Радость и утешение христианина

Но прежде, чем сердцем и устами будем произносить прошения ко Господу, мы все должны приступить к молитве в мире. Не может благодать Божия и благословения Божии снизойти в душу немирную, с затухшей верой, тем более носящую в себе озлобление, злопамятство, ненависть - все то, что лишает нас мира. А отчего не бывает мира в нашей душе? Грех - вот что отнимает мир от сердца человека, что делает нашу душу немирной и молитву нашу 112 бесплодной. Значит, для того, чтобы в мире молиться Господу, надо быть прежде всего в мире с Богом.

Для того, чтобы иметь мир с Богом в душе своей, надо иметь живую, горячую веру в искупительный подвиг Господа Иисуса Христа, веру в то, что Господь умирал за грехи каждого из нас. Эта живая вера в Господа, в Его подвиг, понесенный за нас, вера в то, что Его Кровью приобретено наше вечное счастье, - это первое условие и залог нашего мира душевного, равно как и основания нашей надежды на помилование Господне в жизни вечной.

Приступая к молитве, каждый из нас должен как бы так сказать Господу в глубине своего сердца: «Господи, я грешник и преступник перед Тобой. Но я верую, что Ты пострадал за меня, чтобы мои грехи покрыть Своей Божественной Кровью, чтобы спасти меня от вечной погибели. И с этой верой я дерзаю встать на молитву и с надеждой на Твое милосердие открыть свои уста и свое сердце».

Для того, чтобы наша молитва была мирной, надо иметь и сокрушение о своих грехах. Господь нам всем даровал средство для нашего очищения - благодать покаяния. И мы, как православные дети своего Небесного Отца, должны чаще прибегать к этой священной благодати, чтобы наша совесть и сердце не носили в себе тяжести многолетних нераскаянных согрешений.

Живая вера в Господа Иисуса Христа, как нашего Божественного Искупителя, сокрушение о грехах, - все это со-делывает нашу молитву перед Богом живой, восходящей к Небу, к Престолу Небесного Отца. Это значит с миром в душе Господу помолиться.

Этот мир, с которым мы должны приступать к своей молитве, неразрывно связан с миром с ближними и с миром с самим собою.

Мы должны простить своим ближним из глубины своего сердца все их согрешения, обиды, озлобления, направленные на нас. Господь Иисус Христос говорит: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мр 11.25). Господь нам это велит, и, как это ни трудно, это нужно сделать, ибо Господь этого ждет от каждого из нас, и без мира с ближними нашими и молитва будет неживой и бесплодной.

Наконец, в нашем сердце должен быть мир с самим собой. Этот мир нарушается в наших сердцах скорбями, болезнями, тревогами, заботами - всем тем, чем полна земная жизнь каждого из нас. Все это имеет власть нарушить наш внутренний мир.

Призывая нас с миром молиться Господу, Святая Церковь хочет этим напомнить каждому из нас, что над нами бодрствует и наши управляет Божественный Промысл. Промысл Божий днем и ночью простерт над жизнью каждого из нас.

Об этих священных истинах Святая Церковь напоминает нам неоднократно в своих молитвах и песнопениях, чтобы помочь нам умирить наш скорбящий дух, чтобы молитва наша, приносимая ко Господу с миром и в мире, возносилась к Небесному Отцу и низводила в наше сердце благословения Божии, все те радости и утешения, каких мы ждем на молитве. - Итак: миром Господу помолимся!

* * *

О взаимной молитве

Св.ап.Павел в Послании к Римлянам пишет: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим 15.30). Первоверховный апостол умоляет римских христиан, чтобы они молились за него, и не только молились, но и подвизались в молитве - значит, молились усердно, неотступно, горячо.

Неужели апостол Павел, этот великий сосуд благодати Божией, пламенный проповедник слова Божия, нуждался в молитве за себя? Да. Он просит об этом христиан, и просит потому, что сознавал немощь плоти, слабость природы 114 человека для делания добра. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», - говорит сам Апостол (Рим 7.19).