«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

2. И другим каким-либо способом никому невозможно сделаться истинным христианином. Эти три - сластолюбие, сребролюбие и славолюбие - порабощают человека диаволу. И христианин, предающийся плотским сластям, уже не Христов есть раб, а раб греха и диавола; также христианин, обладаемый сребролюбием и любящий деньги, уже не христианин, а идолопоклонник, как говорит божественный Павел; равно и тот, кто любит славу человеческую, не христианин есть истинный, а некий изрядный воин диавола. Кто обладаем или каждою из сих страстей, или одною какою из них всецело, тот не имеет общения с Богом - Пресвятою Троицею, Отцом, Сыном и Святым Духом, хотя бы он постился, совершал бдения, спал на голой земле, и всякое другое нес злострадание, хотя бы имел всезнание и мудрость. Для сего потребно ему прежде в духе освобождену быть от сих страстей Христом Господом, Который говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век (Ин.8:34-35). Дом сей есть царствие небесное. Видишь страшное определение Спасителево?! Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете, присовокупляет к тому Господь (8:36). Итак, когда освобожден будет кто от оных трех страстей, тогда да поет, тогда да поклоняется, славя Бога, тогда да молитвы деет, как соделавшийся уже истинным христианином и рабом Христовым. Великой сподобляется он милости. Ибо воистину кто порабощен трем оным тиранским страстям или хоть одной из них, тот, хотя бы и хотел, не может сам освободить себя от них, потому что освобождение сие в руках Иисуса Христа, Сына Божия и Царя, по власти, какую получил Он от Бога, Отца Своего, чрез крест и смерть, Им подъятые, как Сам удостоверил Он по Воскресении: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18).

3. Прибегнем же к Освободителю всех, Христу Господу, яко к единому власть держащему, всякие употребляя меры к тому, чтоб сподобиться освобождения от тех трех страстей; станем поститься, молиться, подавать милостыни, чтоб увидел Бог, как искренно желаем мы свободы себе и усердно ищем ее, делая такие дела ради ее, и, увидев то, даровал нам желанную свободу Он, желатель милости. Признак такой свободы есть ненависть к тем страстям, - такая, что свободившийся от них гнушается ими, как мерзостию, которая отвратительнее для него всякой вещественной мерзости. Итак, доброе дело есть петь, молиться, поститься, совершать бдения, подавать милостыни, держать себя в уничижении, стать нищим, любви ради Христовой. Однако же видим многих из братий наших, которые тщетно трудились и трудятся, совершая такие дела. И причина этому явна. Что бы ни делал кто, делает то для известной цели.

И кто постится, молится, трудится и всякое другое делает добро, с тою целию, чтоб освободил его Христос, тот всеконечно будет освобожден, и познает Освободителя своего и возблагодарит Его, смирится и покорится пред непобедимою силою Христа Господа. А кто не жительствует жительством по Христе с такою целию, тот тщетно протрудится и перейдет в другую жизнь бедным и несчастным христианином.

Надобно нам и то знать, что весь подвиг диавола и демонов его и все козни, какие строят они всякому христианину, обращены на то, чтоб сеять между христианами непонимание сего и неведение о сем, чтоб они не знали показанной цели, но держали в мыслях, что могут спастись сами, посредством тех добрых дел, какие делают. Демоны нередко даже содействуют и молитвам, и милостыням, и постам, и бдениям, и всяким другим добрым делам, чтобы делающие их делали без означенной нами цели, держа, однако ж, в мысли, что делают настоящее добро, и чрез то оставались не уврачеванными от Христа. Ибо неотложен тот закон Христов, что Сам Христос не может уврачевать того, кто не познал своей болезни, не знает врача и не ищет его.

4. Итак, доброе есть дело, как мы сказали, пост, милостыня и прочее; хорошо и скорбеть о грехах, как своих собственных, так и братий своих, также плакать с плачущими и радоваться с радующимися; но все эти добрые дела, достохвальные и дивные, ни к чему не служат и пропадают даром, если тот, кто делает их, не соделается причастным святости Божией, ибо все добрые дела для этой цели должны быть делаемы, как говорит Апостол о тех, которые сподобляются быть наказываемы Богом, как сыны, что Бог наказует их на пользу, да причастятся святыни Его (Евр.12:10). Если же кто не причастен святыни Божией, то тщетен труд его, тщетна и вера его, особенно когда возможности нет творить сии добрые дела достодолжно, по закону и заповеди Божией, без помощи Иисуса Христа, Бога нашего, а тот, кто незаконно подвизается, не венчается, как определяют божественные законы. Закон же есть, чтоб дела эти делаемы были втайне, со всяким охранением и блюдением, пред лицом единого 'Бога, так чтобы и левая рука не знала того, что делает правая.

Что же это правое и что левое? Слушай. Правое есть, когда христианин исполняет то, что заповедал Христос в следующих словах: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10). Но возможно ли, чтобы нашелся когда-нибудь кто такой, который сотворил бы все, что должен был сотворить? Пусть и сотворил кто или все, что должен был сотворить, или часть того, кто мог когда-либо творить то один сам собою, своею собственною силою, не будучи наперед подкреплен таинственно божественною силою Христовою? Кто делает какое-либо добро без Христа - увы ему и делу его! А левое есть, когда кто, делая то, что должен делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести. Такой никогда не причастится святыни Божией, даже после таких подвигов и таких потов, и горе ему после смерти!

