An Offering to Modern Monasticism

1183

Рим. 16. 18.

1184

Ответ на вопрос 59.

1185

Это можно видеть из наставления о духах, которое произнес ученикам своим преподобный Антоний Великий и которое помещено в житии его (Четьи-Минеи, 17 января). Наставление в Четьих-Минеях сокращено: его можно прочитать в Vitae Patrum, Patrologiae Tomus LXXIII. Драгоценное наставление! его изложил Великий Антоний с необыкновенною ясностию из своего опытного, благодатного знания падших духов.

1186

Лк. 24. 39.

1187

Диавол особенно склонен и способен влагать в нас гордость и самомнение (преподобного Макария Великого Слово 4, гл. 13). Когда же подвижник впадет в самомнение, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце подвижника неприметным образом и делает это сердце своею обителию. К вовлечению в самомнение наиболее клонятся все видимые и невидимые брани диавола. Если рассмотреть поползновения подвижников, то ясно можно убедиться, что всякому поползновению предшествовало самомнение. Тот впал в блуд, кто признал себя не способным к блудной страсти, и на основании этого самомнения отверг необходимое хранение себя. Тот заразился пьянственною страстию, кто, считая себя незаразимым ею, позволил себе неосторожное употребление вина, и так далее.

1188

Слово 4, гл. 6 и 7.

1189

Пс. 106. 30.

1190

Быт. 3.

1191

Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2.

1192

Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37.

1193

Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их.

1194

Слово 4, гл. 32 и 39.

1195

Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов.

1196

Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля.