Сокровище духовное, от мира собираемое

Видим, что к Царю или к какому-либо вы­сокому лицу не в любое время и не в любом месте можно приступить с прошением. К Богу же нашему, христианин, — не так: к Нему вез­де и всегда удобен приступ бывает. Везде и все­гда готов Он слушать нашу молитву. Ночь и день, вечер и утро и всякое время и час удоб­ны для молитвы. Также в любом месте удобно к Нему при­ступать, ибо везде и всегда со всеми нами нахо­дится. Можем к Нему приступать с прошени­ем нашим в церкви, в доме, в собрании, в пути, при делах, на ложе, идя и сидя, трудясь и от­дыхая, и в любое время. Ибо везде и всегда мо­жем ум и сердце к Нему возводить, и прошение сердца Ему приносить, и с коленопреклонени­ем сердечным падать перед милосердными Его очами, и милости от Него ожидать. Ведь к Богу не ногами, но сердцами приступаем. Приступай, христианин, везде и всегда к Милосердному Создателю твоему, исповедуй и признавай нищету твою, бедность и окаян­ство, и получишь богатство благости от Него.

16. Лоза и розги

Что лоза и розги между собой, то и Хрис­тос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духовно соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписыва­ется, так, хотя христиане и приносят плод доб­родетелей, однако приписываются они Хрис­ту, Сыну Божию. Розги сами по себе без лозы не могут пло­да приносить; так и христиане без Христа ни­чего не могут творить. Розги очищаются делателем, чтобы луч­ший и больший плод приносили. Так и хрис­тиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли. Розги снаружи некрасивы, но внутри доб­рый и приятный сок и плод содержат; так и хри­стиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут. Розги чем более плодами обременяются, тем более к земле приклоняются и опускаются; так и христиане чем более добрых дел тво­рят, тем более смиряются. Розги плод приносят ради труда делателя; так и христиане добрые дела творят по слову Небесного Отца, от Которого всякое добро происходит. Розга, не приносящая плода, отсекается от лозы; так и христианин, который не приносит плода доброго, отторгается от Христа. Розга, от­сеченная от лозы, иссыхает; так и христианин, отторженный от Христа, всю духовную свою живность губит и духовно иссыхает. Розга ис­сохшая не пригодна ни к чему иному, как к со­жжению; так и христианин, отторгнувшийся от Христа и иссохший, вечному предается огню (См. Ин 15:4-6). Отсюда видишь, христианин: 1) Сколь тесный союз и общение истин­ных христиан со Христом! Он — Лоза, они же — розги. 2) Какое это великое и высокое достоин­ство! Ибо что более славно, чем со Христом, Царем Небесным, иметь общение? Преславно с земным царем или князем иметь общение, но несравненно более славно — со Христом, Царем царствующих. 3) Сколь велико их блаженство! Если Хри­стос с христианами, кто против них? Весь свет и весь ад ничего не может против христиани­на, так как Христос — его Крепость и Сила. 4) Без Христа быть добродетельными и добрые дела творить не можем, ибо розги при­носить плоды без лозы не могут. 5) Отсюда следует, что прежде всего должно во Христе насадиться и так плоды добрых дел приносить — нужно прежде всего сделаться добрым и тогда добро творить. «Злое дерево не может добрые плоды приносить» (Мф.7:18). 6) Сколь бедственно состояние тех христи­ан, которые беззаконной жизнью от Христа от­торглись! Ибо они — как розги иссохшие. 7) Всякий, кто хочет спастись, должен чис­тым сердцем обратиться к Господу и покаяни­ем и слезами омыть себя, и так ко Христу, Лозе истинной, прилепиться. Ибо, помимо Христа и вне Христа нет спасения. Христос — Жизнь и Свет, и потому окажется в смерти и во тьме тот, кто от жизни и света отлучился. Рассуж­дай так, христианин, и покаянием и слезами омой грехи свои, да с Жизнью — Христом — опять соединишься.

17. Глава и тело

Что голова и тело между собой, то и Хрис­тос и христиане. Тело с головой соединено, — так и христиане с Христом духовно соедине­ны. Голова прочим телом управляет, — так и Христос Телом Своим духовным, или Церко­вью Своей, святой управляет. Голова о пользе и целости всего тела промышляет, — так и Хрис­тос о пользе и спасении Церкви Своей, или вер­ных, промышляет. Что голова задумает и захо­чет, то члены тела и делают. Руки делают то, что голова хочет. Ноги идут, куда голова хочет. Без изволения головы никакой член ничего не делает. Так и христиане по воле Христовой все должны делать, то есть что Он хочет. Голове все члены тела повинуются, — так и Христу долж­ны повиноваться христиане. Когда голова стра­дает, то и все члены тела ей сострадают. Так и с Христом пострадавшим должны христиане в этом мире страдать, должны с посмеянным Христом посмеянными быть, с поруганным — поруганными быть, — словом, с Христом, по­несшим Крест, крест свой нести и Ему следо­вать. Когда голова прославляется, то и члены те­ла к той же славе приобщаются. Так и с про­славленным Христом прославятся и духовные члены Его — христиане — во царствии Его. Члены телесные — орудия головы: голова все делает, но через члены свои. Так и христиане — орудия Главы, Христа, Который через них доб­рые дела совершает. Что члены доброго дела­ют, то голове приписывается. Так должно все Христу приписываться то, что христиане доб­рое делают. Когда голову кто-то бьет, то руки всячески защищают ее и охраняют от бьюще­го, чтобы не была повреждена. Так и когда Христос хулится и бесчестится, должны христиа­не стоять и славу имени Его защищать, хотя бы и самим следовало страдать. От головы все бла­женство тела зависит. Так и от Христа всех хри­стиан блаженство зависит. Когда тело или член какой страдает, то сострадает и голова. Так и когда христиане страдают, сострадает им и Хри­стос. Что члену какому телесному делается, то вменяет себе и голова. Так что христианам де­лается, то вменяет Себе и Христос. Обида или зло какое-нибудь делается христианину? Все это Самому Христу делается. Гонится, ругает­ся, поносится, укоряется ли христианин? Все это Самого Христа касается. Добро или благо­деяние какое-либо делается христианину? Это вменяет Себе Христос. О том говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И еще: Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:40, 45). Отсюда видишь, христианин: 1) Каков союз и общение имеют христиане со Христом, подобно членам тела с главой. 2) Святая Глава — Христос. Святыне Его на­добно приобщаться и членам Его — христиа­нам, и творить святыню в страхе Божием. Ина­че «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6:14). Надо очиститься истинным покаянием и приносить плоды достойные покаяния, чтобы быть истинным христианином, живым членом Хрис­товым, и так приобщаться святыне Его. 3) Сколь велико преимущество и блажен­ство христиан! Ибо что большее может быть для человека, как быть членом пренебесной Главы — Христа Царя? 4) Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта оби­да Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть. 5) Отсюда утешение последует христианам, что Христос — Глава их — состраждет им в стра­дании, и все, что им ни делается, то Себе вме­няет. 6) Постараемся же и мы, христиане, истин­ными быть христианами, и приобщимся свя­тыни Христовой и блаженству истинных хрис­тиан.

18. Члены тела между собою

Что члены в теле, то и христиане между со­бой. Члены телесные составляют тело. Так и христиане составляют тело духовное. Члены в теле соединены и являются одним телом. Так и христиане соединены духовно и являются од­ним духовным телом. Члены в теле соединяют­ся и связываются жилами. Так и христиане со­единяются и связываются верой, духом и лю­бовью. Члены в теле не делают друг другу вреда. Так и христиане не должны друг друга обижать и друг другу вредить. Члены в теле мирны и согласны между собой. Так и между христиа­нами должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защища­ют. Так и христиане должны друг другу помо­гать, друг друга защищать. Когда один член в теле страдает, то и про­чие члены ему сострадают. Так и христиане, когда какой-либо христианин страдает, дол­жны ему сострадать, должны плакать с плачу­щими. Члены в теле друг друга не презирают, друг перед другом не гордятся. Так и христиа­не не должны друг друга презирать, друг перед другом гордиться. Члены в теле все в равном достоинстве. Так и христиане о себе думать дол­жны. Члены друг друга предостерегают от на­ходящего зла, как-то: очи — видением, уши — слухом, ноги — бегством, и прочее. Так и хри­стиане должны друг друга предостерегать: иной словом, иной советом, иной страхом, иной молитвой. О всем же составе телесном голова печется и промышляет. Так и о всем духовном Своем Теле Глава, Христос, печется и промышляет. Ему слава вовеки, аминь! Видишь, христианин, что такое христиане и какие между ними должны быть любовь, мир, согласие, милосердие, сострадание и прочее. Рассуждай, принадлежишь ли ты к святому этому обществу. О первых христианах пишется: «У множества же уверовавших было одно сер­дце и одна душа» (Деян.4:32). О, если бы и сей­час так было! Но противоположное видим с бо­лезнью и воздыханием (См. Рим 12:4—5; 1 Кор.10:17, 12; 12:13 и проч.).

