Радость и утешение христианина

«Мир всем»

За каждым нашим богослужением мы слышим неоднократно обращенный к нам возглас Святой Церкви: «Мир всем», который сопровождается благословением служащего священника или архиерея.

Какого мира желает нам Святая Церковь? Какой мир низводит она в души наши в этом благословении?

Того самого мира желает она нам, о котором в рождественскую ночь пели на небе ангелы, явившиеся изумленным пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2,14). Того мира, который завещал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам, в беседе после Тайной вечери, накануне Своей смерти: «Мир

107

оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14,27). Тот мир низводит она в наши сердца, с пожеланиями которого Воскресший Христос обратился к апостолам, явившись им после Своего воскресения.

Где же он, этот мир, оставленный Господом на земле, если царства восстают на царства, народы на народы, если землетрясения, ураганы, моры - обычные явления на земле, а всякие страдания, беды и болезни в личной жизни каждого из нас, как дикие звери, обступают нас отовсюду, готовые в любую минуту вонзить в нас свои звериные клыки? Где же этот завещанный Господом, врученный Им людям мир?

Мир, принесенный Господом Иисусом Христом на землю, не на ней живет. Господь предсказал земле и эти войны народа против народа, царства с царствами (Мф 24.7), и эти неизбежные в земной жизни каждого человека скорби: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16.33). Но Он же и сказал нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18.36); и еще: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк 17.21).

Мир Христов - это одно из свойств Царства Божия и живет он там, где пребывает и Царство Божие: внутри нас, в нашем сердце, в каждой истинно верующей душе.

Мир, данный Спасителем человечеству, - это прежде всего мир с Богом, мир преданной Господу и любящей Его души. Он живет в том сердце, в котором нет ропота на Бога, которое все, что случается в жизни, принимает как волю своего Небесного Отца. «Твори со мною, Господи, волю Твою», - это голос чистого сердца. Этого мира не будет в душе, когда человек, впадая в грехи, хочет уверить себя, что если эти грехи скрыты от людей, сокрыты они и от всеведения Божия, или когда, отдаваясь греху с легкой душой, он убаюкивает совесть тем, что Господь, по милосердию Своему, даже и без раскаяния во грехе все простит и ни за что не осудит. Иначе - когда человек не хочет обмануть себя и своего Господа. Мир насыщает только душу, до дна открытую перед всевидящим Оком, чистую и нелукавую. С таким святым миром в душе умирал св.Симеон Богопри-

108 имец: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Мир Божий - это мир со своею совестью. О, мы знаем со священных страниц Библии еще о первом на земле убийце Каине, который после своего преступления - убийства брата Авеля - не находил себе места на земле, скитаясь до самой смерти. «Нечестивым нет мира», - говорит Господь (Ис 48.22).

Мир Христов - это мир христианской души в отношении ближних своих. Он является сокровишем того, кто не держит против ближнего своего камня за пазухой, кто не носит в себе ни жажды личной мести или личной ненависти, ни памяти о причиненных ему обидах; в чьем сердце не живет дух осуждения, зависти, ревности, превозношения. Братская любовь и открытое перед ближним своим сердце

- источник внутреннего мира и радости глубокой. «Кроткие насладятся множеством мира», - говорит слово Божие (Пс 33.11).