Сокровище духовное, от мира собираемое

На знатной вечери этого мира музыка и пе­ние бывает ради увеселения пирующих гостей. Пение будет и на той небесной вечере, но не­сравненно лучшее. Там услышится пресладкое пение святых Ангелов, хвалящих и поющих Господа, Создателя своего: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его» (Ис.6:3)! И самые святые Божии люди, живущие в доме Божием, во веки веков восхвалят Госпо­да и вместе с небесными Силами воспоют Свя­тую Троицу. О прекрасная музыка! О пресладкие песни! О дивное согласие Ангелов и лю­дей, подобных Ангелам, поющих Господу, Создателю своему! «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил из­бавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). «Благосло­ви, душе моя, Господа» (Пс.102:1—2)! «Благосло­вен еси, Господи Боже отец наших, и препетый, и превозносимый во вся веки, и благословенно имя славы Твоея святое, препетое и превозносимое во веки» (Дан 3:52). Поспешим, возлюбленный христианин, по­спешим на ту великолепную и дивную вечерю, и услышим там пресладкую небесную музыку, и сами уже не верой, как ныне, а лицом к лицу восхвалим Господа, Создателя и Искупителя нашего. «Господи, Боже Сил! Услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль! Защитниче наш! Виждь, Боже и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих, паче тысящ. Из-волих приметатися в дому Бого моего, паче неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83:9—11).

О том же

В этом мире, пришедшие на вечерю гости, насытившись, более уже не хотят есть и не едят. На той небесной вечери будет иначе. Будут есть и пить, но без сытости, будут вечерять, но все­гда с желанием. Некая непрестанная, но пресладкая жажда в них будет. Будут насыщаться небесной пищей, но всегда ее будут хотеть. Бу­дут видеть Бога лицом к лицу и тем сладчай­шим лицезрением насыщаться, но никогда не насытятся, а всегда этого всерадостного и пресладкого насыщения будут желать. И чем бо­лее будут насыщаться этого лицезрения Божия, тем более и более будут его желать. Божие Лицо видеть — радость больше всякой радости, уте­шение больше всякого утешения, сладость больше всякой сладости. Это пища и питие свя­тых Ангелов и избранных Божиих! Поэтому как от источника приснотекущего и животворяще­го будет река — непрестанное желание зреть Лицо Божие, и от того — непрестанная ра­дость, веселье, утешение, наслаждение, вос­клицание и некое сердечное играние. И как река течет непрерывно и непрестанно, так непрестанно и непрерывно и блаженство не­бесной вечери потечет. Это, христианин, великая небесная вече­ря, к которой позваны мы Богом! Это рай Бо­жий, исполненный радостей и сладостей, имеющий посреди древо жизни, вкушающие от которого никогда не умрут, но вовеки живы будут! Это жизнь вечная и блаженная вечность! Христиане! Поищем и мы ныне этого уте­шения покаянием и верою. Поищем, пока ищется и обретается. Только здесь оно ищет­ся и обретается.

О том же

На богатой вечери в мире этом бывает, ста­вятся светильники и свечи горящие. На той небесной вечере не нужен будет такой свет, ни свет от солнца и от луны, ибо и ночи там не будет. Слава Господня осветит все. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освеще­ния своего, ибо слава Божия осветила его, и Све­тильник его — Агнец» (Откр.21:23). «И ночи не бу­дет там, и не будут иметь нужды ни в светиль­нике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр.22:5). «Не будет уже солнце служить тебе, Иерусалим небесный,светом дневным, и восход луны не просветит твою ночь; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце для тебя, и луна не оскудеет, ибо Господь будет для тебя вечным светом» (Ис.60:19—20). «Господи, во свете Твоем узрим свет» (Пс.35:10)! Пробави милость Твою ведущим Тя. «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» (Пс.32:22).

