Архиепископ Василий (Кривошеин)

Сам о. Всеволод, хотя и знал о репутации Нины Георгиевны и считал ее обоснованной, принял новую старостиху и деятельностью как бы "административной" был доволен. Конфликты прекратились, Нина Георгиевна держалась корректно, лояльно сотрудничала с ним, шла навстречу его пожеланиям, более того содействовала возвращению в храм о Александра, удаленного и переведенного в деревню при прежнем старосте. Нина Гергиевна держала себя как настоящая верующая, подходила под благословение, архиереям делала глубокий поклон, касаясь рукой земли, правильно соблюдала тонкости службы. Была ли она настоящей верующей - это был вопрос даже для самого о.Всеволода, не говоря уже обо мне. Но о.Всеволод ей не доверял, избегал при ней говорить о церковных делах и нас предупреждал всегда об этом. Можно было предполагать, что у нее была миссия следить за о.Всеволодом, но видимо она получила "указания" ни в чем не препятствовать в его работе и в отношениях с людьми. Кто его знает, а может быть она сама не хотела вредить Церкви, но была жертвой страшной советской системы, которая перемалывала души.

Как бы то ни было, после цветов Нины Георгиевны я почувствовал себя плохо; я не мог освободиться от мысли, что она меня отравила, хотя и сознавал всю невероятность и даже чудовищность такого подозрения.

У брата я провел весь день до вечера, меня старались лечить как могли, начиная с простого угля и более радикальными средствами. Мы не хотели обращаться к врачам, потому что это могло послужить предлогом поместить меня в больницу, а следовательно полностью изолировать. Может быть к этому все и было придумано. К вечеру мне стало лучше и к брату приехала повидаться со мной К.П. Трубецкая. Мы много говорили с ней о предстоящем Соборе. Видя мое состояние она страшно была взволнована и все повторяла "Все мы знаем, как Вы мужественно стоите за Церковь. Мы Вас очень благодарим. Ах, как необходимо, чтобы решился вопрос о постановлениях 1961года, все на это надеются". Во время нашей беседы она чуть не плакала.

28 мая

На следующий день, в пятницу 28 мая, - в день Архиерейского совещания; все архиереи были уже в сборе. Большой "банкетный" зал во время утреннего завтрака почти переполнен. Тут и владыка Петр из Парижа, и архиепископ Алексий из Дюссельдорфа. Мы совершенно неожиданно узнаем о внезапной кончине архиепископа Виленского Антония. Ему было 80 лет.

В десять часов ко мне в номер приходит о. Всеволод Шпиллер. Он сообщает мне неприятную новость - архиепископ Новосибирский Павел не сможет приехать на Собор. С ним произошел странный случай: не то он сам, не то ему обварили кипятком руку. Версии расходятся. Что подумать об этом, нарочно ли это или случайно, не берусь судить ни тогда, ни сейчас. Я очень этим огорчен, так как на его поддержку у меня и моих единомышленников из числа архиереев, живущих в России была большая надежда. Именно он собирался выступить на совещании против открытого голосования и особенно против постановлений 1961 года. Далее о. Всеволод вновь говорит, что "у Куроедова паника". Он ручался правительству, что Собор пройдет гладко, а сейчас видит, что многие архиереи против. Если это так, то значит Куроедов следит и очень внимательно "слушает" о предстоящих недовольствах.

После ухода о.Всеволода ко мне в номер зашел мой сопровождающий о. Владимир Есипенко. Сообщает, чтобы я был готов спуститься в начале четвертого к западному выходу гостиницы. Оттуда архиереи группами поедут на машинах в Новодевичий монастырь на Совещание. Мы разговорились с о. В. Есипенко и оказалось, что одно время он был у архиепископа Павла в Новосибирске келейником и хорошо о нем отзывался. Сейчас, конечно, он уверен, что Патриархом будет Пимен, одобряет это, но сочувствие его на стороне Никодима.

-" Если бы Вы только знали, - говорит о.Есипенко, - какой он замечательный человек. Я никогда в жизни не встречал никого ему подобного. Какой глубокий всеобъемлющий ум, какая энергия и работоспособность. Как он себя не жалеет, а всецело жертвует собою ради Церкви. Конечно он строг со своими подчиненными и много от них требует, но зато и забоится о них". Почему то мне показалось, что о.Есипенко, говорил так восторженно о митр. Никодиме, потому что был убежден, что он не будет Патриархом, но говорил на мой взгляд, абсолютно искренне.

К четырем часам дня архиереи- участники Совещания стали прибывать в Новодевичий монастырь и собираться в его Успенском трапезном храме. В нем, в его продолговатом обширном помещении, были расположены столы в виде буквы "П", причем верхнюю короткую ее часть заняли те гости, кого можно назвать "президиумом"( постоянные члены Св.Синода). Боковые места, значительно более длинные начали занимать остальные архиереи. В отличие от Собора, где каждый архиерей и другие члены делегации имели строго определенное место, здесь епископы свободно занимали свои места, каждый где хотел, хотя в общем более старшие садились ближе к президенту. Митрополит Никодим, видя, что я растерялся и знаю куда сесть, предложил мне занять очень хорошее и почетное место рядом с митрополитом Антонием, нашим Экзархом, на самом верху правого от президиума длинного стола. Я был этому безмерно рад( из соображений "выгоды"), так как по опыту знал, что чем ближе сидишь к президиуму, тем легче получить слово.

Совещание началось ровно в четыре часа. После молебна председательствующий митрополит Пимен сказал, что нужно предварительно решить "два процедурных вопроса": так как он должен через час ехать встречать в Москве Патриарха Александрийского и потому не сможет остаться до конца Совещания, то просит избрать своим заместителем, в качестве председателя, митрополита Никодима, а во главе секретариата поставить митрополита Таллиннского Алексия. Предложение было принято. И действительно, через некоторое время митрополит Пимен удалился, что было даже лучше, потому что в его отсутствии было свободнее обсуждать его кандидатуру. Перед тем, как уйти, митрополит Пимен произнес вступительное слово, а вслед за ним митрополит Никодим выступил с речью.

Речь митрополита Никодима касалась в общем тех же вопросов, что и слово митрополита Пимена, но он более сосредоточился на теме открытого голосования и личности кандидата в Патриархи, о чем говорить самому митрополиту Пимену было, конечно, неудобно.

-" Я убежден, - сказал митрополит Никодим,

- что Высокопреосвященнейший митрополит Пимен будет на Московской кафедре достойным преемником Патриархов Всероссийских. Они прославились своею непоколебимою преданностью Святому Православию и глубоким патриотизмом". Митрополит Никодим говорил долго, воодушевленно и всячески восхвалял митр. Пимена. Выразив надежду, что Архиерейское совещание одобрит решения 1961 года о приходах и рекомендации Предсоборной комиссии и что члены Собора единодушно назовут имя митрополита Пимена "как нашего избранника на Первосвятительскую кафедру", митрополит Никодим закончил свою речь новым призывом к единомыслию и единству действий. Не успел митр. Никодим закончить свою речь, как в зал вошел митрополит Пимен и занял место за председательским столом.

Я попросил слово. Как и все другие выступления участников, я передаю сказанное мною в сокращении и на основании записей и памяти. (Некоторые выступления я не считаю нужным приводить здесь, так как они не имели решающих или исторических последствий)