Collection of Creations

Ответ. Но богогласное пение не являет оду­шевленность, кроме человека, зверя, животного и прочего земного и рожденного. Ангелы благосло­вят как словесные и служащие духи. А небеса — ни словом, ни голосом, но дарованием дождя и твердым положением. А солнце и луна — восхо­дом и закатом, движением и испусканием луча. Звезды — благообразностью хоровода. Денница — утренним благовестием дня. Веспер — тоже благовестием. Плеяды, когда появляются на небе, по­казывают корабельщикам безопасный путь, а на заходе — наоборот. С востока на запад обраща­ющиеся день и ночь — знамение. Земля, даруя че­ловеку плоды, поет Господа. И море, когда его пе­реходят кораблями на веслах. И рыбы, появляясь и прыгая, поют Господу. Так вот неразумные жи­вотные и человеки: одни шлют пение словом, а другие из поющих — своими приношениями тво­рят молитву; и благо сообразно сопряженные, обуз­данные страхом, воспевают Господа. И мы никак не об имуществе и прибыли, а о себе молимся.

(105) Вопрос. Если с твердью неразрывно свя­заны звезды и светила, а небо, как сказано, стоит неподвижно, то каким образом по нему соверша­ет свое движение солнце и луна, не разрывая су­щество его? И как возможно, что замерзший лед не тает от этого огня?

Ответ. Они не прикреплены, но вне тверди, и несутся по воздуху от легкости своей природы. Они сияют под твердью и, не остывая, сияют долу. Они из-за плотности лежащего под ними воздуха, бегут по небу выше, ибо они — огненная сущность, легче, чем любое творение. И к Ангелам относится то же самое. «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» -сказали песнопевец Давид и святой апостол Павел в послании к Евреям. Ведь светила — выше воздуха, и они не способны, по причине легкости своей природы, коснуться тверди, они не способны в чем-либо ей повредить. Их сдерживает противоположные им заледеневшие небесные воды.

(106) Вопрос. Почему звезды не бывают поражаемы натиском ветра, почему они не покидают своего пути?

Ответ. Ветры летят и облака несутся под солнцем. Как можно видеть в ясный день, когда облако, проходя, уступает солнцу, которое находится выше. А бурный ветер вздымается по земле и, естественно, возмущает морскую пучину, и застилает воздух пылью. Но и такой ветер не сдвигает ни одного здания, ни одного лежащего камня, даже не перевертывает их. И он никак не долетит до солнца или звезд, которые выше всякого града.

(107) Вопрос. Если не для небесного промышления сотворены звезды, если не наше это — по ним видеть судьбу, то почему на Рождество Христово взошла звезда и была предводителем волхвов? И как же они поняли, что это Царская звезда, и тронулись в путешествие, чтобы воздать покло­нение Отрочати — наставляемые звездой?

