Радость и утешение христианина
С одними болезнями люди рождаются и носят их в себе всю жизнь, другие приобретают. От иных, с помощью Божией, мы избавляемся, а от иных умираем. Разнообразны эти болезни и по своему происхождению и по месту их проявления в человеческом теле, и по своей продолжительности.
Зная, что все по воле Божией совершается, все мы, подверженные болезням, должны научиться понимать, какой урок этим преподает нам Господь, ибо Он в течение всей нашей жизни земной не перестает нас учить: и в радостях наших, и в скорбех, в болезнях и телесных страданиях, и в здоровье и благополучии.
Слово Божие учит нас тому, что послужило началом болезней у человека. Первоначальный источник болезней -грех. Когда не было греха, не было и болезней. Первые люди до своего грехопадения не знали не только болезней, но не знали смерти, созданные для бессмертия. Вошел грех в природу человека и следствием грехопадения человека явились скорби, болезни и страдания в роде человеческом.
Мы знаем, что нередко болезни являются плодом личного греха человека или постигают его по его же собственной вине: или от проявления сильных страстей, или от всякого невоздержания... Но как бы ни страдал человек в болезни,
- по своей ли вине или не по своей, он должен видеть в каж-
124 дой своей болезни руку Божию, направляющую его к вечной жизни и к вечному счастью. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется», - говорит св.ап.Павел (2 Кор 4.16). Мы должны расти для Царства Небесного не только в дни благополучия и здоровья, но, может быть, еще больше в дни скорбей и телесных земных страданий.
Наша болезнь - это остановка в жизни. Когда человек лежит больным, оторвавшись от всех своих дел и тревог, он как бы останавливается на жизненном бегу. Жизнь с ее ежедневными трудами и переживаниями уже несется мимо него. А он, больной, углубляется внутрь самого себя, когда остается наедине с самим собой, перед ним раскрывается дно его сердца. Человек видит самого себя: его грехи, его пороки, его ошибки, все его поступки выступают перед его сознанием.
И вот пусть тогда, когда жизнь с ее суетой останавливается для него во время болезни, пусть он глубже опустит взор свой внутрь себя и в эти минуты подумает о том, для чего он живет на земле. Чего он ищет в земной жизни: Царства ли Божия или земных сокровищ и плотских наслаждений?
Когда человек здоров, он нередко любит искать или славы, или развлечений, или мечтает о богатстве и всяких других земных приманках. Когда он болеет, то легче понимает, что все это - мираж, все это - суета. Может быть, только тогда мы научаемся понимать, что должны думать и заботиться прежде всего о душе и всегда помнить о том, что живем для жизни вечной, о том, что надо прежде всего, по слову Христову, искать Царства Божия и правды Его.
Когда человек здоров, он мало думает о том, Кто подает ему здоровье, Кто даровал ему жизнь и вдохнул в него жизненные силы. Когда человек болен, ему становится понятно, что есть величайшая сила, которая сильнее всякой человеческой силы и человеческих средств; есть величайшая мудрость, которая возносит человека и смиряет человека; есть величайшая любовь, которая ведет нас за собой в Царство вечной любви и заботится о том, чтобы спасти для вечности нашу душу.
Да будет милость Божия со всеми нами: да дарует Господь всем нам здравие и благополучие. А кому Господь попустит быть больным, будем помнить, что без воли Божией ничто в жизни не совершается. Не в проявление гнева Своего Господь посылает нам болезни, а по любви Своей, ибо Он хочет в дни болезни пробудить в нас святые чувства, чтобы мы напомнили себе о том, что на конце земного подвига своей душой вознесемся к Тому, от Кого зависит и жизнь наша и смерть наша.
Никогда не забудем о том, что Своей Божественной Отеческой любящей рукой Господь всех нас ведет в Свое вечное Небесное Царство и ждет, что мы всегда будем жить с Ним - и в здоровье, и в болезни.
* * *
Осенние думы