Радость и утешение христианина

Итак, исполняя повеление Божие, простим друг другу наши взаимные согрешения и взаимные обиды. Простим не устами только, а из глубины своих сердец, дабы и наш Небесный Отец отпустил каждому из нас те бесчисленные согрешения, покаяние в которых мы будем приносить в спасительные дни Великого поста.

***

«Помилуй мя, Боже, помилуй мя»

(К чтению великого канона Андрея Критского)

Много раз мы повторяем святые слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», внимая великому покаянному канону св. Андрея Критского. Этот канон называется великим потому, что в нем много, около 250, одельных стихов, называемых тропарями. Ему усвоено имя покаянного потому, что это - зов к покаянию, и он назван именем св.Андрея Критского, своего составителя, великого пастыря VII века.

С тех пор, с 7-го века христианства, уже около 1300 лет по уставу Церкви Православной этот великий покаянный канон читается в Великий пост, на первой седмице - по частям и на пятой - во всем его объеме.

В тропарях великого канона св.Андрея Критского пр;і водятся примеры из Ветхого и Нового Завета. И через них Святая Церковь призывает нас подражать праведным и благочестивым людям и избегать примеров нечестивых и порочных людей. После каждого тропаря, исключая по-

83

следние, мы слышим дорогие, всегда близкие нашему сердцу слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Разное бывает проявление раскаяния во грехах в душе человека. Ему становится стыдно того, в чем он согрешил: стыдно своей лжи, стыдно своего блуда, стыдно того или другого порока, - в человеке проснулась совесть. Это -начало его раскаяния.

У нас есть и другие побуждения к раскаянию во грехах. Мы раскаиваемся и потому, что нам становится страшно представить себе, как мы должны будем дать ответ перед лицом Господа в тех наших согрешениях, какие еще носим в себе. Ведь за каждое слово праздное - даже праздное, а не то что гнилое и скверное - мы ответим на суде Божием.

Но это еще низшая степень раскаяния. Есть высшая степень раскаяния, к которой зовет нас Святая Церковь. Святая Церковь зовет нас, чтобы мы раскаивались во имя любви своей ко Господу, зная о том, какою любовью возлюбил нас наш Небесный Отец.

И мы должны раскаиваться, повторяю, не только потому, что нам стыдно наших грехов, не только потому, что мы боимся ответа на страшном Суде Христовом, но потому, что мы любим Господа своего, мы знаем, как грехами своими мы огорчаем Его, оскорбляем Его любовь к нам. Нас давно должен был поразить гнев Божий за множество наших согрешений, но любовь Божия, милосердие Божие все еще терпит каждого из нас, грешников.

К такому раскаянию во имя любви ко Господу и зовет нас Святая Церковь, много раз повторяя слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Она хочет, чтобы мы всей душой своей восстали против своих скверн и сказали: Господи! какие мы скверные, какие мы нечистые! Во мне нет чистого места: мои мысли грязные-грязные, мои желания скверные, движения души моей порочные; и через глаза, и через уши, и через руки, через ноги, через язык мой я все впускаю новые и новые греховные скверны в себя и весь я покрыт этими греховными язвами. Но я верю, что Ты, Господи, прощавший блудниц, Ты, Который сказал, что столько