Радость и утешение христианина

Бремя Христово - легкое бремя. Почему? Потому что никто из нас, кого Христос зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда слышим мы или просим в молитве: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или: «Вси святии, молите Бога о нас», - мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Бо-

жии будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех земных нуждах. О, мы богаты помощью Неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царствия Божия. Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты - ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.

Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее совне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа - тому, что врождено в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и, нередко, вовсе непосильным. Но труд исполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, - да ведь этим хочет жить и дышать душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд, и т.п. чужды нашему духу, им противится дух как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.

Тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче!

Будем все с любовью склоняться перед заветом Господним: «возьмите иго Мое на себя». Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни, в семью святых Божиих людей.

Со священных евангельских страниц встает перед нашим духовным взором возвышеннейший образ Господа нашего Иисуса Христа во всей духовной красоте. И Святая Церковь, восторженно взирая на своего Божественного Основателя, поет Ему в своем акафисте от лица каждой верующей души: «Иисусе, красото пресветлая!»

Чем же покоряет наши сердца Божественная личность нашего Спасителя?

Спаситель покоряет наши сердца Своим совершеннейшим смирением Тот. Кто одним мановением воли Своей сотворил мир, возлег беспомощным Младенцем в Вифлеемских яслях, в 40-й день был принесен Своею Матерью в храм для исполнения закона, вместе с Матерью спасался в Египте от злобной руки Ирода царя... Тот, Кто окружен тьмами тем воинств небесных, в последние часы Своего земного подвига предстоит перед народом оплеванным, заушенным, тернием увенчанным, к злодеям причтенным... Ощущение же необъятной внутренней силы в Его крестном подвиге заставило тех, кто окружал этот крест с Распятым на нем, с сокрушением бить в перси свои при уходе с Голгофы. В этом и состоит величие истинного смирения: внешняя простота и унижение скрывают под собою силу, покоряющую мысль, волю и сердца людей.

И этому смирению нимало не противоречит ни та священная ревность Его, с какой Он, взяв бич в Свои руки, изгонял торжников из храма, ни тот священный гнев Его, каким Он жег души книжников и фарисеев (Мф 23.33). Ведь это была священная защита Им святыни от поруга.-ния. Ведь это говорила в Нем священная ненависть ко греху, который не только губит душу того, кто носит его, но и заражает собою души других и влечет их за собою в бездну вечной погибели. Таков Богочеловек! Таков наш Спаситель!

Чем еще пленяет нас Божественный образ Христа Спасителя? - Он пленяет нас совершеннейшей любовью Богочеловека. Вот Господь наш Иисус Христос обнимает и ласкает детей; вот Он склоняется к павшим к ногам Его грешникам; Он плачет вместе с Марфой и Марией над гробом Лазаря, их брата; Он осушает слезы бедной наинской вдовы, хоронившей своего единственного сына... Его любовь подобна неиссякаемому источнику воды живой в знойный день, и к этому источнику припадают иссохшие, воспаленные жаждой человеческие уста, чтобы, напоив себя живой водой, вновь находить силы для жизненного пути. Обращаясь к Носителю этой любви, Святая Церковь взывает: «Иисусе, красото пресветлая!»

Чем еще поражает нас евангельский лик нашего Господа Иисуса Христа? Совершеннейшей чистотой души Его. Господь допускал к ногам Своим блудниц, Он ел и пил с мытарями и грешниками, заходя в их дома, и никакая грязь и нечистота не прикоснулись к Его безгрешной и чистой душе! Мы, грешные, всегда склонны бросить камень осуждения в ближнего своего, которого, быть может, во многом сами превосходим своими пороками. А Он? Книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и требовали побить ее камнями по закону Моисея. Спаситель, низко наклонившись, писал перстом на земле, а потом, подняв голову, сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И когда все они ушли, обличаемые совестью, Иисус сказал женщине: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8.3.11). Так мог сказать только Тот, Чья душа не имела ни единой пылинки греха, и, преклоняясь перед такой душевной чистотой, хочется из глубины сердца говорить, не умолкая: «О, Иисусе, красото пресветлая!»

Мы знаем завет Христов, обращенный и к каждому из нас: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5.48). - На этот зов откликнулись неисчислимые миллионы душ человеческих. И в меру своих духовных сил и духовных подвигов, подражая в добродетелях своему Го-20

споду, они достигли нетленной красоты и сияют ею в Небесном Царстве. И каждого из нас Господь зовет на путь подражания Себе. Мы все знаем, что Царство вечной жизни - это царство красоты нетленных душ человеческих и станет участником вечной жизни только тот, кто войдет туда в «брачной одежде» - одежде, сотканной трудами самого человека из добрых дел, молитвы, покаяния. И тогда Божественный Носитель совершенной красоты, Небесный Хозяин, узнает в нас Своих детей, исполнителей Его завета, и введет нас в Свои обители радости и света.