Collection of Creations

Ответ. Вода в источниках не уменьшается, ибо она происходит из моря, и в него опять течет реками и потоками, пусть даже не в тот день, ког­да из него они принимают воду в себя. Ибо учит премудрый человек Божий Соломон: "Все реки текут в море, и море ненасытно". И море не умень­шается от небесного насилия, когда поднимается пар от солнца, поскольку с неба идут капли, и за­потевает росою от воспарения в воздухе. Как в бане от воспарения пара получается влага и под паром она падает на землю. Много раз можно видеть гу­стой туман, поднимающийся от моря, восходящий из источников и рек. Должно думать, что это не что иное, как вода.

 (77) Вопрос. Как из моря может быть вода источников, или озерная вода, или речная вода? Ведь море горькое и соленое, а эта вода сладкая, питьевая и легкая?

Ответ. Ничто из этого не может помешать тому, что сказано. Она процеживается через щели пор, вытекая через тесноту и при этом теряет тяж­кий и горький элемент, и освобождается от соле­ности. Так и вино, смешанное с водой, если его налить на губку или на хлеб, то, что густое, оста­нется в задержавших порах, а что тонкое и чис­тое, будет процежено через поры. То же самое про­исходит, когда вода смешана с маслом, и ее льют на те же вещи. Что жирно и более густо, остается, а что тонко, проходит насквозь и остается таким.

(78) Вопрос. Разве это так? Почему тогда вода не поднимается из бездны повсюду? Но мы копаем колодцы, прикладывая изрядный труд, и часто при­нимаем и страшную смерть, когда нас засыпает.

Ответ. Как раз удачно будет заметить, что воды в колодцах происходят из бездны. Ибо вода источников поднимается на землю более мелко. А в глубине они восходят от бездны, выжатые сквозь ноздреватую почву. Они лишаются горечи и оста­ются без соли, а потому они сладкие. Колодезная вода как раз бывает тяжелой, соленой и негодной для питья, когда ее дно близ бездны. Проходом вверх через тонкие поры, и при достаточной ско­рости истечения, морская горькая соль не поспе­вает, но возникает некоторая разница. Так что ко­лодезная вода тяжелее, а морская легче.

(79) Вопрос. Почему облака поднимают мор­скую воду? И почему, захваченная, она не проли­вается тотчас на землю? И почему в одних местах идут дожди, а в других нет?

Ответ. Послушай Давида, который поет о Боге: "Собирающий, как в мешок, воду морскую". В другом месте сказано: "Прикрепляющий воду к облакам в воздухе". Перед этим о Боге говорит и Иов, начинатель подвижничества: "Столп и Сте­на, и не распадается ниже Него облако из воды" — здесь нужно разуметь Божественное Вознесение Спасителя. Ибо облако простиралось под Его но­гами, не способствуя Его подъему, но показывая Его существование. Некогда Он к Иову через мглу и облако, а также к Моисею говорил через напол­няющееся облако, словно с помощью мехов или трубы. Божие повеление сверху было именно как изгнетение воды. Так, если кто в вино как в глуби­ну поместит трубку, и если мех полон, то руками можно надавить, и по всей комнате вино распро­странится как облако, а из трубки оно будет изли­ваться на благо пьющему. Таково это излитие и течение.

(80) Вопрос. Если первоначально все было под водой и скрыто бездной, то как вода собралась в одно место и отступила, когда Бог сказал: "Да со­берется вода в единую совокупность, и да появит­ся суша"?

Ответ. Все удерживает Божия сила. Когда Он решил ввести воду в единую совокупность, тогда Он определил место, которое должно ее принять. Ибо не было до этого лежащего вовне [системе Мирового Океана] моря Гадира; не было великой не переплываемой корабельщиками пучины, воды, обходящей Вретанский (Британский) остров и за­падную страну Иверов (Испанию). Но когда Бо­жия воля создала место, к нему стеклось много вод.

(81) Вопрос. Одно ли море, то есть место, где собираются воды, или много?

Ответ. Обирание воды одно, но много еще есть систем. Ибо есть озера на севере, и вокруг (где видно) Эллинской пучины, если следовать по Македонии, Вифинии и Палестине. Они явно со­бирают воду, а что в них много воды, никто не воз­ражает, но мы их не называем воистину сущими морями, даже если они как море горькие и с раз­мешанной солью, как Асфальтийское озеро в Иудее, и Севротинское, которое между Египтом и Палестиной идет через Аравийскую пустыню. Так же и Урканий, и Каспий, как думают некоторые в своих писаниях. Но следует внимать землеописа­нию очевидцев, что эти озера невидимым образом, хранясь в себе, стекаются в одно, как показывают, Чермное море, которое далее невидимо соединя­ется с Гадиром.

(82) Вопрос. Почему Господь назвал систему вод морем?

Ответ. Озера стоят сами по себе, окружен­ные вокруг землею. А моря назвал Господь, гово­ря: Море северное, Море южное, восточное Море, западное Море. И каждое море имеет собственное имя: Понт Евксинский, Пропонт, Елиспонт, Эгей­ское, Ионское, Сардонская пучина и другая — Си-килийская, Туринское море и тьмы названий мо­рей, которые нам не хватит времени перечислить.

(83) Вопрос. Почему Моисей в начале книги Бы­тия говорит о земле, а в месте, которое мы рассмат­риваем — о суше? Разве земля — одно, а суша — другое?