Православие и современность. Электронная библиотека

Сообщи Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию о том, что близок срок прихода на землю Вседержителя.

Конец этой безумной цитаты. Скорбь и недоумение возрастают до предела, когда узнаешь, в каком самообольщении, по-видимому, создавались эти произведения, как темны источники писательского вдохновения И. Экономцева. В интервью одной из газет он признавался, что создает свои романы... "в Духе Святом". Откуда берется такая уверенность, что она означает и о чем свидетельствует, - ясно каждому сколько-нибудь духовно чуткому человеку. Это - состояние прелести. Но как разобраться в этом массам колеблющихся, которые не ведают, где правда, и не могут сделать решающий шаг в сторону Церкви? Как этим обделенным людям научиться вере, если взамен катехизации им предлагают "мистические романы"? Думается, что тут нет места никаким умолчаниям, столь больные вопросы должны быть выяснены, и автору - священнику и монаху - следовало бы покончить с двусмысленностями и разъяснить, каким образом для него выравниваются и соединяются православная вера и темный мистический опыт. Личные грехи каждого из нас пусть судит Бог, но от пастыря люди смятенные и потерянные вправе ждать и требовать именно пастырства, а не соблазна.

Путь в Церковь слишком многих привел из бездны греха. Слишком многие расстались с лжеучениями, волхвованием, развратом и детоубийством - и только после этого скорбного опыта перешагнули церковный порог. Но мы знаем твердо: то, что совращало в мире, должно остаться за стенами храма. И не служителю алтаря и, уж разумеется, не тому, кто возглавляет Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и Православный богословский университет, подталкивать людей "во тьму внешнюю, [где] плач и скрежет зубов" (ср.: Мф. 25,30).

Октябрь 1995 г.

1 См., например, главу "Исповедь земле" в исследовании проф. С. Смирнова "Древнерусский духовник" (М., 1914)

2 Пименов А. Непрошедшее прошлое: к характеристике нетеистической религиозности // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. - М., 1997, с. 290

3 "Или ты не знаешь, что тело Церкви подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает" (Свт. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве. - Forestville, 1987, с. 70)

4 Филатов С., Щипков А. Урал. Прельщение монетаризмом // Дружба народов. - М., 1996, № 12, с. 142. Газета, упомянутая этими авторами, действительно, не без странностей. В ней можно встретить и перепечатку, прямо скажем, не очень церковного апокрифа Леонида Андреева "Иуда Искариот" (1992, №3), и рубрику "Старинная русская медицина" с советами вроде: "Крестьяне при ревматизме иногда кладут руки или ноги в разрытую навозную кучу, от которой идет пар, и в такой ванне оставляют их на четверть или полчаса" (1994, №8-9, с. 15). Преумильны также советы молиться от головных болей св. Иоанну Крестителю (очевидно, раз св. Иоанну отрубили голову - он лучше знает, как ее лечить) и "от женских болезней преподобному Давиду Гареджийскому" (1995, №7-8). И в той статье, которая заимствована из сайентологической брошюрки, есть советы не менее замечательные, чем те, что привели авторы из "Дружбы народов". Например: "Для того, чтобы полюбить себя, нужно изменить негативное мышление о себе на положительное: все негативные мысли отбросить и повторять положительные утверждения, смысл которых в том, что вы замечательный человек и достойны счастья и всех благ". Единственное, что смущает при сопоставлении статьи в челябинской газете с ее пересказом в "Дружбе народов", - так это то, что С. Филатов и его соавтор приписывают себе какую-то особую прозорливость и осведомленность: мол, при внимательном изучении в результате проведенного нами расследования удалось установить, что это все советы из сайентологических книжек. На самом деле газета "Во имя Христа" не постеснялась прямо и сама об этом сказать. Под полосой, озаглавленной: "Можно ли изменить судьбу?", стоит подпись и указание источника, из которого заимствованы эти странные советы: "Ю. М. Иванов. Дианетика и духовное целительство". Так что не может быть и речи о том, что некий корреспондент-компилятор обманул редакцию православной газеты. Нет, источник заимствования был известен всем, включая главного редактора. Напомню, что дианетика - это учение Рона Хаббарда, упоминавшееся в Определении Собора как явно антихристианское. Но игумен Иоанн, очевидно, приучил свою челябинскую паству широко смотреть на вещи

5 Часть текстов, вошедших в эту книгу, написана специально для этого сборника. Другая часть была опубликована прежде: "Церковная награда - оккультистам" - Радонеж. - М., 1997, № 3; "Еще раз о церковных орденах и оккультистах" - Радонеж. - М., 1997, № 4; "Если церковные ордена дают оккультистам, что остается православным?" - Радонеж. - М., 1997, № 6; "Александр Мень: потерявшийся миссионер" - Радонеж. - М., 1997, №№ 7 и 8; ""Космическая иерархия" на госбюджете. Рериховцы предсказывают конец света в 1997 году" - Труд. - М., 30.5. 1997; "Отдел религиозного образования рекомендует заняться магией" - Радонеж. - М., 1997, № 12; "Вероотступничество как частное дело христианина" - Радонеж. М., 1997, №14; "В ожидании меры пресечения..." - Радонеж. - М., 1997, № 15

6 Свт. Григорий Богослов. Слово 21 // Творения. Троице-Сергиева лавра, 1994, т. 1, сс. 318-319

7 Цит. по: Бюне В. Игра с огнем. - Bielefeld, 1992, cc. 229-230. Православный взгляд на харизматические "исцеления" изложен в книге священника Игоря Ефимова "Современное харизматическое движение сектантства" (М.,1995)

8 Бюне В. Цит. соч., с. 211

9 Д. Андреев. Роза мира. - М., 1991, cc. 114- 117. Интересно, что даже по мнению Е. Блаватской, "Павел был Посвященным" (Блаватская Е. П. Тайная доктрина. - Рига, 1937, т. 2, с. 644). Оккультисты держат на одной полке книги Андреева и Блаватской, даже не вдумываясь в противоречия между ними. А противоречия-то неизбежны, - ибо каждый оккультный автор действует на основе собственных "откровений" и никаких путей для проверки своих утверждений не предлагает

10 Там же, сс. 224-228