Collection of Creations

Похвально это устремле­ние, потому что оно, мне думается, совершением делания добра, что есть спешить всегда на доб­ро. И более всего держать правду, которая одоле­вает неправду. Ибо неизречен разум Божий, кото­рый прилагается и сочетается с нашими трудами. Он недомыслим для всякого человека в сем жи­тии, по причине превосходящего добра или бо­лее горького воздаяния, потому мы отвечаем при­язнью к подобным, чтобы с ними принять почесть или мучения.

(194) Вопрос. Что есть части делание добра и сколько их? И можно ли их все вместе правильно исполнить? Ибо не все всё могут правильно ис­полнить. [Например, кто-то] не может достойно принять кого-либо по причине нищеты, но может быть воздержным и целомудренным. А другой — терпеть напасти или учить благочестию. Другой — давать нищим необходимое для жизни. Другой — служить даром. И с помощью одной из этих доб­родетелей не возможно ли избавиться от вечного осуждения?

 Ответ. Всякое делание добра — со стро­гостью мыслей, не замутненных скверной. А вся Мерзость злобы по отношению к целомудрен­ным противостоит им воистину как враг. Против худшего подвизается наша природа. Некоторые говорят, что четыре части добродетели, это: мужество, мудрость, целомудрие, правда. Они доб­ры, снизу и по суше движутся (плывут), будучи ниже небесного круга. То есть мужество по отношению к греху противника; целомудрие против страстей иметь власть и победу; а смысл — строй­ная власть, как в государствах; правда — славная часть жития, как думается, — она наставляет чин­ности, обуздывая. А что выше, ничего невозмож­но ни уразуметь, ни показать: и добродетели сами по себе затворены, имеют ли они высокое и небесное подобие красоты. Но у нас наставник — возвышенный Апостол, который насчитывает множество частей делания добра, но три всех лучших: веру, любовь, надежду. Вера дарует людям выше природы быть записанными вместе с бесплотными, хотя человек еще окружен одеянием скверны многих страстей, которые ангельские и прочие чины бесплотных не разумеют. Вера наставляет в искусстве людей, которые ходят внизу, катясь по земле. Она указывает помысл, приводящий к не имеющему образа Престолу Царя, и очевидным образом озаряет блеском не имеющей начала и бессмертной Природы. И оттуда блеск отгоняет омра­чение чувств, которое как густое облако для су­ществующих здесь. Омыв его от ума, дарует ему чистый взгляд, так что становится видимым не­видимое, и постижимым неприступное. А надеж­да не вместе с ним отметается, как кто бы сказал, но приуготовляет по-доброму держаться в настоящем. Никак не оказываясь в будущем, но уже видя размышлением то, что еще не настало, как будто оно уже настало. И чаемое приводится пред ли­цом людей. Переступает запинку ногой, объединя­ет желаемое с видимым мимотекущим временем и осуществляет любовь будущую. А любовь есть возглавление для пришествия Бога во плоти. Она у Него везде всегда существует, и умолила Его явиться нам во плоти. И вполне подобающим об­разом она превосходит [другие добродетели], как сказал великий Апостол. Ибо все, что благочестно, человеколюбиво, преподобно и праведно, люди делают ради нее. И для нее и Христос до Кре­стной смерти преклонил во плоти выю.

(195) Вопрос. Как же тогда Соломон, премуд­рости которого все удивляются, говорит: "Три вещи я не могу уразуметь и четвертое не осмыс­лил: След летящего орла, путь змеи по камню, сте­зю корабля, плывущего в открытом море, и путь мужчины в юности"? Если он мудр, то почему этого он нам не объясняет, но заставляет нас ос­тавить изыскание? Мы молим, чтобы ты нам это рассказал.

