возрождения было: обновить европейского человека гуманистическим духом древней Эл-лады и так предотвратить его смерть. Это можно было сделать:

1) удалением европейского человека от Христа; 2) устранением всех связей, которые его соединяют с высшим, невидимым миром.

Появляется Руссо: человека нужно возвратить природе и изгнать из него все надприродное, "сверхъестественное"; что природно, то прекрасно; природный человек - самый лучший человек. - в этом вся этика и педагогика Руссо.

Руссо много взял у природы и внес в человека. Но встает вопрос: что есть существо, природа самого человека? - Чувства - отвечает сенсуалистическая философия в лице Локка. Человек как чувство - вот настоящий человек Все существо, природа человека выводится из чувств и сводится к ним. Если отбросить все ненужное человеку, то останутся чувства, которые и делают человека человеком.

Но человек, сведенный к чувствам, слишком примитивен и груб. И вот рационалистическая философия во главе с Декартом и Кантом предлагает новый тип человека: человек как разум. Человек - это прежде всего рациональное существо, только разум и делает человека человеком, а все остальное в человеке слишком посредственно, чтобы претендовать на главное место в его существе.

"Упущено самое главное в человеке!" - протестуют волюнтаристы в философии, которых возглавляют Шопенгауэр и Штирнер, - человека нельзя сводить ни к чувствам, ни к разуму, он не есть ни то, ни другое; он есть прежде всего воля - вот сущность настоящего, истинного, нового человека.

Затем в поисках нового человека Европа обратилась к низшим существам и среди них начала искать предков человека, и взяв за основу животное, некоторым образом создала человека без Бога. Было много и радости, и истерического, обезьяньего визга, когда над Европой прогремела гипотеза, что человек произошел от обезьяны и других млекопитающих. Тогда в мир европейской неповоротливости и болезненной мысли ворвался Ницше со своими молниями, бурями и землетрясениями и с самомнением пророка и поэта провозгласил миру свое евангелие о сверхчеловеке. Будучи более страстным в мыслях, нежели в чувствах, он из волюнтаризма Шопенгауэра и эволюционизма Дарвина сделал селый и логический вывод если обезьяна - переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку? Да, человек есть нечто такое, что нужно преодолеть и превзойти. "Что значит обезьяна для человека? Смех и жалкий стыд." Также и человек для сверхчеловека должен быть смехом и жалким стыдом. Сверхчеловек есть смысл земли и цель истории, у него есть четыре главных принципа. 1) Нужно убить Бога. "Вы - высшие люди, - обращается к своим ученикам Заратустра, - этот Бог был самой большой для вас опасностью". Но не бойтесь; умер Бог, - говорит Заратустра, нет больше опасности для вас, нет больше препятствий явлению сверхчеловека. 2) Не щади ближнего: падающего ударь еще раз. 3) Главное - это моя воля к могуществу, дерзкая и беспощадная воля к могуществу. 4) Все дозволено, для сверхчеловека нет ни добра, ни зла; он живет по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и заблуждения, по ту сторону совести и ответственности.

Итак, завершена драма гуманизма, создан новый человек - сверхчеловек. Из эмбриона Руссо гуманистический человек развился в сверхчеловека, человек эпохи Ренессанса завершен сверхчеловеком. Но что такое по существу сверхчеловек и из чего он сделан? - Весь он - это только один инстинкт, инстинкт самосохранения. Но разве из одного инстинкта может быть создана хотя бы и маленькая букашка, а тем более самое сложное на земле существо - человек? Во всем животном мире, насчитывающем более 600 тыс. видов живых существ, нет ни одного мотылька, жизнь которого была бы в одном инстинкте, хотя бы это и был инстинкт самосохранения. А Ницше один единственный инстинкт провозгласил сущностью сверхчеловека, и потому сверхчеловек, в действительности, есть существо, низшее человека, а значит, и не человек. Если хотите, сверхчеловек - это самая удачная карикатура на человека на нашей помраченной планете.

Что касается сверхчеловека, касается и его гуманистических предков. Природный человек Руссо есть не что иное, как получеловек ибо у него отобрано все сверхъестественное, а получеловек - это то же, что и нечеловек, ибо в нем беспрепятственно возросло все естественное зло, чему способствовало и гуманистическое просвещение.

А локковский человек как чувства? - это обломок человека, названный человеком, но это новый урод, новая карикатура на человека. Что суть чувства без души? - Скрипка с пятью струнами, но без скрипача.

А кантовский человек-разум есть вырезка из человека, названная человеком. Где мир человеческих отпущений, в котором и наш рай, и наш ад? - разве без этого человек может быть человеком?

Нет, и кантовский человек - это карикатура на человека.

А в человеке Шопенгауэра-Ницше? где душа со своими бесконечностями, где совесть, где сострадание разве без этого человек может быть человеком? Нет, и это карикатура на человека, только новая карикатура.