Архиепископ Василий (Кривошеин)

В том же настроении и полном одобрении действий было выступление и мирянина Н.С.Капчука, старосты Патриаршего Собора в Москве. Он сказал, что до 1961 года были нестроения в приходах, так как священники были заняты хозяйственными вопросами. Происходило нарушение законов. Об этом он может свидетельствовать как бывший секретарь Московской Епархии, но "по инициативе Советского Правительства был создан Фонд Мира и мы щедро в него вносим".

Протоиерей Сергей Румянцев (бывший обновленческий епископ) настоятель Преображенского Собора в Ленинграде, сказал, что он прослушал со вниманием прекрасно изложенные доклады авторитетнейших иерархов. Приходы это часть тела церковного. Хозяйственная их жизнь до 1961 года была в непорядке, а постановления этого года создали устойчивое положение. "Поэтому нужно подойти к этому вопросу с церковно-научной стороны и сошлюсь на два авторитета. Первый, это Болотов. Именно он говорил, что церковная реформа, отвечающая потребностям Церкви и оправдавшаяся в своих результатах, тем самым истинно канонична. А второй авторитет это Павел Городцев в 1911г. писал, что для возрождения приходской жизни нужно освободить духовенство от хозяйственных забот и передать эти вопросы мирянам. Жизнь нашей Ленинградской епархии свидетельствует о благих результатах реформы. Храмы в полном порядке, церковь живет совершенно свободно и полнокровно и мы поддерживаем всю деятельность руководства Патриархии".

От имени заболевшего в этот день архиепископа Кубанского Алексия (Коноплева) выступал протоиерей Николай Гетман. А мирянин В.В. Сварычевский (Львовской епархии) рассказывал о воссоединении галицийских униатов. Протоиерей Николай Петров, благочинный северного района Москвы, сказал, что митрополит Пимен "спокойно продолжает дело Патриарха Алексия", а 1961 год был началом действия демократических принципов в жизни приходов. Причем в полном соответствии с догматами и канонами. Достаточно посмотреть, в каком великолепном состоянии находятся московские храмы, чтобы убедиться, насколько эта реформа была целесообразна и полезна. У нас нет оснований для беспокойства о будущем, но на каждом лежит личная ответственность за судьбы мира. Недавно произошло важное международное событие - в Будапеште собралась христианская мирная конференция, в работах которой принимал участие митрополит Пимен.

Оратор, выступающий следующим по очереди был епископ Корсунский Петр (Люлье) из Парижа. Его выступление отличалось до известной степени от предыдущих. Говорил он по-французски, переводила его Т. Майданович. Епископ Люлье высказал, прежде всего, преданность своей иностранной епархии, сочетающей юрисдикционную принадлежность к Русской Церкви, с лояльностью Московской Патриархии по отношению к Франции. Он выступал за принципиальное осуждение карловацкого раскола, но одно дело нравственное осуждение и порицание, а другое - каноническое осуждение. В этом каноническом процессе должны быть строго соблюдены все канонические требования: троекратного вызова и т.д. Далее, по его мнению, формулировка осуждения должна быть тщательно обдумана, дабы не создалось затруднений для желающих вернуться в Церковь, а поэтому важно определить способ принятия возвращающихся из раскола.

Затем после короткого перерыва начался доклад митрополита Таллиннского Алексия.

* * *

Доклад митрополита Алексия Таллиннского я хочу привести по возможности полно, так как он оставил в моей душе одно из самых тяжелых воспоминаний о Соборе. Назывался доклад " О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви" (опубликовано в ЖМП, No 7, 1971г.,сс 45-62). Начался он, правда, в религиозных тонах..." блаженны миротворцы...", но вскоре текст выступления стал принимать определенно политический характер. Чем дальше, тем больше, чтобы завершиться явно прокоммунистическим финалом, который был бы более уместным на каком нибудь созванном властями в Советском Союзе митинге, чем на Соборе епископов Православной Церкви.

Впрочем, уже с самого начала митр. Алексий заявил о соответствии "миротворческой деятельности" Русской Церкви с заданиями от Советского Правительства: " Как вы знаете, в служении и свидетельстве Русской Православной Церкви миротворческая деятельность имеет большое значение и занимает важное место. Эта миротворческая деятельность отвечает интересам свободолюбивого человечества и соответствует миролюбивой политике, проводимой Советским государством и полностью поддерживаемой нашей Церковью".