Какие же есть признаки, которые показывали бы, что получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и состраданием, с любовию к ближним, чистою и нелицемерною, и верою в Бога, несомненною и твердою, так чтоб о нем можно было сказать: верова Богови и вменися ему в правду (Рим.4:3). И кто не имеет таких признаков благодати Христовой, тот без сомнения все дела свои делает, да славим будет человеками. Пусть говорит он, что не ищет славы человеческой, но, будто и нехотя, он бывает падок на нее. Ибо где нет Христа, там демоны, а где демоны, там правые помыслы извращаются и растлеваются. Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы - диаволом, во время настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по воздуху, и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение переносясь с места на место, ибо демоны по естеству суть мысленные твари. Это всякий может понять, судя по тому, как действует собственный наш человеческий ум, который, когда видел что однажды, - будь то и далеко, и раскинуто на большом пространстве, - обегает то мысленно в одно мгновение, при всем том, что связан плотию. Вот почему невозможно бывает истинному христианину возводить ум свой к Богу, размышлять о божественном, беседовать с Господом Всеблагим и посредством такой святой памяти и умной молитвы принимать от Бога просвещение и облистание, если он не запечатлен благодатию Святого Духа. Как только увидит диавол, что ум (дух) христианина не имеет печати благодати Божией и наг от нее, а между тем желает прейти мысленно воздух и востечь ко Всевышнему Богу, чтоб беседовать с Ним посредством молитвы и молить Его о грехах своих, - без страха становится против него на дороге, по которой он восходит, и как бы так говорит ему: "Куда это ты идешь, несчастный? Как смеешь проходить по местам, в моей власти находящимся? Я властитель тьмы, я получил имя миродержителя и состою главою тех, которые умствуют о мирском и мудрствуют по-мирски. Я князь растленного мира сего, воздушный царь, сатана. Ты не вышел еще из-под моей власти, еще не переставил тебя Христос из области сатанины к Богу (Деян.26:18). Почему, как мой подданный, ты должен помышлять о моем и искать моего. Мое же вот что: плотская похоть, неправда, злоба. Я прежде все это тебе показывал и доказывал, как это хорошо; и ты видел, что так есть, вкусил, испытал и усладился. А теперь куда идешь? Куда тебе взойти на небо? Оставайся здесь - долу, в мирских нечистотах и грехах". Посему-то и написано: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3).

5.

If a man, having entered a hospital in order to receive healing, in his foolishness makes his wounds there worse and more dangerous, then, of course, it would be much better for him not to enter it at all. But again, how can you remain without prayer?! Too close to both. Take upon yourself the diligence and take upon yourself the struggle to correct and heal your mind beforehand, so that you will not be in danger of falling into the worse, if you sing, glorify God, and pray without correcting yourself and healing beforehand. For it is impossible for an impure mind to stand before God, although it is evident that someone stands before Him in body and prays with his lips. And in general, there is no possibility of truly glorifying God from oneself, but the grace of Christ, which dwells in us, glorifies and sings to God and prays in us.

Men, when they converse with one another, know what they are talking about: both those who speak know what they are saying, and those who listen understand what they hear. And it would be sheer foolishness not to have due attention when someone converses with another.

From what has been said, everyone can understand what it means that the devil mentally circles the mind of a person suffering from this difficult illness. That is why it behooves such a person first of all to make every effort for his soul, trying to provide it with spiritual healing and healing, so that Jesus Christ, the only Physician of souls and bodies, seeing his diligence and labor, would heal his so great weakness. And if he does not do so, then in vain and uselessly he sings psalms and reads prayers to God. Therefore, whoever prays inattentively, let him groan and weep that he does so, and correct himself, and think that he has ever prayed. If he does not weep and grieve over his own inattention, then what hope of salvation is there for him?

6. The word of Scripture says: "Praise is not beautiful in the mouth of a sinner" (Sir. 15:9). And it does not say this about the godless and unbelievers (for how can an unbeliever pray to God whom he does not know?), but about him who knows God and believes in Him, but is ungodly because of his evil deeds, and an enemy of God because of his sins.

For it is impossible that, while praying to God, someone should not think about inappropriate and shameful things, if he has not first made friends with God through repentance and confession. The union of God with the soul is the secret visitation of God to it. And a sign that the grace of God has visited the soul is if it prays with fear and reverence, stands at prayer decently and has great attention to what it is praying for. For no one can speak of the Lord Jesus by the Holy Spirit (1 Corinthians 12:3). Why are those who do not pray in this way still far from God, whether they be priests and spiritual fathers, be teachers of the people and their mediators before God? If the sun, being warm, naturally warms the one who sits under its rays, then how can God, Who is holy, not sanctify those who converse with Him through prayer? And yet, it does not happen so, and from what? From the fact that those who sit in the sun know that they have sat down to warm themselves, which is why they adapt themselves so as to feel its warmth, while those who pray without attention do not themselves know what they are praying for and what they are asking for, that is, they do not stand before God properly; why God does not give them anything, and will not give them, even if they pray in this way for a hundred years.

Therefore, since those who sing and pray without having been sanctified by the grace of God labor in vain, then they must go to pious teachers and experienced spiritual fathers and learn from them how to pray and what to ask in prayers. But if they do not want to learn these things, and do not learn them, then, be wise or ignorant, they will end their lives unclean and defiled. God does not listen to those who do not know what they are asking for. Therefore, so that we also may not suffer and remain forever unclean, let us take care from this hour to learn how to pray and what to ask of God, so that our prayer may be acceptable to God, in Christ Jesus our Lord, to Whom be glory, honor and worship forever. Amen.