Collection of Creations

(59) Вопрос. Как горний огонь сродни сущест­вующему у нас? Первый неугасим, а второй гаснет.

Ответ. Скажу, уподобив Ангелам и нашим душам. И те, и другие — духи, и от Бога имеют бытие. Души в наших телах светят, как свеча, и словно гаснут при разлучении, поскольку прекра­щается действие; искони премудрые [мужи] име­нуют и людей светом из-за силы слова. И огонь именуют светом, как малый. Я после скажу, когда речь до этого дойдет, о нашем происхождении. Ангелов называют неугасимыми духами, потому что у них нет тел для соединения или разлучения души; подобие Ангелов показали три святых от­рока, когда говорили: "Благословите, духи и души праведных, Господа". И опять в песнопении гово­рит Давид: "Делающий Ангелами Своими духов". Он показывает, что они подобны нашим душам, когда говорит: "Услышь меня скоро, Господи, скончаевается дух мой".

 (60) Вопрос. Но у нас огонь жжет дерево и вся­кую сухую траву. А горний не жжет сухое дерево, овечью шерсть, милует наши волосы.

Ответ. Предводителем нам будет солнце, уча нас. Много раз некие пастухи, или овчары, или те, кто сидят в палатках в пустынях, желая изжа­рить мясо или испечь хлеб, наливают воду в сосуд из прозрачного стекла и, держа против солнечных лучей, подносят сухой трут. От небесного света они сводят себе огонь с неба.

(61) Вопрос. Кто сотворил тьму: Бог; или она была исконно; или ее сотворил диавол, как про­тивник света? Мы думаем, что она была исконно прежде мира, ибо Моисей нигде не сказал, что кто-то сотворил тьму, но сказал, что она была.

Ответ. Ее не Бог сотворил и не диавол. И не было ее прежде видимого мира, ибо все бесплотные ангельские хоры пребывали в свете, до бытия мира. Но так как небесное тело имеет протяжен­ность, то словно от некоторой преграды, от стен, пребывает тьма. Образ: в ясный полдень сооружа­ют для себя шалаш из густой и укрывающей тра­вы. Так же мы и от корабельщиков узнали, что ког­да идет дождь, то распростертыми кожами покрывают корабль. И если не было так, то думаю, было от мглистого воскурения: из бездны шла гу­стая мгла — ибо тьма возникает и от воскурения. И сказал Бог: «да будет свет. И стал свет». Первый глас Божий сотворил свет, и его он назвал днем, этим неким собственным наименованием почтив тихое и кроткое. Ибо есть и другие видимые светы, происходящие из него, как от огня, который был показан Моисею, когда он палил купину, но не сжигал — чтобы сущность показала и явила свою силу. Свет, который был в столпе огненном, настав­лял Израиля, водя по пустыне. Свет и Илию вос­хитил на огненной колеснице, не сжегши восхи­щаемого. Свет осиял пастухов, когда Христос— Свет вне времени — сошел во время. Свет звез­ды, появившейся на небе в Вифлееме, — и чтобы направить волхвов, и чтобы были принесены дары, ибо Свет был с нами ради нас. Светом явилось на горе Божество ученикам и скоро укрепило их ви­деть Его; свет — это видение, озарившее Павла, когда [Свет] исцелил и ослепление очей, и тьму душевную. Свет — и просвещение, которое [бу­дет] там для тех, кто стал чист здесь: когда про­светятся праведники как солнце, средь них станет Бог посередине, и по-царски будет отделять и раз­личать каждому сан, воздавая тому, что они сдела­ли, воздавая из там существующих благостынь. Свет — и прадеду нашему в раю данная заповедь, ибо божественный Певец говорит: "Светильник для ног моих — закон Твой, свет путям моим". Свет — и сила того слова, которое в нас, направ­ляющая наши стопы на поступки в Боге. Свет — это тот, кто в Боге послушлив: разгоревшаяся лю­бовь к Нему затоптала пламень заблуждения: как те, кто были вместе с Ананией, в Вавилоне внутри огненной печи ликовали, когда и одежда их не за­горелась. Свет больше тех светов — это доброволь­ное Крещение-просвещение. И свет выше всех светов — вера в Божественную Троицу, возда­ющая равную славу и не знающая скверны. И ска­зал Бог: "Да будет свет". И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

(62) Вопрос. День и свет, одно ли это и то же? Одно ли и то же ночь и тьма?

Ответ. Всесветлое и тихое (радостное) по правде прозывается кротким. А противоположное этому именуется ночью. Мне думается, что про­звания никак не иначе находятся в рабстве у ве­щей и знаменуют их, и по благому чину движения каждое прозвание предает себя властелину, кото­рого зовут по имени. Дело рабов — слушать и вы­полнять повеления господина — отвечать благим чином движения — гласом.

(63) Вопрос. Как земля была невидимой и не­устроенной — Бог ее не свершил, или как?

Ответ. Земля была невидима и неустроена не по существу, но по неукрашенности и внешнему виду. Не были воды обустроены на своих местах, чтобы явилось ее существо, и чтобы она украси­лась деревьями и цветами; и завязями. Ибо ее по­крывала пучина; и нигде она не была опоясана род­никами и реками, не была испещрена. Из нее по Божией воле вышли животные. Но как бы одеж­дой скорби она была одеяна некоторой бездной, как именно сказал божественный певец Давид: "Бездна, как свитое полотно, одеяние его". В об­разе океана до сих пор всегда окружает землю.

(64) Вопрос. Почему тогда Пророк сказал не "одеяние ее" но "его"?

Ответ. Потому что подразумевался элемент мироздания, а мы знаем, что это земля. Так же душа и мужчины, и женщины называется в женском роде: "Женщинам и мужчинам дам быть душами". И Христос зовется и "мудростью", и "силой", и "скалой", как Бог, и Слово, и Человек. Можно понимать и по-другому, что земля была невидима, ибо не было человека, который мог бы ее увидеть и не было на ней ничего.

(65) Вопрос. Что отделяло твердь от воды? От воды небесной, которая выше, и от воды моря?

Ответ. В первый день Бог создал небо, су­ществующее над твердью. Во второй — видимую твердь, над нашими головами. По своей сущности она другое, чем существующее выше нее небо.