Далее в докладе (как это, увы, принято в современной России) приводится произвольное толкование Евангельского текста..." в человеках благоволение", в чуждом православному пониманию смысле " в людях доброй воли" - под этим подразумеваются безбожники, с которыми должно сотрудничать в "борьбе за Мир". Митрополит Алексий настойчиво делает акценты и останавливается на столь часто трактованной на Соборе теме - ПАТРИОТИЗМЕ. О необходимости гармонического сочетания любви к своему народу и отечеству и с устремлением ко благу всего человечества в целом, и он говорит: " Патриотизм является нормальным состоянием христианина".(Эта фраза обращена упреком тем русским иерархам, которые не сразу признали октябрьский переворот 1917 года, например Патриарху Тихону и многим другим убитым и расстрелянным священникам и монахам . прим. Арх. В). Далее как в подтверждение моих мыслей следует следующий пассаж выступления: " Мы с горечью вспоминаем тот факт, что многие иерархи Русской Православной Церкви и часть ее клира не поняли исторической обусловленности Великой Октябрьской Социалистической Революции, освободившей народы нашей Родины от капиталистического рабства... Однако к чести своей, ряд видных деятелей церкви, и, прежде всего архиепископ Владимирский Сергий( Страгородский), сумели правильно осмыслить происходившие события". Потом следовал подробный перечень всех " миротворческих" действий Русской Православной церкви. Не будем останавливаться на нем, ничего нового Владыка Алексий нам не сообщил. Отмечу лишь высокую оценку деятельности митрополита Никодима, данную вл. Алексием, но сомневаюсь, что она была искренней. Он отметил, что на посту председателя "Иностранного Отдела Патриархии" митрополит Никодим: "Отдавал все свои силы, время, творческую энергию этому священному служению( миротворчеству имеется в ввиду)". Митрополит Алексий счел нужным также отметить участие Русской Церкви в так называемом "Фонде Мира" цели которого осуществлять сбор денежных пожертвований для финансирования работы общественных организаций в пользу Мира между народами. " Как член правления Советского Фонда Мира, я свидетельствую об интенсивном потоке средств, поступающих в этот фонд от добровольных сборов, осуществляемых нашим верующим народом". ( От себя скажем, что всем известно, что этот пресловутый "добровольный фонд" является средством беззастенчивого грабежа церквей. Размеры взноса для каждого прихода определяются уполномоченными по их усмотрению. Недавно в калужской епархии уполномоченный "обложил" один из храмов таким большим взносом, что после его уплаты в Фонд Мира, у храма не хватило денег на требуемый властями ремонт за храм, который в результате был закрыт. Когда я спросил об этом епископа Калужского Доната, правда ли, что у вас закрыли церковь, он мне ответил: " Да знаете ли, это был громадный храм, а молящихся всего пять - шесть старушек... вот и пришлось закрыть храм". Но кто этому поверит? Всюду храмы переполнены и их не хватает, а тут всего пять-шесть старушек! Прим. Арх. В.) Снова возвращаясь к теме советского патриотизма, митр. Алексий сделал важное и очень характерное для нашего Собора разграничение, кому этот "советский патриотизм" обязателен и кому нет. Он сказал: " Я хочу, прежде всего, отметить, что мы архипастыри, пастыри и миряне- все граждане Советского Союза, исполнены высокого чувства советского патриотизма, определяющего наше отношение к его задачам и к тому обществу, частью которого мы являемся. Мы преследуем одну общую цель, установление на всей земле мира и справедливости... Однако это обстоятельство отнюдь не означает отсутствия у нас уважения к тем членам нашей Святой Церкви, которые являются гражданами иных государств и отличаются от нас своими взглядами. Ибо нас всех объединяет общее стремление всемерно трудиться над укреплением мира и дружбы между всеми народами". Далее у митрополита Алексия следовал обзор исторических событий в коммунистическом духе: тут наличествовала и победа Советского Союза, которая стала возможной только потому, что в нем справедливый строй и изобличение США за агрессию и ведение холодной войны и ..." все чаще раздавались из-за океана призывы к развязыванию прямых военных действий против СССР. Наличие у США атомного оружия окрыляло безрассудные умы. Антисоветская пропаганда мутным потоком отравляла сознание народов западных стран". В продолжение выступления " антисоветизм" и " антикоммунизм" объявляются новыми тяжкими смертными грехами. Делается призыв " преодолевать антикоммунизм, как движение ненавистничества"(А почему не " антифашизм" также? Ведь он тоже может быть назван " движение ненавистничества"? прим. Арх. В.) Среди прочего отметим критику Всемирного Совета Церквей за его, по мнению оратора, недостаточное миротворчество: " Всемирным Советом за этот период предприняты были и такие шаги, которые с нашей точки зрения, отнюдь не могут расцениваться как действительно полезные, особенно в отношении ослабления напряженности в мире и укрепления международного сотрудничества".(Очевидно, здесь имеется в виду осуждение Всемирным Советом Церквей подавления Венгерского восстания Советами в 1956 году и советской интервенции в Чехословакии в 1968г. Прим. Арх. В.)

