Радость и утешение христианина

Бог есть Дух вездесущий, а человеку дана мысль, способная в мгновение переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, разделенными от нас далеким пространством.

Бог есть Дух всемогущий. Разум человека имеет печать этого Божьего свойства. Он может охватывать неисчислимые массы знаний; память человека хранит в нем эти знания.

Бог есть Дух всесвятой. И человек с помощью благодати Божией имеет силу достигать вершин святости. Когда преподобный Серафим беседовал о духовной жизни или когда он молился, - окружавшие его видели особый свет, исходящий от него. Отец Иоанн Кронштадский подвигом своей молитвы и праведной жизни получил от Господа силу исцелять болезни людей на расстоянии: одним только молитвенным вздохом перед Богом.

Поистине нет цены бессмертной душе человека: ведь Богочеловек кровью Своей искупил человека, призвал его к вечной и блаженной жизни, «немногим умалил перед анге-лами» (Пс 8.6), предназначил быть «храмом живущего в нас Святаго Духа» (І Кор 6.17); человек носит в себе образ самого Создателя своего!

Наша бессмертная душа рвется к своему первоисточнику, тянется к своему Небесному Отцу, как ребенок к своей матери; и только тогда эта душа найдет для себя покой, когда почувствует себя в объятиях Небесного Отца, как успокаивается ребенок на руках своей матери. Нельзя оставлять голодающую и жаждущую душу без насыщения. Духовный голод и духовная жажда страшнее телесных. Если не насыщать нашей души на пути жизни вечной, - безмерно тяжек будет ее голод в вечности. Питайте же ее молитвой, словом Божиим, тою небесною пищей, которая преподается вам из святой Чаши, благодатию Божией, раздаваемой в Церкви в таинствах и церковных благословениях! Берегите бессмертную душу для вечной жизни! Очищайте ее от греха! Укрощайте ее вечной красотой доброй христианской жизни!

* * *

Заветное стремление души

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие» (Пс 41.2-3).

«Жаждет душа моя к Богу крепкому». Сколько мыслей и чувств рождают эти слова в верующем сердце! Что они нам напоминают? О ком они говорят?

Прежде всего нашему духовному взору представляется величественная картина бесчисленных тысяч мучеников первых веков христианства: молодые, старые, женщины, дети, малютки на руках... Они идут на свой подвиг, полные горячей, убежденной веры в истинность и непреложность слов Господа Иисуса Христа: «Где буду Я, там будет и Мой слуга»; «Будь Мне верен до смерти, и Я дам тебе венец вечной жизни».

Вот один из случаев. Это было в Карфагене в середине 3-го века. Правитель города, поднявший гонение на христиан, в один из дней приказал всем христианам собраться на городской площади. Христиане знали, что их собирают для казни. И вот на одной из улиц по пути к площади группа язычников увидела женщину, бежавшую по направлению к этой площади с малюткой на руках. Они остановили женщину и говорят ей: «Куда ты бежишь?» Та отвечает: «Я -христианка, и тороплюсь на площадь, где собираются все христиане». - «Разве ты не знаешь, что все христиане будут казнены?» - «Я это знаю, потому и тороплюсь». - «Но оставь хоть малютку дома, пусть спасется невинное дитя»,

- пожалел кто-то из язычников. - «Нет, нет, - воскликнула женщина, - я хочу, чтобы и мое дитя было со мной у Господа». Какое непреодолимое стремление к Господу в верующей душе!

Человек, созданный по образу и подобию Божию, носящий в себе частицу дыхания Божия, своей душой стремится к своему Источнику и Творцу... Для этого мы и приходим в Божий храм, оставляя у порога храма всю нашу суету, все наши заботы, все то, чем тревожно живем мы в этом мире. Со священных стен на нас глядят изображения святых угодников Божиих. В многочисленных святых иконах здесь на нас смотрит лик Божией Матери; здесь, по верованиями нашей Церкви, вместе с нами разделяет нашу молитву незримое ангельское воинство. Здесь в многократных благословениях Церкви и ее священных обрядах Сам Господь укрепляет и утешает нашу душу, и нередко бывает, что тому, кто искренно и с открытым сердцем помолится за нашим богослужением в храме, не хочется и выходить отсюда туда, где его ждут суета, соблазны и человеческие пороки. Разве и нас в храм влечет не та же «жажда», не то же стремление «к Богу крепкому, живому»?

Все живое нуждается в свете и тепле для своей жизни. Всякая, даже самая малая былинка тянется к солнцу, как к источнику света; самая малая букашка ищет для себя тепла. И наша душа стремиться «к Богу живому», потому что в Нем - источник света и источник тепла для нашей бессмертной души. В свете того, что открыто нам нашим Господом в Его Божественном слове, для нас все ясно: как произошел этот мир, в котором мы живем, что его ждет, для чего создан человек, как он будет жить после своей смерти. Светом Евангельского слова нам освещен путь, который ведет нас к вечной жизни. И как солнце не только светит, но и греет, так и тот наш Свет, в Которого мы веруем, - это неиссякаемый источник тепла, согревающего нашу душу. Мы идем к нашему Небесному Отцу, как к источнику света и тепла: мы идем к Нему за той нетленной небесной пищей, в которой нуждаемся, которой просит каждая живая душа. И Он дает нам эту пишу и дает ее обильно