 Ответ. Премудрый в Боге Соломон не пото­му, что не может, не объяснил, но оставил сказан­ное — он некую искру любви к Богу вложил в нас. Как подвиг и венок исследование в этих вещах. Ибо что останется загадкой, если есть готовое переложение-отгадка? Премудрый не немощен раз­гадать три, как и осмыслить последующее. Что он назвал следом орла летящего? Мне думается, что это полет Святого Духа в Пророков и Апостолов. Как сказал Господь о Духе, богословя в Евангели­ях: "Ты слышишь его голос, а откуда идет или куда идет, не знаешь"; "Никто не знает того, что в че­ловеке, только дух у человека, который в нем. Так и Божие никто не познает (сознает), а только Дух Божий". Что относится к Божию? Явно, что это все видимое и невидимое. Всеми совокупно это недоведомо, а ведомо одному только Духу, и повинуется Ему как Богу и Владыке. Премудрый Соломон сравнивает Духа с орлом, поскольку орел есть царь и владыка для пернатых птиц. И пусть разумеется подобающим образом и о Божием Сыне. По неизреченному устроению таинства Он подобен орлу, полетевшему на ловлю и убийство умственно по­нимаемого луня и ночного ворона. Многомудрый Соломон также сказал, что не разумеем путь змей по камню. В Священном Писании змей разумеет­ся как старый злодей и погубитель, который увел нас от жития райского, что мы себе создали путь. Как сказал божественный Апостол: "Я боюсь, что вы как когда змей Еву прельстил своими ухищре­ниями, так и растлеют ваши помыслы". Он же по­ведал, что Христос — камень, когда сказал: «...пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». И по этому Камню никак не мог явиться след или путь змея. Хотя Божие Слово Я выбрал быть человеком, согласно нам, но Он ос­тался невосприявшим и неприступным для лука­во ползающего змея. Ибо греха Он не сотворил, и не оказалось лжи в устах Его. Так говорит все со­брание божественных [мужей и жен]. Но и стезю корабля, идущего в открытом море, не мог постичь премудрый царь иудеев. Ибо кораблю причастен Божий Промысл о плоти. Он, подобно кораблю, проходил через море смерти и уже потонувших вы­водил к новой жизни, но никакого следа смерти в смерти не оставил. Ибо невозможно, чтобы Несмерть бывала смертью. Богогласный назвал бессмертного Бога Слово Христа, и Его мужеский путь в юности: "юность моя с Ним воскресла". То есть обновятся те, кто не познает путей сего не­счастного жития, отбросив струпья нынешнего зла, и этой переменой совокупно обновится все творе­ние. И протяженность небес, все как риза обвет­шает, как одеяло совьется и изменится — сказал царь и пророк Давид. Так и земля переменится, сказал первоверховный Апостол. Еще и море ста­нет пустым, и реки-моря засохнут, явным образом восклицает Исайя, возвышенный в Пророках. Так где-то произнося от Бога, говорит глубине: "По­гибнешь, и реки твои высушу". И это подобающим образом сбывается впоследствии.

(196) Вопрос. Что повелевает Господь, когда го­ворит: "От дней Иоанна Крестителя и доселе Цар­ствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают" Мы знаем, что всякий за­хватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

 Ответ. Иоанн пришел прежде того дня, про­поведуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями пре­взошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя по­нуждают, совершая подвиг для венка вышнего при­звания, как сказал святой Апостол.

(197) Вопрос. Что сказывает Господь, когда го­ворит об Иоанне: "Если примете его, то есть Илия, который придет"? Мы знаем, что Иоанна казнил Ирод. И как он опять сам будет Илиею?

 Ответ. Господь в Своем божественном при­шествии послал его пред Собою в духе и силе Илии. Он прекрасно называется Илией, по равен­ству благодатности, и подобию устроения. Ибо началом и концом Заветов обоих был Иоанн. Он был конец Закона и начало Благой Вести, то есть иного, более чем принадлежащего Закону поведе­ния и жития учитель, подобно как и чаемый Илия, который предваряет как-то незадолго Божие вто­рое Христово пришествие во плоти, что есть ко­нец этого бытия и жития и начало будущего. И подобно Иоанну, и его убивает (убьет) за истину разумно понимаемый Ирод.

(198) Вопрос. Каким образом самый больший из рожденных женами — Иоанн Креститель? Если потому что он был пророком, то и так, что больше пророка, как и говорит Господь в Евангелии? По­чему же тогда Спаситель свидетельствует о нем как о большем всех? Он при зачатии сделал не­мым своего отца Захарию.

