Радость и утешение христианина

Наличие мира в сердце человека говорит о том, что он не напрасно трудится над делом спасения своей души, в то время как отсутствие мира, отсутствие в сердце человека этого благодатного плода Духа Божия говорит о том, что в этом сердце живет дух лукавый и дух грешный.

Все мы в грядущие дни Великого поста будем искать прощения грехов своих - и ясных, открытыми деяниями совершенных, и в тайных намерениях и деланиях проявляемых; будем искать себе милости Божией. Но как мы можем надеяться на это прощение, если мы сами не умеем прощать друг другу? Сказано в слове Божием: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак 2.13).

Ясны слова Самого Господа Иисуса Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6.14-15). «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», - «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7, стихи 12 и 2).

Таков закон Правды Божией. И во имя этого Божественного закона все мы, ищущие у Господа себе прощения, должны из глубины своих сердец вырвать все следы согрешений друг против друга, если они коренятся и живут в наших сердцах.

В дни Великого поста после говения и покаяния мы будем приступать к Святой Чаше Христовой. И как можно приступать к этой Божественной трапезе, не простив друг другу наших взаимных согрешений? Не будет ли тогда для непримиренной души причащение Святых Таин лобзанием Иудовым, которого должен страшиться каждый из нас?

Один Святой отец, Григорий Нисский, говорит: «Если ты простишь из глубины своего сердца согрешения и обиды твоему ближнему, ты имеешь дерзновение сказать на

82 молитве своей Господу: Отец мой Небесный, я исполнил то, что Ты велишь мне сделать. Исполни и Ты, что Ты обещаешь сделать. Я простил все согрешения и обиды и, прибегая к Тебе в покаянии своем, жду, что и Ты, согласно Своему обещанию, простишь мне бесчисленные согрешения». - Такое дерзновение может иметь и будет иметь каждый, кто исполнит повеление Божие и кто простит взаимные согрешения.

Итак, исполняя повеление Божие, простим друг другу наши взаимные согрешения и взаимные обиды. Простим не устами только, а из глубины своих сердец, дабы и наш Небесный Отец отпустил каждому из нас те бесчисленные согрешения, покаяние в которых мы будем приносить в спасительные дни Великого поста.

***

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя»

(К чтению великого канона Андрея Критского)

Много раз мы повторяем святые слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», внимая великому покаянному канону св. Андрея Критского. Этот канон называется великим потому, что в нем много, около 250, одельных стихов, называемых тропарями. Ему усвоено имя покаянного потому, что это - зов к покаянию, и он назван именем св.Андрея Критского, своего составителя, великого пастыря VII века.

С тех пор, с 7-го века христианства, уже около 1300 лет по уставу Церкви Православной этот великий покаянный канон читается в Великий пост, на первой седмице - по частям и на пятой - во всем его объеме.

В тропарях великого канона св.Андрея Критского пр;і водятся примеры из Ветхого и Нового Завета. И через них Святая Церковь призывает нас подражать праведным и благочестивым людям и избегать примеров нечестивых и порочных людей. После каждого тропаря, исключая по-