Митрополит Алексий остался неудовлетворенным результатами другой всемирной конференции, "Церковь и мир, которая собиралась в Женеве в 1966 году: - " Мы сожалеем, - сказал он, - что результаты этой конференции, не нашли достаточного приложения к соответствующей сфере дальнейшей деятельности Всемирного Совета Церквей". Критике с его стороны подверглась и другое "региональное экуменическое объединение" - Конференция Европейских Церквей: - " Я должен сказать, что миротворческое служение этой Конференции развивалось медленно, имело глубокие спады и было недостаточно эффективным". Но самое замечательное, что, говоря о деятельности Христианской Мирной Конференции, созданной по инициативе Московской Патриархии с центром в Праге и долгое время находившейся всецело в орбите Москвы, митр. Алексий ни слова не сказал о глубоком кризисе и распаде ее, после того, как в 1968 году, председатель и генеральный секретарь ее в Праге выразил протест против советской интервенции. Именно за это все они были смещены со всех должностей, что вызвало протест французских католиков и других западных протестантов во главе с пастором Казалис. Более того, пастор Казалис был исключен из состава ХМК, в результате чего почти все западные участники ее отпали. Этот раскол, не исцеленный до сего дня, очень повредил митрополиту Никодиму в экуменических кругах, где его до сих пор считают главным виновником "отлучения" пастора Казалиса. Именно обо всех этих подробностях и неприятных "деталях" с Христианской Мирной Конференцией, митрополит Алексий предпочел просто умолчать. Квинтэссенция политического выступления митрополита Алексия находится, однако, как мы уже сказали, в заключительной части доклада. Вот его текст вкратце: " Мы должны раскрывать ложь таких идеологий, как антисоветизм, расизм, и таких ошибочных концепций, как теория конвергенции. Мы должны всеми доступными нам средствами бороться с каждым проявлением империализма...Нам нужно добиваться скорейшего заключения договоров о запрещении ядерного оружия... нам необходимо содействовать созыву конференции пяти великих держав по ядерному разоружению... наше дело - настаивать перед правительствами государств Европы на скорейшем созыве конференции по европейской безопасности. Наше дело - выступить за скорейшую ратификацию договора СССР с ФРГ и с ПНР. Мир, не может восторжествовать до тех пор, пока не прекратится политика империализма. В настоящее время эта политика под прикрытием антикоммунизма подавляет стремление народов Индокитая к освобождению от настоящей агрессии... Зная о невыносимых страданиях сотен миллионов людей, которые порождает империализм, мы заявляем, что святым нашим долгом является наше участие в современной антиимпериалистической борьбе... Мы верим, что эта программа миротворческой деятельности Русской Православной Церкви, ее архиереев, клириков и мирян, созвучна взглядам членов настоящего Освященного Собора и поддерживается вами".

Доклад митрополита Алексия продолжался час и три четверти. Сидевший за мною диакон о Сергий говорит мне -"C'est un assommoir"("Это усыпляюще", фран.) И рассказывает, мне что многие из членов Собора мирно похрапывали пока митрополит Алексий громил империализм.

А один провинциальный батюшка заметил: - " А какое нам дело до всех этих войн в Индокитае... и еще не знаю где? Ну, жалко конечно, что людей убивают.. вот мы и молимся" Господи даруй им мир". Наше дело молиться, а не лезть в чужие дела и политику".

В конце своего выступления митр. Алексий сообщил, что завтрашний день будет посвящен выступлениям членов Собора. Все желающие выступить должны записаться сегодня в секретариате. На этом заседание закрылось. Было около 21часа, я пошел и записался в список выступающих.

Уже на выходе из трапезного храма, ко мне подошли и сказали, что митрополит Никодим просит меня ужинать вместе с ним вечером. Я сразу подумал, что это как- то связано с моим выступлением на следующий день на Соборе. Очевидно, митрополит Никодим хочет как-то на меня повлиять. Или настаивать, чтобы я не выступал на Соборе? Словом, я был скорее недоволен, что меня приглашают на частный ужин к Никодиму. Как бы то ни было я направился в ту часть Духовной Академии, где намечался ужин и занял место у столика, где митрополит Никодим обычно обедал. Через несколько минут он пришел и мы пересели за другой, большой стол в глубине зала.. Сначала мы беседовали одни, но через некоторое время к нам присоединился епископ Филарет, потом епископ Ювеналий, еще позже митрополит Антоний. Я был убежден, что они пришли не случайно, а нарочно не к началу нашей беседы... особенно митрополит Антоний.