«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Обратимся же к истории высокого христианского подвига.

Когда Эльдега услышал отказ князя исполнить то, чего от него требовали, он сказал: «понимаешь ли, князь, что ты произносишь себе смертный приговор?» «Да, - отвечал покойно князь, - я желаю страдать за Христа моего, готов пролить кровь мою за чистую веру». - Юный князь Борис Ростовский, которому Батый также объявил свою волю о Михаиле, со слезами говорил деду: «государь-батюшка! поклонись». Бояре Борисовы говорили: «готовы мы со всею страною своею принять на себя епитимию за тебя, князь». Михаил отвечал: «не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить язычника». - Это значило, что св. князь не хотел быть лицемерным христианином и бесчестить христианство пред язычниками; он хотел быть лучшим христианином, на которого могли бы с торжеством смотреть христиане, на земле и на небе. Боярин Феодор думал между тем: не склонили бы князя мольбы своих к измене совести, - вызываемая ими в душе князя борьба с любовью к жизни, к милой семье, ко всему дорогому не кончилась бы победою худшего. И он сказал любимому князю: «помнишь ли, государь, слова духовного отца нашего? Господь сказал: иже хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия Моего, спасет ю. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, а душу свою погубит? Иже исповесть мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим; а иже отвержется мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим». - Князь Борис и его бояре с своей стороны не преставали убеждать Михаила пощадить себя. «Не слушаю вас, не погублю души моей», сказал решительно св. князь. И сняв с себя княжескую епанчу, бросил ее с словами: «прочь слава мира сего, не хочу ее». - Увидев, что никакие убеждения не переменяют решимости князя, ханский вельможа отправился к Батыю передать ответы кн. Михаила. «Множество христиан и язычников собралось тут слушать, что отвечает князь Михаил царю», говорит описатель подвига. Так и христианский и языческий мир смотрели на подвиг св. кн. Михаила. Мир христианский с радостью и торжеством видел, что христианский князь не унизил в себе имени христианина, к соблазну братии; нет, он подал пример другим, каков должен быть искренний христианин. Мир языческий должен был сознаться, что христианство воспитывает людей высоких по духу, которые любят веру свою не до первой опасности для чести или жизни, а все отдают за нее. Говорят, и это вполне вероятно, что Батый, выслушав ответ Михаила, сказал: «это - великий человек». - Без сомнения, твердость св. князя Михаила, восторжествовавшая над гордостью Монгольскою, доставила св. Церкви ту услугу, что после Михаила князей Русских уже не ставили лицом к лицу с язычеством при их приеме в Орде.

Когда Эльдега удалился, блаженный Михаил и его достойный боярин начали петь псалмы и, окончив пение, приобщились св. Тайн, которые дал им духовный отец, благословивший их на страдания за Христа. «Князь Михаил!» сказали еще раз Татарские чиновники, «идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Великий князь и Феодор отвечали за одно: «не слушаем вас, не хотим славы мира сего». И начали петь себе: «мученицы Твои, Господи, не отвергошася Тебе, не отступиша от заповедей Твоих». Потом пели другие мученические стихи. Так укреплялись они на довершение высокого подвига.

Явились убийцы. Соскочив с коней. Татарские палачи схватили князя Михаила, растянули за руки и за ноги и начали бить то кулаками, то палками по груди, потом повернули его лицом к земле и били ногами. - Это зверство длилось долго. Даже отступник от христианства, Путивлянин Дементий, оскорбился тем и ножом отрезал голову св. мученику.

Боярина Феодора стали уговаривать не следовать примеру князя и обещали ему почести. Он отвечал: «не могу кланяться твари, хочу страдать за Христа моего, как и государь мой князь». - Его стали мучить, как мучили князя, и наконец отрезали ему голову. Это было 20 сент. 1244 г. .

Святые тела Мучеников брошены были в пищу псам. Не один день лежали они, но остались целы и невредимы. Господь, за Которого пострадали мученики, явил Свое знамение в подкрепление веры слабых и унижение язычеству. Над святыми телами стоял столп светлый, горели свечи и слышны были небесные голоса. - Богобоязненные христиане, видевшее это, с радостью и слезами, тайно взяли св. тела и принесли в Чернигов. Так как сказание о мученическом подвиге св. князя и его воеводы написано было еще духовником их, епископом Иоанном, то нет сомнения, что память их стали чтить в Чернигове вслед за принесением мощей их в Чернигове. В 1572 г. св. мощи их по воле царя Иоанна перенесены в Москву, из опасения, - не подверглась бы они поруганию со стороны папистов, по переходе Чернигова под власть Польскую. Ныне они почивают в Архангельском соборе.