 Ответ. Я по-другому думаю об этом пове­ствовании. Прежде всего вы сами признаете, что Иоанн, по свидетельству Господа, больше всех людей и выше Пророков. У меня нет слова выше живого слова свидетельства гласа вопиющего в пустыне, велящего уготовать пути Господу и сде­лать прямыми пути Его. Больший из всех рожден­ных женами Иоанн потому, что когда он еще был в утробе матери, и не вкусил нашего жития, то про­рек, через материнский язык получив голос, и по­стиг во тьме таящийся Свет — воплощаемый в утробе Приснодевы Марии. Оттуда он блистал как через какое оконце через уста беременной [Елисаветы], которая приняла объятиями и лобзанием богоносную Девицу, и он возрадовался, возопив язы­ком матери: "Откуда мне это, что да придет Мать Господа моего ко мне?" Благоумный раб постиг Владыку, скакал в утробе, стараясь предварить в службе Господу Иордан, и уготовить Ту, что ради нас, для плоти Его купель. Он больший в Проро­ках, потому что увидел во плоти Самого проречен­ного, и коснулся Его макушки, Того, Кого трепе­щут все. И Его все пророки и патриархи видели только во сне и догадках мечты; они прежде Хри­стова Богоявления изменили образ жизни. А то, что Захария онемел от рождества благовествованного отрока, то я скажу, что это не от ужаса перед явив­шимся ему Ангелом, ибо он привык к этому виду, строго служа Закону; но за образом этого молча­ния последует молчание Закона. Когда родится отроча, то язык его отца вновь будет устроен, являя то, что родился «голос» от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия при­явших его иудеев, которым ничего из прореченно­го Пророками не было на пользу, и они не разуме­ли о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине. И Его Мать по плоти родилась от них.

(199) Вопрос. Но почему Христос, свидетель­ствуя, что он больше всех, тут же говорит: "Мень­ший же в Царствии Небесном больше него"?

