An Offering to Modern Monasticism
Диавол особенно склонен и способен влагать в нас гордость и самомнение (преподобного Макария Великого Слово 4, гл. 13). Когда же подвижник впадет в самомнение, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце подвижника неприметным образом и делает это сердце своею обителию. К вовлечению в самомнение наиболее клонятся все видимые и невидимые брани диавола. Если рассмотреть поползновения подвижников, то ясно можно убедиться, что всякому поползновению предшествовало самомнение. Тот впал в блуд, кто признал себя не способным к блудной страсти, и на основании этого самомнения отверг необходимое хранение себя. Тот заразился пьянственною страстию, кто, считая себя незаразимым ею, позволил себе неосторожное употребление вина, и так далее.
1188
Слово 4, гл. 6 и 7.
1189
Пс. 106. 30.
1190
Быт. 3.
1191
Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2.
1192
Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37.
1193
Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их.
1194
Слово 4, гл. 32 и 39.
1195
Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов.
1196
Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля.
1197
Алфавитный патерик.
1198
Житие преподобной Марии.
1199
Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X.
1200
Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81.
1201