Сокровище духовное, от мира собираемое

Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель — москвич, новгородский житель — новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог»(Евр.11:10). И называются граж­данами этого города. Город сей — Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу; улица города — чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для осве­щения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его—Агнец» (Откр.21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: «аллилуия!» (См. Откр.19:1, 3, 4, 6). В этот город «не войдет ничто нечистое и никто пре­данный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делаю­щий неправду»(Откр.22:15). Гражданами этого прекрасного и пресветлого города истинные христиане и называются, хотя и странствуют на земле. Там они оби­тели свои имеют, уготованные им Иисусом Христом, Искупителем их. Туда они душевные свои очи и воздыхания возводят из своего странствования. Поскольку в этот град не вой­дет ничто скверное, как мы выше видели, «очи­стим себя»,возлюбленный христианин, «от вся­кой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», по увещеванию апостольско­му (2 Кор.7:1). И да будем мы гражданами это­го пресветлого города, и, уйдя из этого мира, удостоимся войти в него, благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава с Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

28. Обед или вечеря

Как видим, бывает в этом мире так, что ка­кой-то знатный и богатый человек собирает бо­гатую и знатную вечерю или обед и зовет на тот обед многих людей. Так и Бог, Царь Небесный, сотворил вечного блаженства великую вечерю, всякого неизреченного утешения, наслажде­ния, радости и веселья исполненную, и звал и зовет всех по Своему человеколюбию. Всех, говорю: славных и бесславных, благородных и худородных, богатых и нищих, мудрых и не­разумных, и всякого пола, звания и чина людей. Звал через пророков, звал через Едино­родного Сына Своего, звал через святых апос­толов. Зовет и ныне через проповедников сло­ва Своего, пастырей и учителей: «идите, ибо уже все готово» (Лк 14:17). Возлюбленный христианин! Богу благо­дарение, и мы, недостойные, позваны Чело­веколюбцем Богом к той великой вечере. Примем благодарно эту милость Царя Небесного к нам и поспешим с радостью на эту свя­тую и пресладкую вечерю. Там мы увидим Царя Небесного «лицом к лицу» (1Кор.13:12). Увидим пламеноносных слуг Его, Ангелов и Архангелов. Увидим лик патриархов, лик про­роков, лик апостолов, святителей, лик муче­ников, лик преподобных отцов, и всех Богу угодивших, и со всеми ними любезное будем иметь дружество. Видим, что многие как прежде отрекались, так и ныне отказываются на эту преславную ве­черю идти. И вместо вечных и небесных благ, временные и земные избирают, и тем самым тень истине предпочитают. И так сами себя тво­рят недостойными вечного блаженства и небла­годарными Царю Небесному, Великому своему Благодетелю, показываются, потому и правед­ный гнев Его вызывают. «Ибо сказываю вам, — говорит Господь, — что никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Христиане! Вложим в уши наши и затвердим в памяти нашей это слово Божие: «никто из тех званых не вкусит Моей вечери». Видим здесь, как гневается Господь на тех неблагодарных людей, которые к вечному блаженству, к преславной и пресладкой вечери словом Его по­званы, но, презрев великую эту благодать Его, обратились к снисканию временной чести, славы, богатства, угождения и прочих сокро­вищ этого мира. «Никто из тех званых не вку­сит Моей вечери». Читаем в Моисеевых книгах Чисел, что ког­да сыны израилевы, выйдя из Египта, роптали: «кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок, — услышал Гос­подь роптание их, и разгневался гневом, и разго­релся в них огонь от Господа» (Числ.11:4, 5,10, 3). Христиане! Ропщущие израильтяне знаме­нуют тех христиан, которые временные блага предпочитают вечным и небесным, так как мясо египетское и прочую пищу израильтяне небесной манне предпочитают, а потому и гнев Божий на себя воздвигают, и огонь не времен­ный, а вечный, на них возгорится. «Говорю вам: никто из тех званых не вкусит Моей вечери». Страшно это слово, христиане, но истинно. Будет так с презирающими зов Божий. Убоимся же мы, христиане, и, послушав зо­вущего нас Господа, «о горнем будем помышлять, а не о земном» (Кол 3:2). Когда земной царь зо­вет, как сам знаешь, бесстыдно и страшно не идти на его вечерю. Тем более — не идти на ве­черю, которую Бог, Царь Небесный, пригото­вил и непрестанно через рабов Своих зовет. Послушаем спасительный голос Его и пойдем с благодарением и поспешностью на этот пресладкий пир. Вечеря приготовлена, вечеря преславная, вечная и пресладкая. Рабы Бо­жии, посланные от Бога к нам, зовут нас: «идите, ибо уже все готово». Двери открыты, Царь Небесный, Человеколюбивый и Преблагой, зовет всех и ждет. Входят с благодарением по­слушавшиеся голоса Его и приобщаются той небесной сладости. Христиане! Присоединим­ся и мы к святой этой дружине и последуем им, и введет нас Царь в чертог Свой. Аминь!

О том же

В этом мире бывает, что славные и богатые на свои вечери зовут по большей части слав­ных и богатых, подобных себе. У Царя Небес­ного, Человеколюбивого Бога, не так. Он, по Своему человеколюбию, никем не гнушается, но на небесную Свою вечерю зовет, невзирая на лица, всех равно: богатых и нищих, славных и низких, — словом, всякого человека, мужс­кого пола и женского, и всем открывает двери. Однако по большей части спасительного того зова слушают и идут на преславную Его вечерю убогие, нищие, бедные и низкие, а бога­тые и славные по большей части отказывают­ся, ибо не хотят оставить гордости, пышнос­ти и роскоши своей. Они хотят здесь, в этом мире, веселиться и царствовать, и поэтому ту великую вечерю презирают; блага этого мира видят, а вечных благ не видят. Пишется об израильтянах: «Уничижили они землю желанную, не поверили слову Его» (Пс.105:24). Так богатые и славные, присоединив­шись к благам этого мира, унижают ту великую вечерю и не верят Господу, зовущему их туда. Потому и написано у апостола: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: немного из вас муд­рых по плоти, не много сильных, не много благо­родных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы по­срамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор.1:26—29). Охотнее слушают нищие и бедные, и худородные и презренные этого мира зовущий голос Господа и идут на ту вечерю, ибо мало имеют благ этого мира. Любовь чести, славы, бо­гатства, сластей и роскоши этого мира ослепля­ет душевные очи и не допускает видеть вечных благ. А человек чего не видит, того не желает. О, когда бы человек увидел будущие блага, то стремился бы к ним не иначе, как «лань на источники водные»(Пс.41:2)! Но у всех любите­лей этого мира тьма, как покрывало некое, ле­жит на очах душевных, и потому не видят они тех благ. А тот, кто чистым сердцем к Господу «обратится, тогдапокрывало это снимается» (2 Кор.3:16), и оком веры видит те блага и усерд­но ищет их. Христианин, богатый и нищий, славный и убогий! Обратимся от мира к Господу, и откро­ются наши очи, и спешно пойдем на ту вече­рю, поверим слову Божиему, которым Он зовет нас. К великим, небесным, вечным и неизре­ченным благам позваны мы Богом, почему прилагаем наше сердце к тем, которые ничто сами по себе, и вскоре их оставим? Не напрас­но апостол увещевает нас: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.2:15) и прочее. И еще: «Если вы воскресли со Христом, то ищите гор­него, где Христос сидит одесную Бога; о гор­нем помышляйте, а не о земном» (Кол 3:1—2), поскольку любовь этого мира запинает наши ноги и не пускает идти на ту преславную вечерю. Христианин! Оставь блага этого мира, и там получим все и несравненно лучшие блага, «ко­торых не видел глаз, не слышало ухо, и не прихо­дило то на сердце человеку» (1 Кор.2:9). Будь твердо уверен в тех благах, и непременно, ис­тину тебе говорю, презревши мир, со всяким усердием будешь их искать.

О том же

Бывает в этом мире, что когда все званые на вечерю соберутся, тогда звавший их хозяин вво­дит их в украшенную палату, для вечери при­готовленную, и так садятся все на свои места. Так будет и созванным на вечерю небесную и пришедшим к ней. Тогда Царь Небесный, по­слушавшим зова Его и пришедшим к Нему на вечерю, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). И пойдут с торжеством и весельем в преславную, небес­ную, нерукотворную, вечную и царскую Его палату, «и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11). Тогда исполнится пророческое слово: «И возвратит их Господь, и придут на Сион с радостью; и ра­дость вечная над головою их; ибо над головою их хвала и веселье, и радость примет их; удалятся болезнь, печаль и воздыхание» (Ис.35:10). Христиане! Послушаем ныне голос Господ­ень и обратимся к Господу всем сердцем и по­каемся, да услышим тогда пресладкий глас Его: «Приидите благословении», и прочее.

О том же

Сидящие и пирующие на знатной вечере этого мира бывают одетыми в светлые и кра­сивые одежды. Так будет и на той преславной и великолепной небесной вечери. Там возлежащие одеты будут в ризу спасения и одежды веселья, облечены будут «в ризы позла­щенные» (Пс.44:10, 14), облечены в виссон чи­стый и светлый. «И дано было ей, — то есть Церкви, — облечься в виссон чистый и свет­лый; виссон же есть праведность святых», — го­ворит святой Иоанн в своем Откровении (Откр.19:8). Это показал и Христос, Спаси­тель наш, прославлением святого Своего Тела на горе Фавор, где «просияло лицо Его, как сол­нце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). Там прославленному Христову Телу сообразны будут и тела святых Божиих, в чем уверяет нас святой апостол: «Наше же жи­тельство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоря­ет Себе все» (Флп.3:20—21). И Сам Христос го­ворит: «тогда праведники воссияют, как солн­це, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Христианин! Помолимся и мы Светодавцу Христу, и да подаст нам светлую ризу оправ­дания, и возляжем с избранными Его на этой вечери. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, укра­шенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

