Collection of Creations

 Ответ. Я думаю, что рай был видимым и на­ходился на земле. Об этом явным образом возгла­шает Священное Писание.

(162) Вопрос. Но что тогда имеет в виду Па­вел, когда говорит: "Я знаю человека, который (в теле или вне тела, не знаю, — Бог знает) уже че­тырнадцать лет назад был восхищен в рай и слы­шал неизреченные глаголы, которые невозможно высказать человеку"? Этим указуется, что рай на небесах. Ибо не сказано: "был восхищен до тре­тьего неба, и оттуда спустился в рай", но именно "восхищен в рай".

 Ответ. Не в одном коротком слове говорится о небе и рае, когда сказано "видел восхищенного до третьего неба", и опять сказано "в раю". Необ­ходимо, чтобы вы свой голос восприняли сами к себе, а потом перешли к исследованию слов. Как вы сказали, не говорится, что он спустился, а что он был восхищен в рай, то есть отделен. Мне думается, как то и есть в учении божественных отцов, что не сказано "взошел", но "восхищен", а это не значит, что он взошел. Конечно, если он взошел на небо, то он явно восхищен. Но и сходящий "восхищен" в рай. Так и сказано: "видел я человека, восхищенного в рай".

(163) Вопрос. Но то, что видимое небо выше нас, показывает, что этот человек взошел; что он был выше него: там, где мы и разумеем рай.

 Ответ. Но почему тогда Павел не сказал купно: "я видел такового человека, восхищенного в небо и в рай"? — но прибавлением слова он разделил два места, когда сказал: "я видел такового человека, восхищенного до третьего неба" и опять "восхищенного в рай". Так говорится, если и просто перемещаются на какое-то другое место. По образцу ровного поля от вершины горы. Если кто замыслил взойти на гору, он идет этим полем (по отлогому склону) и легко на нее поднимается. А если кто захочет сначала взобраться на гору (по крутому склону), а потом с вершины на это поле, то ему нужно прилагать все усилия, чтобы сойти с высоты на равнину. Подобным образом я думаю и о святом Апостоле, который первым взошел на небеса, а оттуда полетел в рай. До Павла достоверно свидетельствует о божественном Соломон Премудрый, что явно и на земле видим рай. Он говорит: "Спустился брат мой в свой виноград­ник". Соломон одновременно проповедует прише­ствие во плоти Господа и спуск Павла с неба пос­ле восхищения его с земли. Христос — брат Соло­мона и Павла по плотскому началу — сошел в свой виноградник. Он, как их брат, и был вскормлен грудью, и потерпел обрезание железом, и прекло­нил Свою шею под ярем закона, и принес в жерт­ву голубя и горлицу, и давал всякую положенную по закону дань.

(164) Вопрос. Что же тогда, ты думаешь, Спа­ситель Христос отдал Свою душу в распятии не на небесах, а на земле, когда сказал: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", — и к разбойнику: "Се­годня будешь со Мной в раю"? Если Бог и Отец Христа на небесах, то там, во всяком случае, и рай, куда Христос обещал ввести с Ним распято­го разбойника?

 Ответ. Мне думается, что это хульно и при­надлежит всяческому безумию полагать, что Бо­жество только на небесах и в раю, а не везде. Но везде существует Тот, Кто держит все, Кто держит небесное, земное и преисподнее. Мы и говорим, что воплощенная душа Бога Слова, дошедшая до ада, — в руке Отчей. Христос при этом был в раю Своим Божественным началом, и привел с Собою душу разбойника. Так мы исповедуем, что Он жи­вет в длани Родителя. Бог на небе, на земле, в мо­рях и всех безднах, как сказал Давид. Он же ска­зал, что в руке Его концы земли. И еще: "Если взойду на небо, и Ты там", если сойду, то придешь в ад. Если небо всего выше, то ад всего глубже. В них Божество одновременно. Божество все держит. Явно возглашают богоглаголивые отцы, что Хри­стос Своим Божественным началом пребывает везде, будучи с Отцом, и в руку Его кладет душу. И души праведников находятся в руке Господней, как сказал Пророк, то насколько более там нахо­дится душа Бога Слова. Тот же Пророк учит нас, что рай на земле и видим. Ибо не сказал Господь распятому с Ним на кресте разбойнику: "Ты се­годня со Мной в раю", но на это место вводит раз­бойника Тот, Кто изгнал Адама и помиловал душу разбойника.

(165) Вопрос. Но что хочет сказать Исайя, когда говорит от лица Бога: "На руке Моей краской написал стены твои", — что, как мы понимаем, сказано о рае. Апостол, говоря о том же рае, пишет:, "Горний Иерусалим свободен", — который мать нам, а под ним мы не разумеем ничего иного, кроме как рай.

 Ответ. Мне думается, что это скорее идет на пользу нашего ответа, чем опровергает его. При­водятся слова, что рай — это "место садовое", "хранилище плодов за оградами и стеною". То ли же самое имя у рая и Иерусалима? Или у неба и Эдема? В этом раю, как рассказывает Моисей, который был от Бога, "насадил Бог рай в Эдеме на востоке", а не на небе на востоке. И "источник исходит из Эдема, чтобы напоевать рай", а не сходит с неба. Источник разделяется на четыре части. Где на небе ты найдешь смоквы, финики, розы и про­чее, то, чем рай осенен и цветет? Есть ли на небе источники и реки; и растение преступления запо­веди? Послушай и теперь написанное Моисеем, что из одного источника исходят четыре реки, ко­торые имеют названия. Их имена видятся просты­ми. Одна из рек называется Фисон — она обтека­ет Миры и Инды, и они называют эту реку Гансис, а эллины — Истр и Инд. Сремены и славяне, жи­вущие на реке, называют ее Данувий, а Готы — Дунай. Всю эту землю она обходит, затем — Эфи­опию и страны Елуминские (проходя первой Эфи­опию), оттуда течет в сторону юга и на запад. Гадир впадает прямо в славный Океан.

(166) Вопрос. Хватит, человеколюбивый отче. Но опиши нам словом течение второй реки, чтобы окончательно нас порадовать.

 Ответ. Вторая река — Геон, египтяне назы­вают ее Нил. Она везде льется медленно, и каж­дый год напояет Египет. По ней ходят корабли под парусами. Река эта велит пахать землю плугом, и она сохраняет и водные стада, и земные. Можно есть и траву, и мясо. Река проходит великую Эфи­опию и течет по малой, в Анумите, Влемуе и Аксумите, в стране Фиваидской и Египетской, и там впадает в море. Иеремия, многострадальный сре­ди пророков, который утихомиривал обращения к Египту взбесившегося умом Израиля, явно возгла­шает: "Что тебе до земли Египетской — чтобы пить Геонскую мутную воду?!", то есть Нильскую мут­ную воду.

(167) Вопрос. Мы молим, чтобы мы не рассла­бились, поскольку час уже поздний. Но вкратце скажи и о третьей реке: откуда она начинается и где кончается?

 Ответ. После второй, из того же водного источника исходящая река — это Тигра, как ее называет Священное Писание. Она выходит прямо пред Ассириею, огибает страны востока, погружается под землю на долгое расстояние, и опять вытекаете сквозь Армению, и разделяется в Ассирийской стране.

(168) Вопрос. Ты совершенно обрадовал нас своим словом. Удостой нас тем, что поведаешь о движении четвертой реки.