Сокровище духовное, от мира собираемое

Ничто само по себе не бывает. Всякий го­род не сам по себе, но другим, всякий дом не сам по себе, но другим созидается. Всякое письмо не само по себе, но другим пишется. Всякая книга не сама по себе, но другим сочи­няется. Словом, любая вещь не сама по себе, но другим делается. Так и мир этот не сам со­бою, но Создателем своим сотворен. «Он ска­зал, и они сделались, повелел, и сотворились» (Пс.148:5). Этот Создатель и есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, ис­поведуемый и поклоняемый — Отец и Сын и Святой Дух. Мир Создателем не так создан, как люди создают. Люди создают одно из другого, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом. Но Бог мир этот, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого тру­да, единым желанием и словом создал. «Сказал, и сделались, повелел, и сотворились» — это дело всемогущей Божией силе приписывает­ся. Разум наш, который говорит, что ничего из ничего не бывает, не может понять того, как великий состав этого мира из ничего произве­ден. Но вера дополняет недостаток разума и убеждает его признавать то, что Богу, как все­могущему, все возможно. «Ибо у Бога не оста­нется бессильным никакое слово» (Лк 1:37). «Ве­рою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Она слышит от Святого Духа сви­детельство: «В начале сотворил Бог небо и зем­лю» (Быт 1:1), — и в этом не сомневается. Подобно тому как сочинитель книги из ра­зума своего извлекает слова, и пишет их на бу­маге, и таким образом сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает, так и премудрый и все­могущий Создатель, что в Божественном сво­ем разуме имел и что пожелал, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, то есть состоящую из неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость. Всемогущество — так как все из ничего жела­нием и словом сотворил. Премудрость — так как все премудро сотворил: «Все Ты сотворил премудро» (Пс.103:24). Благость — так как все не ради Себя, но ради нас сотворил. Добро де­лается ради самого себя. Потому что Бог Сам ради Себя ничего не требует, и как прежде век, так и ныне, и во веки веков во всесовершенном блаженстве пребывает.

2. Солнце

Прежде восхождения солнца тьма и ночь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отсту­пает и свет воссияет. Так и до пришествия Хри­стова, который есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и ночь глубокая была. Но как только это Солнце светлейшее воссияло и свои теплейшие лучи на всю все­ленную испустило, благоприятнейший и слад­чайший нашим душам воссиял день. Тогда ис­полнилось пророческое слово: «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; живущим в стране и тени смертной свет воссияет» (Ис.9:2; Мф.4:16). «Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия све­та. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладос­трастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти», — говорит апостол (Рим.13:12—14). Будем и мы поступать по апостольскому увещеванию и бу­дем сыновьями света и дня.

Перед солнцем, сияющим на небесах, все люди ходят, и солнце на всех и на всякого смот­рит. Так и перед, Богом вездесущим и на все взирающим люди ходят, и что кто ни делает, ни помышляет, ни начинает, ни задумывает, — все очи Господни видят. «С неба посмотрел Гос­подь, увидел всех сынов человеческих. Из угото­ванного жилища Своего Он посмотрел на всех, живущих на земле. Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15). И также: «Очи Твои отверсты на все пути сынов челове­ческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер.32:19). И еще: «Очи Гос­пода в десять тысяч крат светлее солнца и взи­рают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные. Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении» (Сир 23:27—29). Должны мы перед Богом, как перед всеви­дящим и каждому воздающим по пути его, с опасением, страхом и благоговением ходить, и, что воле Его святой угодно, творить — да не прогневаем величество Его. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые», — говорит нам апостол (Еф.5:15).