О том же

На знатной вечери сего мира всякое добро бывает к утешению и услаждению сидящих и пирующих. Подобно будет и на небесной ве­чери. Там всякое добро, но несравненно луч­ше земного будет. Там святые люди Божий на­сытятся всех небесных благ, которые приго­товил им Благой и Человеколюбивый Господь. «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Аг­нец, Который среди Престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.7:16—17). «Рабы Господа будут есть, будут пить, будут радоваться, будут веселиться в веселии сердца» (Ис.65:13—14). «Насытятся от тука дома Тво­его, и из потока сладости Твоей Ты напоишь их, ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем уз­рим свет» (Пс.35:9—10). «Так говорит Господь: «Вот, Я направляю на них мир как реку, и славу народов — как разливающийся поток; дети их на руки взяты будут и на коленях их будут уте­шать. Как утешает кого-либо мать, так и Я утешу вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше»(Ис.66:12—14). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же — ли­цом к лицу» (1 Кор.13:12). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9), и прочее. Ибо там будет такое блаженство: 1) Увидим Бога лицом к лицу, от чего про­изойдет неизреченное утешение, веселье, ра­дость и восклицание сердечное. Увидим Лицо Божие и от радости будем восклицать. 2) Увидим Господа и Искупителя нашего Иисуса Христа в Божественной Его славе, уви­дим Того, Который за нас так страшно пост­радал и поносною смертью умер, и так нас от смерти избавил. 3) Насладимся тогда всех даров Святого Духа, как Источника Животворящего. 4) Будем иметь любезное дружество со свя­тыми Ангелами и всеми святыми, от создания мира угодившими Богу. 5) Будем торжествовать над всеми наши­ми врагами. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»(1 Кор.15:55). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иису­сом Христом» (1 Кор.15:57)! Христианин! Бог Милосердный еще зовет всех. Полно уже гоняться за временным и земным, поспеши скорее на эту небесную ве­черю, где Бог видится лицом к лицу, и от Него, как от Источника животворящего и приснотекущего, проистекает всякое утеше­ние, и наслаждение, и всерадостное воскли­цание. Поспеши, поспеши, пока еще двери не затворены, чтобы, придя поздно, не ока­заться вне стоящим и бесполезно ударяющим в двери, говоря: «Господи! Господи! Отвори нам» (Лк 13:25).

О том же

Бывает на вечери мира сего, что хозяин пришедшим гостям говорит: «Вот вам блага, предложенные на трапезе моей! Ешьте, пейте и веселитесь!» Так и Человеколюбивый Гос­подь скажет послушавшим зова Его и пришед­шим на небесную Его вечерю: «Вот вам блага, которые приготовил Я вам, которые обещал вам, которые верой и надеждой ждали вы от Меня, которые «око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило!» Вот вам бла­га Мои, обещанные вам! Обещал Я вам воскресение мертвых телес ваших — вот видите это! Вы воскресли из мер­твых. Обещал Я вам тело духовное, нетленное и бессмертное — вот имеете это! Обещал Я вам тело прославленное, чистое, светлое и сияющее — вот сияете, как солнце и как звезды небесные (1 Кор.15:42—46)! Обещал Я вам вечную жизнь — вот имеете жизнь вечную! Живите вовеки! Обещал Я вам царство небесное: вот, даю его вам! Наследуйте и царствуйте во веки! Обещал Я вам явить Лицо Мое — вот вам Лицо Мое! Смотрите и веселитесь! Обещал Я вам венец жизни, венец неувя­даемый — вот вам венец этот! Обещал Я вам честь и славу — вот вам сла­ва, как чадам Моим! Обещал Я утешить вас — вот утешаю вас, как мать утешает чад своих! Обещал Я вам дать мир непрестанный в серд­цах ваших — говорю: «мир Мой даю вам» (Ин 14:27). Обещал Я отнять от вас печаль, болезнь и воздыхание — вот удалилась болезнь, печаль и воздыхание от сердец ваших! Обещал Я вам пищу и питие, сладости и радости вечные — вот вам это утешение и на­слаждение: «eшьте, друзья, пейте, и насыщайтесь» (Песн.5:1). «В путь узкий хождшии прискорб­ный, вси в житии крест, яко ярем, вземшии и Мне последовавший верою! Приидите, насла-дитеся, ихже уготовах вам почестей и венцев небесных», — говорит Господь. Тогда исполнится написанное: «Как слыша­ли мы, так и видели в городе Господа Сил, в горо­де Бога нашего: Бог основал его навеки. Восприняли мы, Боже, милость Твою среди на­рода Твоего» (Пс.47:9—10). Христианин, упив­шийся любовью мира этого! Истрезвись, пока еще время не ушло, и поищи небесных благ, которые обещал Бог любящим Его дабы не по­желать потом, но не получить.

О том же