«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

К учителю славному,

Чтобы учил его всякому чтению.

Там было славно учение,

Цвело на языке Славянском.

Соединяя древние и верные известия, должны мы представить жизнь преп. Прокопия в таком виде: Прокопий еще в доме родителей учился Славянской грамоте, и следовательно родители его держались правил веры и жизни, посеянных в Богемии св. Мефодием, Моравским Апостолом. Для усовершения познаний, они отправили его в Велеград, где тогда процветали науки, преподаваемые на отечественном Славянском языке. Окончив учение, он посвящен был в священника и усердно учил вверенных ему правилам православного учения. Потом удалился в пустыню, где проводил жизнь, по примеру восточных пустынников. Герцог Ульрих, гоняясь на охоте за зверьми, неожиданно нашел отшельника в глухом лесу, в пещере. В беседе с герцогом, отшельник просил доброго государя построить храм св. Предтечи. И просьба его была исполнена. Так основалась на реке Сазаве пустынная обитель. Так как Ульрих стал владетельным герцогом с 1012 года, то и основание обители Сазавской последовало не прежде этого года. По летописям Русским, равноапостольный Владимир был в дружбе с герцогом Андреем и даже, как говорят некоторые летописи, хотел выдать за него дочь свою. Понятно после того, что герцог, которого любил равноапостольный Владимир, не мог не обрадоваться желаниям блаженного Прокопия, решившегося основать православную Славянскую обитель. С пособиями герцога и стараниями преп. Прокопия обитель Сазавская цвела. В ней совершалось Богослужение, в ней исповедывали веру, точно в том виде, в каком предлагали Славянские просветители. До нас дошло Славянское Евангелие, писанное рукою преп. Прокопия - и Кирилловскими буквами. Другая половина книги написана после глаголитскими буквами, и писец глаголиты в конце написал: «а друга страна тиехто книжек иенжь о подле (по) Русскою закона; - ту псал святи отец Прокоп сву руку, а то писмо Русске дал - небожчик карель чврти царь Рзимски, ко Славени тому то кляштру». – Уцелел и другой памятник Чешского православия, современный преп. Прокопию: это светильны постной и цветной триоди, оказавшиеся на переплете Апостола 1053 года. Король Брячислав, преемник Ульриха, поддерживал монастырь. Но не легко было жить по православному преп. Прокопию. Пилатники делали все, что могли, к оскорблению преп. Прокопия. Приблизившись к смерти, святой сказал братии своей, что спустя три дня умрет он, - при Спитичневе они потерпят гонение, но не долго; преемник его будет любить их. Так все и было. Святой почил на третий день, 1 апреля 1053 года. В 1055 году Сазавских иноков выставили пред Спитичневом, будто Славянская письменность «вводит ересь», и православных иноков выгнали из Сазавской обители, поместив в ней Немецких ксендзов с Латынью. Но король Вратислав в 1061 году возвратил изгнанников в их обитель. Вратислав упрашивал самого папу, дабы он своим голосом утвердил Славянское Богослужение. Гордый Григорий VIII в 1080 году писал: «ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на Славянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. - Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторые места священного Писания были сокрыты и чтобы оно было не всем ясно или понятно, дабы чрез то не пришло в пренебрежение или худо понятое не ввело в заблуждение. Не извинительно, что некоторые духовные особы беспрекословно исполняли требования народа и допустили беспорядки. Первоначальная Церковь (Богемии) много потворствовала тому; но впоследствии, когда христианство окрепло, это исправлено по строгом исследовании. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властью блаженного Петра и в славу Божию - противостать суетной дерзости всеми силами». Это повеление суетного романизма само по себе столько не умно, что даже высказывает хулу на откровение Божие, будто оно вводит нас в заблуждение; папа не хочет понять того, что в заблуждения вводят нас произволы наши. Потому и Вратислав не обратил внимание на волю папы: Славянская служба продолжалась в Сазавской обители. - Голос папы должна заметить история: по сознанию папы, народ Богемии, а не одни князья, был питомцем и искренним чтителем православия в лучшие времена свои. Остается молить Господа, да снова засияет восточный благодатный свет в стране, на которую людские страсти навели столько мрака и бед.

Св. мучениц СОФИИ и ИРИНЫ,

Память 17 сентября

За исповедание Христа обезглавлены в Египте, в царствование Адриана. Мощи св. Ирины перенесены в Константинополь при Константине Великом, который в честь ее устроил храм.

