An Offering to Modern Monasticism

«В сердцах кротких почиет Господь; душа возмущенная — обитель диавола» [778].

«Кротции наследят землю [779]: они возобладают землею, сердцем; но предающиеся гневу уведутся в плен с земли их» [780].

«Кроткая душа — престол простоты; ум гневливый — делатель лукавства» [781].

«Душа правая — наперсница смирения; душа лукавая — служительница гордости» [782].

«Души кротких исполнятся познания истины; ум гневливый пребывает во тьме и неразумии» [783].

«Простота есть усвоившееся душе качество, чуждое сложности, не способное к помышлениям злым о ближнем» [784].

«Лукавство есть обширное знание, правильнее же, извращение знания по подобию знания бесов, утратившее истину и покушающееся утаиться от людей» [785].

«Лицемерство есть противоположное настроение души с телом, переплетенное всевозможными вымыслами» [786].

«Незлобие есть тихое настроение души, свободное от всякого умысла» [787].

«Правота состоит в настроении ума, нелюбопытном и неподозрительном, в искренности обращения с ближними, в слове непритворном, не обдумываемом благовременно» [788].

«Лукавство есть превращение правоты, обольщение ума ложными понятиями, доставляющими ему ложное воззрение на управление мира Богом, допущение себе клятв, повинных муке, хитросплетение слов, глубина сердца, бездна лести, ложь, обратившаяся в душевное качество, превозношение, соделавшееся естественным свойством, противодействие смирению, лицемерство, облекающееся в личину покаяния, устраняющее от себя плач, враждебное исповеди грехов своих, составившее о вере свое разумение и упорно держащееся его, причина падений, препятствие к восстанию покаянием, коварная улыбка при обличениях, притворное благоговение, житие бесовское» [789].

«Бог как называется любовию, так называется и правотою. Премудрый говорит чистому сердцем в Песни Песней: правость возлюби тя [790]. Отец же Премудрого сказал: благ и прав Господь [791], — и признает спасающимися тех, которые соименны Богу, спасающему правыя сердцем [792]. И опять: правоты душ виде и посетило лице Его» [793].

«Все хотящие привлечь к себе Господа! приступим к Нему в простоте, не притворно, не двоедушно, не лукаво, приступим, как приступают ученики-дети к учителю в училище. Будучи прост и несложен, Он благоволит, чтоб приступающие к Нему души приступали в простоте и незлобии. Простота всегда соединена со смирением» [794].

«Порабощенный тщеславию по необходимости идолослужитель: считая себя служителем Бога, он стремится угождать не Богу, а человекам» [795].