Ответ. Божественный Евангелист по отноше­нию к самарянам и саддукеям, которые не прини­мают (не признают) Ангелов, назвал прекрасного образом Ангела звездой. И также почитание звезд переносится этим на Христа, отводя людей от за­блуждения многобожия, как звезду полагая Анге­ла предводителем поклонения. Волхвы (греч. маги) не были бы иначе подвигнуты на поклонение Хри­сту, как не явлением в своей вере, а их волхвование при этом должно было быть ничего не могу­щим и не твердым. Халдеи, заблуждающиеся в связи со звездами, ощутили рождение Бога, поло­жившего основу звездам, и установившего им чин. Они одумались молиться Избавителю от заблуж­дения; и сами они пришли как благовестники, пер­выми проповедуя в странах о пришествии Бого­человека. Они послушны пророчеству великого Исайи, который возглашает: «Младенец родился нам, Сын, и дан нам ...и нарекут имя Ему: Вели­кого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог креп­кий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века...» Это было за пятьсот лет до этого проречено богогласным Пророком и передано на деле не слышав­шим учащимся в Законе и пророках несмысленным иудеям, чтобы они преуспели в вере. Это была не звезда, но какая-то умственно или словесно по­нимаемая сила, которая вела волхвов. Этому учит нас само ее движение и остановка. Звезды одни — всегда бегут и не прекращают своего движения, а другие стоят и не сдвинутся. А эта звезда является и тем и другим: и бежит, и стоит, и скрывается порой от тех, кого она ведет, что они разузнают, где родился Царь Иудеев. Пришел в смятение Ирод и весь Иерусалим, когда услышали о рождении Бога, о котором сообщили волхвы, когда звезда от них скрылась. А когда звезда явилась опять, она встала над пещерой, где был Отроча — как говорит великий Матфей. Если бы звезда явилась не умом осмысляемым образом, то Иерусалим не тряс бы волхвов, и Ирод не разгневался, услышав о Царе. Если бы звезда не явилась как некая неосмыслимая и словом понимаемая сила, то она бы не явилась как раб Родившемуся. И сейчас у царей совершается обычай, что когда каких-то людей зовут к царю, то у внутренних ворот дворца позванных оставляют стоять во дворе, пока царю не будет возвещено о их приходе. А потом раб приходит опять, и идет перед ними к трону царя. Под видимой звездой разумеем Ангела, вождя стран. А если вам кажется что это скорее звезда или светило, то в таком случае скажите мне: если это светило, то каково оно, где оно, среди неба текущее. Какой город или село, или какой дом строго укажет; даже пальцем не покажут. Звезда по отношению к солнцу — как мышь по отношению к слону. Божия звезда по отношению к городу, большему всех — как по отношению к верблюду комар. Если даже в великом граде никто не знает, какая звезда проповедует высочество Царя над светилами, то как малая звезда может указать пещеру? Если это был не Ангел, совершающий земной путь и проповедующий величие. Да мол­чат лишенные ума, которые думают, что с рожде­нием каждого зажигается звезда. Они — кощун­ники. Они болтают, что звезда умирает вместе со смертью человека. Когда в мире было только два человека: Адам и Ева, небо было полно звезд. А когда при потопе погибла вся одушевленная при­рода, а был храним только богогласный Ной, не сошли с неба звезды вместе с потонувшими в воде, и нисколько они не подвиглись от своего чина (порядка).

(108) Вопрос. Как тогда Писание говорит об Аврааме, что тот — звездочет? И как многие дру­гие разное о нас говорят: что растущий ребенок будет убийцей или любодеем, а другой — трезво-мысленным и целомудренным, узнавая это по звездам?

Ответ. Писание называет Авраама звездоче­том, но нигде Авраам не делал из звезд богов и не воздавал почитания звездам, как показано. Но из­вещается, что патриарх внимал им о земных ве­щах: о дожде и засухе, о буре. Отцом его был Фарра, который долго жил с халдеями, почитающими божествами палящий огонь, но Авраам был пер­венствующим не в звездопочитании, но в Богопочитании. Потом, после рождения Исаака, он нанес себе обрезание железом, опять же не ради звездопочитания, но по богогласию, когда от бесплодной и старой сожительницы причастился рождества Исаака. С ней он от юности, когда он был в поре возраста, до самых седин и дряхлой старости спали вместе, и никак за звездочетами не следовал, и не звезды сделали, что повелели ему вынужденно заколоть отрока, не звездам он следовал, но покорился Богу. Халдею и Месопотамию прошел. Так и достолюбивый Константин, когда собрал святой Собор, и успокоил всех на послушание, то звездочеты вместе с тобою исповедовали нашу веру. И где тут их "смешение" или "схождение"? Тобою упомянутые учения были разрушены Божией силою и премудростью; а также трезвением и наставлением, превышающим то, что ему противостоит. Так и великий Апостол говорит, что с разрушением принадлежащего Закону и возвышением Благовествования злоба распалась и пересоздалась к лучшему, и мир прибыл к учению моему, и собрался, чтобы слушать слово, уходя бея вреда. Говорит божественный песнопевец Давид: "Это изменение десницы Всевышнего"'. И затем вопиет великий в пророках Исайя от лица Бога: "Я — Бог, творящий мир, и злое привожу к лучшему".