О человек! Бог на тебя смотрит и, что ни де­лаешь, ни помышляешь, ни начинаешь, ни за­думываешь все, что любишь, что ненавидишь, чем утешаешься и чем оскорбляешься, чего ищешь, от чего убегаешь, как к Нему, Создате­лю твоему, относишься, как с ближним твоим поступаешь, — видит. Как и что говоришь, как и что спрашиваешь и отвечаешь, — слышит и воздаст тебе по пути твоему и по плоду начи­наний твоих. «Смотри», возлюбленный, «поступай осторожно, не как неразумный, но как мудрый!» Когда солнце сияет на небе, все ясно бы­вает. Всякий видит путь, по которому нужно идти, и куда идти, что делать и от чего укло­няться. Видит, отличает одну вещь от другой, и полезное от вредного, и прочее. «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). Так и в душе бывает, которую Хри­стос, Солнце праведное, просветит. Такая душа все ясно видит, познает прелесть и суету этого мира, познает добро и зло, порок и доб­родетель, вред и пользу, путь к погибели и путь к вечной жизни ведущий, совершает дела Богу угодные и себе полезные. Такой душе сладко слово Божие, как Сам Бог. Такая душа все в этом мире приятное и дорогое ни за что считает, помня слово Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26), — и всегда к блаженной вечности стремит­ся. У нее на уме только одно, как бы Богу, Создате­лю своему, угодить и быть в числе спасаемых. Бла­женна душа, которую Божественный озарит Свет!

Когда солнце зайдет, ночь и тьма бывает. Тогда люди не видят ничего, не отличают од­ной вещи от другой, и ходят, как слепые, в ров падают, и не знают, как уклониться от вреда. Таково состояние тех душ, в которых свет Хри­стов не воссиял! Осязают они, как слепые, не отделяют добра от зла, не различают пользы и вреда, впадают от греха в грех. Хватаются за то, что само по себе ничто, отставляют то, что велико. Думают, что они идут прямым путем, но не знают, что он в ров погибели их ведет.

Таковы по сути те, которые соединились с суетой этого мира и тому только учатся, как бы собрать великое богатство, честь высокую зас­лужить, прославиться в этом мире и прочее, а о вечном сокровище спасения мало заботятся и за последнейшее дело считают. Удивления или, скорее, сожаления это достойно! Видят, что умирающие и от этого мира отходящие все в мире оставляют и нагими из мира уходят, так же, как и вошли в мир. Однако так стараются богатеть, как будто им вечно в мире жить. И удивительно, что не язычники, не имеющие упования, в такой суете запутались, а то, что делают это христиане, позванные к вечной жиз­ни и вечным благам, о которых всегда слышат в Евангелии. О бедный и окаянный человек! Как не видишь обмана этого мира, гоняешься за тем, что малым является и скоро, как дым, исчезает. Как оставляешь то, что истинным яв­ляется и во веки пребывает! Все, что имеем в этом мире, кроме добродетели одной, от нас отходит, но никогда не отлучится то, что полу­чим в вечности. Но чтобы от такой слепоты и тьмы челове­ку освободиться и светом Христовым просветиться, нужно ко Христу, Свету истинному, приступить, и со слепыми просить Его: «поми­луй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф.20:30), и смотреть всегда на пример святого жития Его, и следовать святым стопам Его. Тогда Свет ис­тинный — Христос, просветит такого челове­ка. Потому что когда имеем перед собою свет и смотрим на него, то просвещаемся. Так и душа, когда приступает ко Христу, и взирает на образ пресвятого жития Его, и Ему следует, то све­том Его просвещается. Чем ближе мы к свету, тем более просвещаемся. Свет есть Христос. Кто ближе к этому Свету приходит, тот более просвещается и уже не будет ходить во тьме. «Я Свет миру; кто последует за Мною, тот не бу­дет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). Ибо ходящий во Христе не будет хо­дить во тьме, но непременно будет ходить во тьме тот, кто от этого Света удаляется.

Солнце всю поднебесную согревает и как бы оживляет. Так и Бог, Солнце вечное, теплотой любви Своей, все создание, а больше всего род человеческий, согревает и оживляет. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28). А более всего всю теплоту любви Своей излил на нас, послав Единородного Сына Своего к нам — к нам, отступившим от Него и погиб­шим. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16-17). «Хвалите Господа, все народы, похвалите Его, все племена; ибо непоколебима милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовек» (Пс.116:1—2). Хвали и ты, душа моя, Господа! Да будет имя Господне благословенно от ныне и до века! Думай, христианин, об этом великом деле и благодари Бога!

