Слово против язычников. Слово о воплощении Бога Слова

Итак, Божие Слово издревле предограждало народ иудейский, говоря об уничтожении идолов: не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу(Исх, 20, 4). Причину же уничтожения идолов дает видеть в другом месте, говоря: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут(Псал. 113, 12–15). Не прошло оно молчанием и учения о твари; напротив же того, хорошо зная красоту тварей, чтобы иные, взирая на них, не как на дело Божие, по красоте их не стали кланяться им, как богам, предограждает людей, говоря: да не воззрев очима, и видев солнце и луну, и всю красоту небесную, прелстився поклонишися им, яже раздели Господь Бог твой всем языком, иже под небесем (Втор. 4, 19). Разделил не для того, чтобы твари эти были богами языческих народов, но чтобы, по сказанному, из действия их и язычники познали Создателя вселенной Бога. Народ же иудейский издревле имел у себя полнейшее учение, потому что не из дел только творения, но и из божественных Писаний, почерпал ведение о Боге. И вообще, отвлекая людей от идольской прелести и от неразумного представления о богах, Писание говорит: да не будут тебе бози инии разве Мене (Исх. 20, 3). Воспрещает людям иметь иных богов, не потому, что иные — действительно боги, но чтобы, отвратившись от истинного Бога, не начали обоготворять несуществующее; а таковы наименованные богами у стихотворцев и историков, о которых доказано, что это — не боги. И самый образ выражения показывает, что они — не боги; сказано: да не будут тебе бози инии;чем означается будущее время; а что произойдет в будущее время, того, когда говорится о сем, нет еще.

46) Истребив же языческое или идольское безбожие, умолкло ли божественное учение, попустило ли человеческому роду влаяться вовсе не причастным ведения о Боге? Нет; а напротив того, предваряет оно мысль сию, говоря: слыши Израилю: Господь БогтвойГосподь един есть (Втор. 6, 4). И еще: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея силы твоея (5). И еще: Господу Богу твоему да поклонишися, Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися (13). А что о промышлении и о благоустроении Слова, простирающихся на все и во всем, свидетельствует все богодухновенное Писание, достаточным доказательством утверждаемаго теперь служит та вера в Слово, с какою говорят Богословы: Основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день (Псал. 118, 90. 91) И еще: пойте Богови нашему в гуслех: одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком, даюцему скотом пищу(Псал. 146, 7–9). Чрез кого же дает? Не чрез Того ли, Кем все сотворено? Ибо кем сотворено, тот, по естественному порядку, и промышляет о всем. Кто же это, как не Божие Слово, о Котором в другом Псалме говорит: Словом Господним небеса утвердишася, п Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6)? Подтверждает же, что и все о Нем и Им сотворсно, в чем и уверяет нас, говоря: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (9); как и великий Моисей в том же удостоверяет, в начале мироздания объясняя сказанное, и говоря: и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию(Быт. 1, 26); потому что, и совершая творение неба, земли и всего, Ему же говорил Отец: да будет небо; да соберутся воды, и да явится суша, да изведет земля траву и всякое животное; посему и можно обличить иудеев, как не верно пользующихся Писаниями. Ибо спросят у них: с кем беседует Бог, когда говорит, и повелевая? Если повелевал тварям и с ними беседовал; то напрасно было слово; тварей еше не было, а только должны были произойдти. Никто же не говорит, с тем, чего нет. Никто не повелевает и не обращает речи к непроизшедшему еще, чтоб оно произошло. Если бы Бог повелевал тому, что будет; то надлежало бы сказать: будь, небо; будь, земля; произрасти, трава; будь сотворен, человек. Теперь же не сотворил еще сего, а повелевает, говоря: сотворим человека, и: да произрастет трава, — чем показывается, что Бог разглагольствует об этом с Кем-то близким к Нему. Поэтому необходимо, чтобы с Ним был некто, с кем собеседуя, творил Он вселенную. Кто же это, как не Слово Его? С Кем (пусть скажут) беседовать Богу, как не с Словом Своим? Или Кто был с Ним, когда творил Он всякую тварную сущность, как не Премудрость Его, Которая говорит: когда творил небо и землю, с Ним бех (Притч. 8, 27). Под наименованием же неба и земли заключает все сотворенное на небе и на земле. Сопребывая же со Отцем, как Премудрость, и на Него взирая, как Слово, создает, приводит в бытие и благоустрояет вселенную, и как сила Отчая поддерживает в бытии всю совокупность тварей, как говорит Спаситель: все, что вижу творящаго Отца, и Я также творю (Іоан. 5, 19); и священные Ученики Его учат: всяческая Тем и о Нембыша (Кол. 1, 16). Он, как благое рождение от Благого и как истинный Сын, есть Отчая Сила и Премудрость и Слово, и все это не по причастию, не потому, что дано Ему сие во-вне, как дается Его причастникам, которые Им умудряются, чрез Него соделываются сильными и разумными; но потому, что Он есть источная Премудрость, источное Слово, источная, собственно Отчая, Сила, источный Свет, источная Истина, источная Правда, источная Добродетель, Отпечатление, Сияние, Образ; короче сказать — всесовершенный плод Отца, единственный Сын, неизменяемый Отчий Образ.

47) И кто, кто изочтет Отца, чтобы изискать и силы Слова Его? Ибо, как Он есть Отчее Слово и Отчая Премудрость, так и снисходя к тварям, для познания и уразумения ими Рождшаго, делается для них источною святынею, источною жизнию, Дверию, Пастырем, путем, Царем, Вождем, Спасителем во всем, животворящим Светом и общим о всех промышлением. Сего-то благаго и зиждительнаго Сына имея от Себя, Отец не сокрыл Его не известным для тварей. но ежедневно открывает Его всем; потому что Им все стоит и живет. А в Нем и чрез Него являет Отец и Себя самого, как говорит Спаситель: Аз во Отце, и Отец во Мне (Іоан. 14, 10); почему необходимо Слову быть в Рождшем, и Рожденному быть совечным Отцу.

Но при всем том, когда ничто не существует независимо от Отчего Слова, небо же и земля и все, что на них, От него зависят, — несмысленные люди, отвергнув ведение о Нем и благочестие, не сущее предпочли сущему; вместо действительно сущего Бога обоготворили не-сущее, служа твари вместо Творца, и делая неразумное и злочестивое дело. Это подобно тому, как если бы кто дивился произведениям художника, и приведенный в изумление зданиями в городе стал попирать ногами самого здателя, или бы начал хвалить мусикийское орудие, но отринул бы того, кто составил и настроил его. Подлинно, это люди несмысленные и слепотствующие! Как иначе узнали бы мы дом, корабль, лиру, если корабля не построил кораблестроитель, дома не воздвиг зодчий, лиры не сделал музыкант? Посему, как отрицающий это безумен и даже выше всякого безумца, так, по моему мнению не здравы умом и те, которые не признают Бога и не чтут Слова Его, общего всех Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, — Слова, Которым Отец все благоустрояет и содержит, и промышляет о всем во вселенной.

И ты, христолюбец, имея веру в Него и благочестие, радуйся и будь благонадежен, что плодом веры в Него будет безсмертие и небесное царство, если только душа благоустрояет себя по Его законам. Ибо как живущим по заповедям Его — наградою вечная жизнь, так идущим противоположною стезею, а не стезею добродетели, — великий стыд и неотвратимая опасность в день суда, за то, что, зная путь истины, делали противное тому, что знали.

Слово о воплощении Бога Слова

Глава 1.Творение и падение

(1) В нашей предыдущей книге[2] мы разобрались вполне с несколькими из главных моментов о поклонении идолам язычников и как возникли эти ложные страхи. Мы также, по Божией благодати, кратко указали, что Слово Отца Само по природе Божественно, Которому все обязано своим существованием, Его воле и власти покорено и что через Него Отец дает порядок творению, Им все движется и через Него все обрело жизнь. Теперь, Макарий, любящий Христа по истине, мы должны сделать шаги далее в вере нашего святого исповедания и рассмотреть также то, как Слово стало Человеком и также Его Божественное Явление среди нас. Эту тайну Евреи злословят, Греки высмеивает, но мы превозносим; и твоя любовь и преданность Слову также увеличится, потому что в Своей Человечности Он кажется не таким ценным. Ибо чем больше неверующие льют презрение на Него, тем больше Он делает Свое Божество очевидным. То, что они исключают как невозможное, Он явно показывает как возможное. То, что они высмеивают как пустое, Его благость делает более полным. И то, что эти умники высмеивают как «человеческое», Он Своей свойственной Ему силой делает божественным. Таким образом тем, что кажется Его чрезвычайной нищетой и слабостью на кресте, Он свергает великолепие и парад идолов и спокойно и тихо покоряет насмешников и неверующих для признания Его как Бога.

Теперь обсуждая эти вопросы, необходимо сначала вспомнить то, что уже сказано. Ты должен понять, почему Слово Отца, такого великого и такого превознесенного явилось в телесной форме. Он не принял тело в угоду Своей собственной природе, далеко не так, поскольку как Слово, Он не имеет тела. Он явился в человеческом теле только по этой причине: Из любви и благости Его Отца, для спасения нас, людей. Мы начнем тогда с творения мира и с Бога Творца, что есть первое, что ты должен уразуметь и еще то, что обновление творения было выполнено Тем же самым Словом, Кто сотворил мир в начале. Нет, таким образом, никакой несогласованности между творением и спасением одного Отца, использовавшем того же самого Посланника для обеих дел, производя и спасение мира через то же самое Слово, Который сотворил мир в начале.

(2) В отношении создания вселенной и творения всего были различные мнения, и каждый человек представлял на обсуждение теорию, которая удовлетворяла его собственному вкусу. Например, некоторые говорят, что все происходит само собой и, если можно так выразиться, по воле случая.

Среди них есть Эпикурейцы; они отрицают, что есть вообще какой-то Разум за вселенной. Это представление противоречит всем фактам опыта и, включая их собственное существование тоже. Ибо, если все возникло этим автоматическим способом вместо создания Разумом, то хотя они и существовали бы, то они были бы все однородными и безо всякого различия.

Во вселенной все было бы солнцем или луной или чем бы то ни было еще, это было, и в человеческом теле, все было бы рукой или глазом или ногой.

Но фактически солнце и луна и земля — все различные вещи, и даже внутри человеческого тела есть различные члены, такие как ноги и руки и голова. Это отличие вещей опровергает спонтанное происхождение, и доказывает предвечную Причину; и от той Причины мы можем предчувствовать Бога, Проектировщика и создателя всего.

Другие придерживаются представления, выраженного Платоном, самого гиганта среди Греков. Он сказал, что Бог сделал все из уже существующего материала и несотворенной материи также, как плотник делает нечто из древесины, которая уже существует. Но те, кто держатся этого представления, не понимают, что отрицать что Бог является Личностью, Причиной причин, значит налагать ограничение на Него также, как ограничивать плотника тем, что он ничего не может делать без древесины. Как Бог мог бы называться Создателем и Творцом, если Его способности творить зависят от некоторой другой причины, а именно самой материи? Если Он только творил из существующей материи и Сам не творил материю в существах, Он не будет Создателем, но только мастером.