 Ответ. И это не вне двойного смысла со спо­собностью различения. Загадка являет нам три смысла. Во-первых, что Господь — это меньший его по плоти. И после шести месяцев зачатия того, Он вселился в Приснодеву, окружив себя Ее телом. Нераздельно по совокупности, и свободно от сме­шения. Мы научены этому от великого Гавриила, который, благовествуя Богородице, сказал Ей: "Вот Елисавет, родственница Твоя". И та зачала сына в старость, и был ей месяц шестой, той, которую называли бесплодной. Так что мы видим, что Хри­стос меньший (младший) человек, чем Иоанн. Во-вторых, это прилагаемый к Иоанну ангельский сан. Мы думаем, что последний чином и естеством, худший в Царствии Небесном больше всякого Ан­гела— по природе и по рождению. Иоанна казнил жалкий Ирод. А один самый меньший Ангел мо­жет в мгновение ока поразить и погубить тьмы Ан­гелов. Один из Ангелов вышел из войска при Исаии и Иезикииле, и в единый час победил и убил сто восемьдесят пять тысяч иноплеменных ратников. А что нам, в-третьих, указывает эта "загадка"? Меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Предтечи, то есть больше него Иоанн Богослов сын грома. Иоанн Предтеча, даже когда ему было по­ведено, со многим страхом прикоснулся к макуш­ке Господа, не дерзая прикоснуться к Носящему плоть. А Иоанн Богослов, больший всех, со дерз­новением на божественной Вечере возлег у Гос­пода на груди. И так он возлегает на самих святых и божественных персях, как говорит Благовествование — когда спрашивали о том, кто Его предаст, и кивал Ему Петр, желая знать, кто будет предате­лем Его. Ни Мать, Его родившая, ни Иосиф, кото­рый был наречен, не будучи отцом, ни Иоанн Кре­ститель, ни Ангел, ни Архангел — никто другой не дерзнул прикоснуться тех страшных персей во­плотившегося Бога Слова. Но на них Иоанн воз­лежал, обнимая как отец сына. И оттуда он о Боге Слове напоен был, и поднебесную наполнил гро­мом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Иоанн Предтеча только видел бо­жественный Святой Дух в виде голубки, который сошел на Господа, крестящегося плотью, а Иоанн Богослов — с неба летящий в виде огня, чтобы приять на свою главу, вместе с учениками в день пятидесятый, как свидетельствует великий Лука, который пишет Деяния апостольские. Иоанн Предтеча казним через отсечения главы из-за одного грешного братосмешения Иродовой жены, которая была за братом Ирода, а Иоанн Богослов, изгнан­ный из-за Господа, был осужден [и сослан] на Патмос, и после умер. Иоанн Предтеча только крестил приходивших, а Духа Святого не мог дать никому, и потому крещенные им вместе с прочими были крещены Апостолами для совершенства Крещения. Апостолы возлагали руки, давая Дух Святый верным, для явления знамений и чудес. Иоанн Предтеча был назван большим всех из рожденных женами, как свидетельствован от большего, а Иоанн Богослов назван светом мира, от истинного и нерожденного присносущего Света великого. Иоанн Предтеча закончил жизнь, не сотворив никакого знамения, никакого чуда, как говорит о нем Евангелие, и ничего не было слышно о происходившем у него там, а Иоанн Богослов сел с Самим Христом с повелением судить колена Израиля – такое он принимает обещание от богословящего Христа вместе с одиннадцатью. Иоанн Предтеча нигде не ублажаем, что он велик в человеках, а Иоанн Богослов принимает извещение, что он больший, от блаженного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо Он сказал им: "Аминь говорю вам: многие пророки и праведники хотели видеть то, что вы видите, и не видели; и слышать, что вы слышите, и не слышали. Ваши очи блаженны, что они видят, и уши — что они слышат». Иоанн Предтеча испугался в утробе Того, Кто без отца в Матери, и хотел выпрыгнуть, принуждаемый к этому, не выдерживая приближения Огня, а Иоанна Богослова Он поставляет на Свое место: Он поручает ему Свою Мать, будучи от природы без матери, и от Промысла — без отца. Во время спасительной Своей страсти, когда они предстоя­ли у креста, Он, посмотрев на Иоанна, сказал Сво­ей Деве Матери: "Се сын Твой". И еще к нему: "Се Матерь твоя". Он поручил их друг другу вместо Себя. И Он делает известным народу пред собо­ром богоборцев неоскверненное и чистое девство обоих. Говоря вкратце, Христос есть Царство Небесное. По Закону совершен и истинен Иоанн, как и должно думать тому, кто крестился в смерть Господню. Но Закон ничего не совершает (не де­лает совершенным) как сказал великий в Законе и возвышенный Апостол в Евангелии, будучи во всем искушен. В роде Его и в годах Его больший всех был Иоанн. Разве будет Божество о нем воз­ражать, когда сказало о нем к Соломону: "Такого как ты не было перед тобою, и после тебя не вос­станет подобного тебе"; а о Иоанне: "Ибо не вос­стал среди рожденных женами больший его". По Закону самый больший был и самым именитым. А больше всех — Апостолы. Ибо не сказал Иисус: "Не восстанет больший его", но что "не встал боль­ший его" — говоря, что "в годы его". Ибо прежде них Бог сказал к диаволу: "Внял ли ты твоим раз­мышлением о угодившем Мне Иове, что нет на земле человека подобного ему". И к Моисею ска­зал: "Большим всех людей я видел тебя, и обрел ты благодать передо Мною". И ибо велик был в годы свои Енох, преставившийся [в глубокой старости]. И правдив (праведен) в житии своем был Ной, который был сохранен в ковчеге, когда весь мир утонул. И велик был Лот, единственный сбереженный, когда сгорели пять городов Содома. Так и Иоанн Предтеча больший всех был, соглас­но Закону в делах (жизни) своих.

(200) Вопрос. О ком говорит Господь: "Аминь, говорю вам: есть из стоящих здесь, кто не вкусит смерти, пока не увидит Сына Человеческого, грядущего в славе Своей"? Некоторые говорят, что это об Иоанне Богослове сказано, что он не умрет до второго пришествия Христа.