На солнце все смотрят и, желая теплом его согреться, тянутся к нему. Так и на Бога все вер­ные взирают и теплотой милости Его согрева­ются. «Очи всех на Тебя уповают, и Ты даешь им пишу их в свое время; открываешь руку Твою и на­сыщаешь все живущее по благоволению Твоему» (Пс.144:15—16). «Услыши нас, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс.64:6). Возводи и ты, христианин, свои очи к Богу — да согреешься теплотой милости Его — и почаще говори с Пророком из глубины своего сердца: «К Тебе возвел я очи мои, Живущему на не­бесах! Вот, как очи рабов обращены на руки гос­под их, как очи рабы — на руки госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он по­милует нас»(Пс.122:1—2).

Без солнца никакой плод не растет и не со­зревает. Так и без Бога, вечного Солнца, ника­кое доброе дело не начинается, не делается, не совершается. Доброе желание наше, доброе на­чало наше, середина и конец — Его дело. Он в нас начинает, делает и совершает. Без Него не можем ничего творить: «ибо без Меня не може­те делать ничего» (Ин 15:5). Поэтому, христианин, учись: 1) Познавать свои немощь, окаянство и ничтожество, познавать что ты сам по себе не что иное есть, как иссохшее дерево, которое ни­какого плода дать не может. 2) Из этого учись смирению. 3) Всякое доброе дело, какое ты сделал или делаешь, Богу единому приписывай — да не присвоишь себе дело Его, и славу Его не похи­тишь, и тем тяжко не согрешишь. 4) Во всякое время воздыхай к Богу — да не отнимет от тебя всемогущей руки Своей, так как без помощи Божией будешь от греха в грех впадать. Повторяй часто молитву псаломника: «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отсту­пи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасе­ния моего!» (Пс.37:22—23). 5) Когда Бог посылает тебе напасть, скорбь и печаль, то хочет исправить тебя и сотворить тебя деревом плодовитым. Потерпи Господа тво­его, как терпишь врача, лечащего тебя горьким лекарством. Горькое лекарство — для плоти скорбь и печаль, но им душа больная исцеляет­ся. «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепля­ется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс.26:14).

Солнце не перестает никогда своего движе­ния, но всегда от востока к западу идет и свет и теплоту свою на поднебесную испускает. Так и Бог никогда не прекращает благотворения и всегда благотворит нам — таково Его естество. Бог существенно благ, так что «никто не благ, только один Бог» (Мф.19:17), по свидетельству Спасителя, и потому не может не благотворить.

Солнце сияет и теплоту свою испускает и на злых, и на добрых. Так и Солнце вечное, Бог, и добрым, и злым, благочестивым и нечестивым благотворит. «Благослови, душа моя, Господа»(Пс.102:1). Будем подражать и мы в этом деле Со­здателю нашему и сотворим добро добрым и злым, любящим и ненавидящим нас, по увеще­ванию апостола: «Подражайте Богу, как чада воз­любленные» (Еф.5:1). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыла­ет дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

Солнце на все вещи равно теплоту испус­кает. Но одни вещи от тепла его тают, как воск, а иные твердеют, как глина. Так и Бог равно всем благотворит и теплоту благости Своей ниспосылает. Но одни люди благостью Его умягчаются и каются, а другие ожесточаются и погибают, как, например, фараон ожесточился и погиб, — что и ныне в мире делается. «О чело­век! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим 2:4) Берегись, человек, благостью Божией оже­сточиться, но лучше подвигнись к покаянию и помышляй о долготерпении Божием, во спа­сение твое!

Солнце в чистой и тихой воде ясно видит­ся, и подобие его отображается. Так и Бог, веч­ное Солнце, в тихой, непорочной и чистой душе показывается и образ Свой в ней изобра­жает. «Возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием», — увеще­вает нас апостол (2 Кор.7:1). Пусть и в нас все­лится Бог, вечное Солнце, и образ Его святой в нас изобразится.