(109) Вопрос. Я повелеваю, чтобы ваша святость, заводила разговор о звездочетстве не потому что хочу повредить перед нами стоящим, но желая обличить неверие. Говорят, что Арес (Марс), прияв начало своего восхода по четверти, сходясь с Кроносом (Ураном) в начале луны восходящей к полноте благодаря родству дня, творит мужеубийц, разбойников, кровопийц, пьяниц, блудников беснующихся, ведунов безвестных тайн, и всех, кто за ними следуют. И ни один раз эти звезды не тво­рят благих людей. И схождение по четверти Ареса с Афритой (Венерой), когда на восходе не смот­рит ни одна из делающих благо звезд, совершает любодейцев, смешивающихся с матерями и сест­рами. А когда Кронос выходит при Аресе, то рож­даются у нас те, кто возделывает землю и созида­ет дома, и искусно берется за любое мужское дело, и те женщины, которые при Кроносе и Аресе ло­жатся, рожают от своих мужей сильных женщин. А в Козероге и Водолее рожденные зло беснуются о Афродите, при этом женщины, так же как и муж­чины, родившиеся, когда Арес был в Овне. И нельзя их ни устрашениями и никакими запрета­ми, и никакими ухищрениями удержать от поро­ка, потому что их на него толкают звезды.

Ответ. Ты весьма искусно изложил кощун­ство языческой премудрости. И я сейчас обнажусь, стараясь разбить словом, как камнем из пращи или стрелою, то, что сказано тобой…. Во все дни во всех странах рождаются люди, не лучше и не хуже, не­зависимо от совпадения звезд. В каждой стране за­коны и отеческие обычаи держатся своей властью. И мы все научены творить законное для нас.

Но как я прежде сказал, каждый человек держится предания по закону. А если мы примем то, что эллины-язычники кощунственно говорят о звездах, то тогда упраздним закон страхом или поведением. Одни делания добра имеют свою волю, другие понуждаемы, и понуждением прилагаются к лучшему.

(110) Вопрос. По семи дням недели, в зависимости от рождения нашего, светят звезды. Мы говорим, что земля разделена на семь краев, и какая-нибудь звезда обладает каждым пределом, и звезды заставляют за собой следовать, чтобы совершалось то, чем они владеют. Некоторые звездное действо называют законом.

Ответ. Как же тогда, если на семь частей разделяется Вселенная, мы находим в одной части многоразличные законы? И не семь только — согласно звездам — и не дважды шесть — согласи поддерживающим зодиак; и не тридцать шесть - по десятинам: но мы упоминаем о тысяче законов, которые были изначально передаваемы и теперь существуют. На той же самой земле есть людоеды Инды. От одушевленных закланий воздерживаются живущие в Брахманах, как мы видим. Вавилоняне, когда совокупляются скверным браком со своей близкой родственницей, оскверняются. В другом мраке живут Славяне и Фисонитяне, кото­рые называются и Дунавяне. Они едят как сладость сосцы животных-самок, они млечные, и они как мухи собираются, когда млечные сосцы разбива­ют о камень. Одни отказываются от узаконенного и неотверженного мясоядения, а другие — подлые — сами себе закон, без властей: убивают сами на пирах и в чертогах своего владыку и князя. Едят лис и медведей; подражая вою, подзывают к себе волков. А другие воздерживаются от на­сыщения и меньшим подчиняются и повинуют­ся. И много можно сказать о Лангобардах, Норах и Галлах западных, которые не причастны искус­ству звезд Гермеса и Кроноса, раз цари и князи собственной волей прекратили действие суще­ствующих злых законов и дали новый закон. И лучшее не отбросили противники; и не мешала в этом ни одна из отреченных звезд. Я хочу сказать одно, что замкнет уста всех неверных. Все иудеи, прияв данный Моисеем закон, новорожденных у них мужского пола обрезают на восьмой день с кровью. Но от века ни один из язычников и ни один из христиан не бывал обрезаем, хотя много иуде­ев, эллинов и христиан, которые рождаются в один и тот же месяц, в одну и ту же неделю, в один и тот же день и час. И где Арес, Гермес, Киприда и прочие языческие кощуны? Единый круг объем-лет все, но никто не становится принуждаем звез­дами. Есть язычники, есть иудеи, есть христиа­не, в тот же день и час всеянные в материнской утробе, но не все родились одновременно. Многие люди "обещались Христу" и отказались от заблуждений отцов; и князь звезд земной участи не смог им помешать в благочестии.