+ Страдание святого князя МИХАИЛА Черниговского и боярина его ФЕОДОРА и память о внуке князя МИХАИЛА, князе ОЛЕГЕ Брянском,

Память 20 сентября

Михаил князь Черниговский, сын Всеволода Чермного, с молодых лет отличался благочестивым настроением души; в молодости не пользовался он добрым здоровьем, напротив был весь расслаблен; по слуху о Переяславском столпнике Никите отправился он просить молитв праведника и по вере своей получил (1186 г.) полное здоровье. В 1224 г. видим его в совете князей, решавшем, идти ли навстречу Татарам, по призыву Половцев, а в конце того же года он уже был с дружиною своею в Торжке, готовый помогать великому князю Юрию, за которым была в замужестве сестра его. Новгородцы, не приняв к себе сына Юрьева, охотно приняли к себе Михаила. - Юрий при всем том, что помирился с Новгородцами, взял из Торжка казну Новгородскую; князь Михаил явился с просьбою возвратить Новгороду его собственность, и Георгий уважил ходатайство его. Новгородцы с восторгом благодарили князя своего за его услугу, возвратившую сотням состояние их. Умными и благодушными поступками своими Михаил снискал любовь Новгородцев. «Вся область наша, говорить Новгородский летописец, благословляла свой жребий, не чувствуя никакой тягости ». Но в страшной Калкской битве убит был вместе с сыном брат Михаила Мстислав, княживший в Чернигове. Князь Михаил объявил, что должен возвратиться в родной город. Напрасно Новгородцы просили его остаться с ними, напрасно говорили, что князь любимый Новгородом не может оставить Новгорода без оскорбления доброму сердцу своему. Михаил отвечал, что Чернигов и Новгород должны быть одно между собою, и он идет скрепить узы дружества и торговых сношений между ними. Михаил занялся устройством родного ему княжества. В 1227 г. он готов был воевать с соседом своим, с Курским Князем Олегом. К счастью митрополит Кирилл помирил князей. В то время смут и междоусобий миролюбивый князь не мог не вовлекаться в междоусобия, и Михаил по вызову князя Киевского должен был отправиться на Волынь для войны с Галицким князем, но этот поход кончился без бед, миром. В конце 1228 г. Новгородцы, теснимые князем Ярославом и своими неурядицами, отправили послов просить Михаила в Новгород. Михаил тем более поспешил в Новгород, что несчастные послы Новгорода задержаны были в Смоленске по воле Ярослава. Народ принял его с восторгом. Князь, дав клятву охранять древнюю правду Ярославову, прежде всего занялся прекращением неурядицы в Новгороде. Согласно с древним Новгородским законом он решил прекратить все споры и тяжбы по взысканию оброков с поселян, переведенных или перешедших от одного владельца к другому: «как повелели древние князья, так и платить, сказал он; кто где живет, там плати; кто перешел на новую землю, свободен от дани, хотя бы и за пять лет». Поселяне, дотоле угнетенные и разорявшиеся богатыми землевладельцами, благословили доброго князя Михаила. Устроив и другие внутренние дела Новгорода, миролюбием склонив и Ярослава к уступкам в пользу Новгорода, Михаил оставил Новгородцам юного сына Ростислава, а сам возвратился на юг. Он примирил с Черниговом и Киевом князя Ярослава, грозившего войною. В 1235 г. Владимир, князь Киевский, и Даниил, князь Галицкий, привели войска к Чернигову; обложив город, они сожгли предместье и разорили окрестности. Михаил искусно вывел войска из Чернигова и наголову разбил князя Галицкого. Изяслав, союзник и родственник Михаила, подоспел на помощь, и Киев взят был для Изяслава, а Михаил взял себе Галич. Наступило страшное время. В 1238 г. Татары опустошили Рязань, Суздаль и Владимир. В 1239 г. обратились они на южную Россию. В это время Михаил владел Киевом. Послы Мангу потребовали от Киева и князя, чтобы покорились добровольно хану. Михаил и его дружина видели, что нет сил победить страшного врага; но признали за низость просить себе цепей у гордого врага. Послы хана за дерзкие отзывы были убиты. Михаил поспешил искать помощи отчизне за ее пределами, - он обратился к Беле, королю Венгерскому. Киев был взят, и еще прежде того опустошен Чернигов, дорогой Михаилу. Князь Мстислав, двоюродный брат Михаила, истощал и мужество и военные средства спасти Чернигов. Город был сильно укреплен; защитники бились с Татарами, не щадя жизни. Татары выставили стенобитные машины, - на город саженей за 100 летали каменья огромные, такие, что четыре человека едва могли поднять один камень. Мстислав уступил упорному напору многочисленного врага; множество из его войска пало в битвах; город был взят и предан огню; епископа Порфирия взяли в плен, но, истомленного летами и скорбями, отпустили из Глухова, и он умер. Князь Михаил не нашел помощи у сильного Белы, - тот остался ждать своей очереди, которая и дошла до Венгрии после Киева. Михаил ездил из страны в страну. Ограбленный Немцами близ Сирада, он возвратился в Киев и жил на острове против развалин древней столицы; потом переселился в опустошенный Чернигов. Между тем сын его Ростислав умел снискать любовь Белы, и Венгерский король выдал за него дочь свою. Михаил, думая найти в родственнике верного союзника, в другой раз прибыл в Венгрию; но и опять встретил там прием слепого своекорыстия. Огорченный князь возвратился на родину.

Чиновники хана переписывали в Черниговской области всех оставшихся жителей для сбора дани; от князей требовали они, чтобы не иначе вступали они в управление областями, как явясь наперед с покорностью к Батыю. Князь Михаил, не нашедший нигде помощи отчизне, видел, что надобно покориться хану, - такова воля Божия; но что делать, если придется встретиться с язычеством двора Батыева? Св. верою надобно дорожить более всего, думал он. Благочестивый Михаил обратился за советом к отцу духовному, епископу Иоанну. Тот говорил ему: «многие князья отправлялись в орду и поступали по воле язычника; прельстясь славою света сего, ходили сквозь огонь и кланялись идолам. Но ты, князь, не принимай в уста твои ни пищи, ни питья их; а исповедуй веру христианскую, говори, что христианам не следует поклоняться твари, а только Господу Иисусу Христу». Князь отвечал: «пусть молитвою твоею совершится воля Божия! Я желаю пролить кровь мою за Христа и за веру чистую». Боярин Михаила Феодор сказал то же. «Если так поступите», сказал епископ, «вы будете новыми мучениками, на утверждение другим». Князь и воевода обещались поступить так. Духовный отец дал им св. причастие на путь и отпустил с молитвою: «да укрепит вас Бог, за Которого желаете страдать!»

Прибыв в стан Батыя с внуком Борисом Васильковичем, Ростовским князем, и с боярином Феодором, князь Михаил объявил, что желает представиться Батыю. О нем доложили. Батый приказал позвать жрецов и сказал: «выполните над Русским князем Михаилом все, что следует по вашим уставам, и тогда представьте его ко мне». Жрецы потребовали, чтобы князь и боярин его прошли среди огня. - Князь отвечал: «христианин поклоняется Творцу, а не твари». - Объявили Батыю о непокорности Русского князя. Батый рассвирепел и послал вельможу своего Эльдегу объявить князю: «как смеет он не исполнять волю царя? Пусть избирает одно из двух: или поклонится богам и будет спокойно власть княжеством, или умрет он злою смертью». - Князь отвечал: «я готов поклониться царю, - ему вручил Бог судьбу земных царств; но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы!» Так пишет современник.

Что это за действие, которого требовали от князя Михаила и от которого отказался он? По известию духовника - епископа Иоанна, это было дело языческое. Так ли это было? О хане Мангу западный путешественник говорит: «он приносил жертвы небу, солнцу, луне и горам». Согласимся, что Батый «не принадлежал ни к какой секте и поклонялся только единому Богу». - Но Яса Чингисова была господствующим законом Монголов; а в Ясе предписывалось вместе с поклонением верховному поклонение духам добрым и злым, поклонение солнцу, луне, стихиям, предкам. - Как ни думал для себя Батый, в стане его господствовал Монгольский закон с его жрецами. Даниил, князь Галичский, спустя три года после Михаила, «видел здесь гнусные волхвовательные богослужения и установленные Чингисом бредни, - царей, князей, вельмож закон водил около куста кланяться солнцу, луне, земле, Диаволу, умершим в аду отцам, дедам и матерям». - Известно, что даже буддийские ламы вынуждены были сохранить между Бурятами поклонение огню - их древнее заблуждение. Гордости Монголов естественно было тешиться тем, что Русские отдают уважение и их религии. Если же для кого, то особенно для кн. Михаила Батый не мог отменить ничего из требований жрецов Монгольских. Он видел в Михаиле того, кто старался отклонить от себя Монгольскую власть. «Татары выискивали случай убить его», говорит западный очевидец событий. - Этот Римский миссионер не совсем верно и слишком коротко описал прием кн. Михаила в Орде; но и он писал: «южной стороне поклоняются как Богу и заставляют то же делать других знатных людей, которые покоряются им. Недавно Михаил, один из великих герцогов Русских, приехал к Батыю; ему сказали, чтобы он поклонился Цингис-Хану на юг. Михаил отказался… У них есть идолы, сделанные из войлока: они почитают солнце, светила, огонь, воду, землю, поклоняются и приносят в жертву начатки пищи и питья». - Так благов. князь Михаил и боярин Феодор поставлены были лицом к лицу пред язычеством; им оставалось одно из двух - или поступить по совести язычника, или умереть с христианскою совестью. И летописи наши не иначе называют подвиг кн. Михаила, как подвигом «за святую веру», страданием за неуважение язычества.