19. Овцы

Христиане в Святом Писании овцами на­зываются потому, что между христианами и ов­цами немалое имеется сходство. Овцы никако­му скоту не делают обиды. Так и христиане ни­кого не обижают. В овцах примечается простота. Когда одну овцу волк режет, не бе­гут прочь, а все на это смотрят. Так и христиа­не простосердечны, «мудры на добро и просты на зло» (Рим 16:19). Овцы великую пользу при­носят хозяевам, то есть дают им шерсть, моло­ко, кожу, мясо. Так и христиане для всех добры и полезны, и Богу, Господу своему, приносят жертву хваления и исповедания. В овцах при­мечается мир и согласие, ибо и в малом хлеву много их помещается. Так и христиане мирны и согласны между собою. В овцах примечает­ся кротость и терпение: когда стригут их, мол­чат, и когда бьют, молчат. Так и христиане сми­ренны, кротки и терпеливы. В овцах не заме­чается зависти, ибо, когда едят, не дерутся между собой. Так и христиане не завистливы. Овцы весьма алчны, ибо много едят. Так и христиане, хотя и благочестивы, всегда алчут и жаждут благочестия. Овцы своим пастухам послушны. Так и христиане послушны Пас­тырю и Господу своему Иисусу Христу. «Овцы Мои слушаются голоса Моего», — говорит Хри­стос (Ин 10:27). Видишь, христианин, свойства овец Хри­стовых, истинных христиан! Думай о себе, принадлежишь ли ты к этому благословенно­му стаду. Если хочешь в ограде небесной быть, надо тебе непременно быть овцой Христовой.

20. Козлища

Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злы­ми людьми. Козлища почти любой скот рога­ми своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят все больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впере­ди. Так и злые люди всегда хотят над другими на­чальствовать или быть на первом месте. Коз­лища, когда их влекут куда или бьют, не мол­чат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и ху­лят: какая-де моя вина? чем я согрешил, и прочее. Козлища издают некий особый смрад. Так и злые люди смердят злонравием и беззакон­ной жизнью. Примечай, христианин, сходства козлищ и злых людей и помни, что написано об овцах и козлищах: «И соберутся пред Ним (Христом Ца­рем) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по ле­вую» (Мф.25:32—33). Исправляй себя покаяни­ем и молитвой. Да будешь овца Христова. Да не явишься как козлище тогда, когда отделятся добрые от злых, как овцы от козлищ.

21. Пастух и стадо

Видим в этом мире, что люди скот поручают пастухам для того, чтобы его пасти и охранять. Так и овцы Христовы, христиане, поручаются Христом Господом пастырям, епископам и иереям для того, чтобы их пасли и охраняли. Пастухи выбираются от всего села или дерев­ни, чтобы пасли их скот. Так и пастыри, епис­копы и пресвитеры избираются от Церкви, что­бы пасли души христианские. Пастухи выби­раются добрые и разумные, чтобы не погубили скота. Так и пастырей нужно избирать добрых и разумных, чтобы не погубили словесных Христовых овец, чтобы и на них не сбылось писанное: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на доброе пастбище, и там пасут его. Пастыри должны питать овец Хри­стовых Словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от вол­ков и прочих зверей. Так и пастыри должны стадо овец Христовых беречь и защищать от диавола, демонов, еретиков, и прочих душев­ных зверей. Пастухи скотину, от стада отлу­чившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Хрис­тову. Заблуждается же всякий христианин, который не по-христиански живет. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяе­вам. Так и пастыри должны стадо овец Хрис­товых от мира сего предпосылать во ограду не­бесную; чтобы им самим потом, явившись, сказать: «Вот я и овцы Твои, которых Ты дал мне, Господи!» Пастухи за труды, за то, что пасут скот, по­лучают от хозяев плату. Так и пастыри от Христа Господа за труды и за то, что пасут стадо Его, примут плату, «неувядающий венец славы» (1 Петр 5:4). У пастухов, если какой скотины не приго­нят в дом, хозяева спрашивают: «Где моя та­кая-то скотина?» Так и от пастырей, если ка­кой христианин погибнет и не явится в небес­ной ограде, спросит Христос Господь: «Где Моя такая-то овца? Где овца, которую Я не серебром и золотом, но Своей Кровью стяжал? Где овца, которую ты принял, чтобы пасти и хра­нить?» Пастух не может сказать хозяину: «Не знаю где», — потому что он был сторожем ста­да. Так и пастырь не может сказать Христу Гос­поду: «Не знаю, где овца», — потому что был сторожем стада Христова (См. Иез.34:8 и проч.). Хозяин за потерю скотины лишает пасту­ха платы. Так и пастырь лишается от Христа платы за погубление словесной овцы и отда­ется в наказание. Пастух бывает не виновен, если не из-за его нерадения, но каким-либо другим образом скотина погибнет. Так и пас­тырь будет невиновен, когда христианин не из-за его нерадения и недосмотра погибнет, но из-за своего небрежения и своеволия, то есть если пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, пастыря своего, не слушал. Пастухам стадо скота повинуется, поэтому туда идет, куда его гонят. Так и христиане должны пастырям сво­им повиноваться и делать то, чему они учат, по увещеванию апостольскому: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязан­ные дать отчет; чтобы они делали это с радос­тью, а не воздыхая» (Евр.13:17). Пастырь! Помни, что ты сторож стада овец Христовых. Люди! Внимайте, что Христос го­ворит о пастырях, которые учат, но не делают: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблю­дайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2—3).

22. Жених и невеста