Св. кн. Михаил за великий подвиг свой награжден и на земле благословением небесным. Тогда как ветви других потомков равноапостольного давно угасли, ветви св. кн. Михаила поныне еще зеленеют: кн. Барятинкие, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Кольцовы-Мосальские, Оболенские, Одоевские, Щербатовы. В потомках его постоянно живо было благочестие. Не говорим здесь о знаменитой дочери его - о св. Евфросинии. - Великому родителю подражал в благочестии сын его кн. Роман Брянский, а еще более внук его кн. Олег Романович. В ркп. святцах читаем: девятый благоверный князь Олег Романович Брянский, во иноцех Леонтий, преставился в л. 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре». Здесь в означении времени - ошибка. Князь Олег Романович, внук св. кн. Михаила, в 1274 г. был вместе с отцом своим на войне против Литвы. «По окончании войны, говорит современник, из Новгородка Литовского Олег приехал во Владимир (Волынский) к сестре своей (Ольге - Елене Романовне, супруге князя Волынского Владимира). - Владимир усердно звал тестя своего к себе. «Государь-батюшка! говорил он, приезжай побывать в своем доме и посмотреть на здоровье дочери твоей». Но Роман отказался. - «Сын мой Владимир! отвечал он: не могу я отлучиться от моей дружины ратной; я живу в стороне, угрожаемой войною; кто без меня управит моею дружиною? Вот пусть едет вместо меня сын мой Олег». Они поцеловались, и каждый отправился в свое место». По этому известию видим как в кн. Владимире почтительного сына, хотя по другому известию он и стриг бороду, так и в кн. Романе - является князь попечительный о своих подданных, жертвующий для долга самым невинным удовольствием. - По известию о начале Свенского монастыря, кн. Роман Михаилович - князь благочестивый, и душевные расположения его привлекают на него особенную милость Божию. По этому известию, князь был сильно болен и чудесно исцелился на Свенской горе пред иконою Богоматери. - Он тогда же поставил на месте исцеления крест, доселе целый; потом построены им на горе храм и монастырь, а чудотворная икона украшена дорогим окладом. - Храброго кн. Романа Михаиловича видим еще воюющим в 1285 г. Но кн. Олега после 1274 г. не видим более ни в какой мирской тревоге. В древних синодиках поминали: вел. кн. Романа старого Черниг. и княгиню Анну и сына его кн. Олега Романовича, вел. князя Черниговского. Леонтия, оставившего дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василия. Синодики дают видеть в блаж. кн. Олеге нравственное мужество, расставшееся с заманчивою властно наследственного вел. князя Черниговского, могшего еще располагать стами тысяч народа. По летописям видим, что после кн. Романа наследовал отцу старший сын его кн. Михаил, а затем в 1309 г. Брянским князем был Василий Михаилович. Ясно, что кн. Олег, видя непрочность земного счастья, не успокаивающего собою любимцев своих, предоставил брату и его сыну княжество Черниговское и Брянское, а сам решился в одежде инока служить Господу и начал строить Петропавловский монастырь. По благочестивым расположениям детей и внуков св. кн. Михаила, не можем сомневаться, что и сестра блаженного князя Ольга, получив в 1289 г. богатые имения на Волыни, по завещанию супруга, щедро помогала брату в устроении Брянской обители. - Князь инок Василий скончался строгим подвижником. Мощи его почивают под спудом в каменном храме обители его, которую п. Никон, по благоговению к св. князю-подвижнику, возводил на степень ставропигии.

+ Память о ПРЕПОДОБНЫХ АНТОНИЕВОЙ ПЕЩЕРЫ

У Всех почивающих в Антониевой пещере святых общая память совершается в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября). Вероятно, эта память установлена тогда, как при возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, открыто было несколько мощей древних подвижников и устроен был храм Креста Господня, что было около 1670 г.

Ныне, кроме известных по особым дням памяти, в пещере Антониевой видимо почивает св. Меркурий, епископ Смоленский. Над надгробною плитою его висит святительская мантия. Лавра поет ему: «слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лица преподобных Печерских: темже по смерти чудотворне приплы в кладе и в пещере святей почивает телом, душою же радуется с преподобными во славе вечно». По всей вероятности св. Меркурий на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря; так он с своею паствою испытывал ужасы нашествия Батыева. До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, нашел себе и последний покой.

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». Мелетий Сириг в каноне Киевским святым молится: «Иерарх Симеон! ты сперва приносил Агнца Божия в жертву Вседержителю, а потом принес себя самого, как агнца, в жертву; спаси меня твоими молитвами». - По летописям, Симеон, Переяславский епископ, окончил дни свои страдальческою смертью при нападении Татар на Переяславль, в 1239 году, в то самое время, когда одни полчища Монголов посланы были Батыем против Чернигова, другие, как волны, напали на Переяславль. Враги Христова имени не пощадили здесь ничего святого: храмы были ограблены и осквернены; жители без пощады были избиваемы; город с его кафедральным собором предан огню и святитель Симеон умерщвлен был.

Ныне видимо почивают в пещере нетленными преподобные Лука эконом, Элладий, Алексий, Сuсой, Онисим и Феофил.

Преп. Лука эконом в каноне лавры прославляется, как добрый делатель заповедей Божиих.

Преп. Элладий называется у Кальнофойского постником и чудотворцем, и Феофил известен ему с именем чудотворца. Лавра поет: «Феофил в чудесех изящный поется, той бо еще в жизни многие чудодействием удивляше, ныне же большее приемь дарование иным пособствовати, яко сохрани повеления Твоя, Спасе».