Радость и утешение христианина

Есть люди, которые желали бы себе скоропостижной, внезапной кончины, чтобы избежать предсмертных болезней и страданий... Но истинный христианин не боится перед своей смертью ни болезней, ни страданий, ибо он знает, что, если перенесет эти предсмертные страдания с верой и терпением, Господь примет их в искупительную жертву за великое множество его согрешений.

Жизнь человека, по слову апостола, - «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4.14). Так мимолетна, кратковременна, по сравнению с вечностью, наша земная жизнь! А в эту краткую жизнь, - как говорит св.Василий Великий, - можно и приобрести право на вечное блаженство, и потерять это право, сделав свою земную жизнь переходом в страну вечной скорби и вечного, ничем неутолимого, духовного плача.

Об этих истинах Господь напоминает нам притчей о безумном богаче. Приводя нам на память эту притчу, Святая Церковь хочет, постучавшись в наше сердце, еще раз сказать нам - хотя и грешным и немощным, но идущим за своим Господом, - что перед каждым лежит священный жизненый долг на протяжении нашей земной жизни: спасать душу. Мы должны трудиться над собиранием небесного богатства в течение всей своей жизни, не откладывая на завтра. Ибо неожиданной может быть кончина для любого из нас...

Итак, будем жить так, как учит нас жить Господь наш Иисус Христос, собирая то сокровище, то богатство, какое с нами уйдет в мир вечности, в Царство Небесное!

Царство Божие

«Ищите прежде Царства Божия и правды его» (Мф

6.33).

Почему мы прежде всего должны искать Царства Божия? Прежде всего потому, что нет ничего выше, ничего дороже, ничего священнее Царства Божия. Если человек приобрел в сердце своем Царство Божие, если он живет со Христом в сердце, то, хотя бы он не имел никаких земных благ, он все имеет; если он не нашел Царства Божия, то, хотя бы он имел бесчисленные блага мира, он ничего не имеет.

И разве каждый из нас не знает, как непрочны блага этого мира? Все блага этого мира - и богатство, и слава, и здоровье, и земное благополучие - рвутся как паутина: сейчас ты их имеешь, а к вечеру можешь лишиться всего. А Царство Божие, которое верующий человек имеет в своем сердце, при помощи благодати Духа Святаго может оставаться в нем навсегда, и никто и ничто, кроме нераскаянного греха, не может отнять у верующего человека этого счастья.

Спаситель велит нам искать Царства Божия прежде всего. Если мы будем искать прежде всего благ земных и временных, то они, эти блага, незаметно для нас будут поглощать всю нашу душу и тело, наш ум и волю, наше время и труды. Они опутают нашу голову и наше сердце, и некогда будет и вспомнить о Царстве Божием, потому что такая привязанность к земным благам обратится в привычку, а от привычек так трудно человеку отстать. Вот почему Спаситель и сказал однажды: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф 19.23). Трудно потому, что он начал свою жизнь не с искания Царства Божия, а с поисков земных благ. У него уже нет порывов к Небу. Кто же по заповеди Христовой ищет прежде всего Царства Божия, тому легче найти его: и ум его, еще чистый, не омраченный излишними заборами о временных благах, и сердце его, не 38 пристрастившееся ни к чему земному, - это лучшая нива, на которой могут произрастать плоды Царства Божия. Поэтому слово Божие ублажает тех людей, которые прежде всего, даже с самой юности, начинают искать Царства Божия. Заповедуя нам искать прежде всего Царства Божия, Спаситель добавляет: «и все это, - то есть потребности земной жизни, - приложится вам». Господь не оставляет Своих верных детей без Своей Божественной помощи и, если посылает им испытания, то дает и силы эти испытания перенести.

Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей... Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь ониюграничены, а наше сердце есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе и при могуществе - в сердце может быть пусто. О, если бы каждый из нас мог сказать сердечно слова св.ап.Павла: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп 3.8).

Господь сказал: «Ищите Царства Божия». Он не сказал: «возмите его», но именно: «ищите». Значит, нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царство Божие найти.

Всегда будем помнить и следующие слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11.12). И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон... делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим 8.22-23). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7.19).

Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему в этом помогают вера и благодать Божия. В этом и состоит искание Царства Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова.