Collection of Creations

(52) Вопрос. Почему Моисей не написал, как о небе и о земле, что Бог сотворил воду, или огонь, или воздух? И не написал о деревьях и о прочем?

Ответ. Так же он пишет, что Бог взял грязь земную и создал человека, не прибавляя, что сотворил ему уши, или что сотворил ему глаза, сто­пы или мышцы. Из этого должно разуметь, что не Бог сотворил все органы и сосуды, внутренние и внешние, но они издавна (изначально) составные и гибнущие. Божественное Писание всегда пока­зывает дело по достойнейшему [в нем]. Так, бо­жественный Певец сказал: "Блажен муж, который не идет по совету нечестивых", — никак не отде­ляя от блаженства женщин: но когда сущность одна, то песнь начинается о имеющем старшин­ство, чтобы от большего созданного разумели по­следующее. В сотворение неба и земли включены во всем воздух, тьма и глубина.

(53) Вопрос. Что же Моисей не смог добавить и написать: "Бытие тьмы и глубины"?

Ответ. Но то, что Моисей миновал, то он не мог написать. Но указание нам оставил Соломон, когда написал от лица Сына, говорящего к Отцу: "Прежде сотворения глубины Я был у Него, устра­ивая", — сила и премудрость Бог Христос.

(54) Вопрос. Когда возник воздух? Ты можешь сказать, что и об этом написал Соломон?

Ответ. Послушай, как Моисей говорит: "Дух Божий носился над водами". И в согласии с ним Амос: "Господь делает твердыми громы и созида­ет духов".

(55) Вопрос. Но не о воздухе говорит, но ско­рее о Святом Духе было сказано это слово. Ибо ничто другое не называется Духом без дополни­тельных слов, кроме как Святой Дух.

Ответ. Нелепо причислять Несозданного к созданию. Но это вправду может быть понято богоприлично: Он носился по водам, согревая [этим самым воды] для творения жизни: как птица, ког­да высиживает, влагая некую жизненную силу ра­зогреванием воды. Так что "вскипел" бесчисленный род рыб.

(56) Вопрос. Мы просим, чтобы нам узнать к этому о геенне огненной. Ибо нигде в писании не говорится, что сказал Бог: "Да будет огонь".

Ответ. Сущность огня более всего деятель­ная, она сложна и появляется в сухом, гнездясь в творениях. Когда ударяешь по камню, то рожда­ется огонь. И когда железо поражается, то проис­ходит то же. И когда трут дерево, то является по­добным образом. Ибо от давления того, что обвивает, полотно разгорается скрытым огнем. И не только, но и когда вертится пустой жернов, видно, как сыплется огонь. Таким же образом и когда сталкиваются облака, гонимые ветром, то всегда исходит молния. Все смежно огню, как ска­зал святой Петр, ключарь Царствия Небесного, что теперешние небо и земля скрыты огнем, сохраня­емые на судный день — [огнем] в погибель нечес­тивых людей.

(57) Вопрос. Как же зимой, когда те же самые облака и ветры, не бывает ни молнии, ни грома?

Ответ. О громе, как я помню, сказано выше. А зимой молнии не появляются, я думаю, из-за плотности воздуха, и влаги, залегшей в облаке. [Летом] небо, подобающим [огню] образом — без влаги и сухо. А здесь видимым образом сталкива­ется мокрое и плотное. И в первом случае [огонь] разгорается, а во втором гаснет.

(58) Вопрос. Хорошо сказано, но у нас не о молнии спор, но о геенне огненной, где, сказал Бог: "Будь огонь"?

Ответ. Моисей пишет: "Сказал Бог: Будь свет — и стал свет", — являя природу огня. Ибо огонь — это не только огонь, который у нас, но и горние силы — огонь, как я думаю. А ему сроден огонь, который у нас.