Радость и утешение христианина
Благодарные Богу за радость жизни, мы должны нашу земную жизнь сделать ступенью к жизни вечной, сделать ее приготовлением к смерти и к той бесконечности, которая раскроется перед каждым из нас в минуту смерти.
Святой ап.Павел называет христиан воинами. Мы - воины, потому что всю жизнь мы боремся со своими грехами и страстями и с неизбежными страданиями, стремясь их всех преодолеть. Возьмем пример с воина, который стоит на своем сторожевом посту. Представим себе, что он стоит во время зимней вьюги; метель вьется вокруг него, слепит ему глаза, холодит ему руки, ветер забирается под одежду, но воин твердо стоит на своем посту и не имеет права с него сойти.
Таким воином должен быть каждый из нас, христиан. Мы должны оставаться твердыми и непоколебимыми среди самых тяжелых греховных искушений и самых, казалось бы, безысходных страданий. Наша вера должна быть источником, согревающим нас в жизненную вьюгу и укрепляющим наш дух во время жизненных бурь и ветров.
Живая горячая вера и связанная с нею жизнь для Бога и для ближнего своего низведут в нашу душу и тот великий дар Святаго Духа, мир и покой совести, с каким умирал праведный Симеон и с каким, дай Бог, встретить смерть и каждому из нас.
Будем верными Господу своему до смерти, и Он, согласно Его обетованию, даст нам «венец жизни» (Откр 2.10). Аминь.
Блаженны умирающие в Господе
«Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Ей, говорит Дух, сии успокоются от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14,13).
Смерть - это конец всем земным заботам, тревогам человека, земной суете, конец и многочисленным, нередко тяжким болезням и страданиям, каким мы подвергаемся так часто, можно сказать, в течение всей своей жизни.
Смерть - это покой телу человека. Но покой телу, какой наступает для каждого усопшего, не означает покоя души покинувшего землю нашего брата. Для них, наших усопших, нет радостей и скорбей земных, но у них есть свои радости и свои скорби в вечной жизни, куда они переселились бессмертной душой.
С какими скорбями вступает в вечную жизнь душа грешника, не раскаявшегося в своих грехах, не омывшего их благодатью покаянья, забывшего и о Боге, и о своей бессмертной душе! И какая радость, какое утешение - удел той праведной Господу души, которая готовила себя к жизни будущего века! Вот почему и говорит нам слово Божие: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе». Не сказано: «блаженны мертвые», и больше ничего; но добавлено: «умирающие в Господе». Перейдя в жизнь, не знающую конца, они вошли в Дом своего Небесного Отца.
Умирающий в Господе - это тот, кто в своей земной жизни устремлялся душой к Богу, кто жил верой в Него. Оканчивает свой земной подвиг в Господе тот, кто, исполняя заповедь Христову о любви к ближнему, спешил стереть слезы плачущему, помочь неимущему, от всего сердца прощая обиды, огорчения, оскорбления, никогда не платил за добро злом, не отвечал на зло злом. Целью его жизни было сделать как можно больше добра людям. О таком человеке и враг его не мог бы сказать иначе, чем сказал Саул пророку Давиду, будучи злейшим его врагом: «Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (I Цар 24.18).
Достойно вступает в жизнь вечную тот, кто, по заповеди Христовой, искал прежде всего Царства Божия и правды Его. Переходит «от смерти в жизнь» (Ин 5.24) тот христианин, кто был послушен Святой Церкви, приходил в святой храм Божий, любил святые праздники и верующей душой переживал священные события, воспоминаемые в дни этих праздников; почитал угодников Божиих, - наших старших небесных братьев и молитвенников.
Жаждущий умереть истинным христианином - в течение всей своей жизни ищет у ног Христовых оправдания своим беззакониям и греховным сквернам, не откладывает покаяния во грехах на неведомое «завтра». Со страхом, верой и любовью он принимает Святые Тайны Христовы, как залог вечной жизни и вечного общения со Сладчайшим Господом.
О том, что мы должны умирать в Господе, напоминают нам все святые угодники; напоминают нам наши благочестивые предки, которые умели жить по-Божьи и умирали с Господом в сердце.