О том же

В этом мире вечеря временно бывает, ибо гости, пришедшие на вечерю, довольно всего получив от хозяина, по домам своим расходят­ся. И как вечеря, так и утешение ее прекра­щается. Всякое временное утешение и услаж­дение, как дым, вскоре исчезает. Не так будет на той великой вечери. Она, однажды начав­шись, никогда не кончится, и потому непрес­танно и без конца будет. На этой вечери воз­лежащие бесконечно будут видеть Лицо Божие, и сладчашим Его лицезрением без сытости во веки веков насыщаться. Без конца и без сытости будут эту небесную пищу есть и это пресладкое питие пить. И как царствию Христову не будет конца, так и святые Божии люди с Ним, как члены с головой, царствовать будут во веки веков. «Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков восхвалят Тебя, Царю мой и Боже мой!» (Пс.83:4—5). «Вспомни о нас, Госпо­ди, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» (Пс.105:4— 5). «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя, ибо Он из­бавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду благоугоден Гос­поду в стране живых» (Пс.114:6—8). Господи Иисусе! «Скажи душе моей: «Я — Спасение твое!» (Пс.34:3). «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Буди, буди! Аминь.

29. Завеса или покрывало

Что завесою завешено или покрывалом по­крыто, того не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого. Не видим лица, платком или одеждою закрытого. Не видим вещей, за завесою лежащих, и прочее. Так у всякого греш­ника нераскаянного, у всякого блудника и пре­любодея, у всякого хищника, вора и мздомца, у всякого лживого и обманщика — словом, у вся­кого бессовестного человека перед глазами не­кая завеса висит, и на душевных очах как бы не­кое покрывало лежит и не допускает видеть, каких он благ лишается, как в горькую поги­бель идет. Идет в ров, и не видит рва, и впадет в него, если не осмотрится. Эту завесу и покры­вало, сатана — враг человеческий — устраива­ет тем людям, которые неосторожно живут, не внимают Слову Божию, как светильнику но­гам нашим, и оставляют молитву, без чего лю­бой человек слеп; устраивает, чтобы не увиде­ли они погибели. Отнимается эта завеса или покрывало, когда человек истинным сердцем обратится к Господу. Тогда он увидит бедствие и погибель свою. Тогда уразумеет, где был, как заблуждался. Тогда начнет воздыхать, плакать и рыдать. Тогда он не иначе, как от сна востав, начнет ходить, как прежде ходил. «Посему ска­зано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). «Господи, Боже Сил, обрати нас, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:4).

30. Глухой

Тело имеет слух, и душа имеет свой слух. Не всякое тело имеет отверстый слух. Не всякая и душа. Бог душе говорит: не убий, не укради, не прелюбодействуй, уклонись от зла и сотвори благо, прочее. И душа, у которой слух открыт, слышит и слушает Бога говорящего и творит то, что повелевает Бог. Невозможно душе, вои­стину невозможно, не послушать Бога и не тво­рить то, что Он повелевает, если у нее уши от­крыты. Царя земного и низшую власть слуша­ет человек и творит то, что она велит. Бога ли говорящего не послушает душа, когда у нее слух отверст? Ей! Со всяким усердием и сладостью послушает и говорит Ему: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.107:2). Отверстый слух своей души имел святой патриарх Авраам, которому Бог сказал: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе, — и прочее. И пошел Аврам, как сказал ему Гос­подь» (Быт 12:1, 4). Отверстый слух имели все те, которым сказано Христом: «Идите за Мною, и последовали за Ним» (Мф.4:19—22). Отверстый слух души имеет каждый, кто с усердием старается заповеди Божии исполнять. Не напрасно Христос Господь говорит в Еван­гелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». (Лк 8:8,15) Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать — значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши те­лесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее зак­рыт. Телесно глухой не слышит, что ему гово­рит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у вся­кого хищника, разбойника, мздоимца, лихоим­ца, у всякого сребролюбца, сластолюбца — словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько та­кие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они — и не слы­шат. Слышат телесными, но не слышат душев­ными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обреме­ненные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), — но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держат­ся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», —го­ворит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою про­лил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет вой­ти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глу­хая душа не слышит пресладкого этого голо­са. Какая душа не открыла бы дверей дома сво­его и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пи­щею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голо­са Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаж­дения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бед­ственна душевная глухота, ибо никакого Бо­жия слова, без которого все злополучно, не до­пустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).

О том же

У телесно глухого ко всякому слову, худо­му и доброму, слух закрыт. Но у душевно глу­хого не так. Он ко всему худому: к клеветам, к негодным басням, к скверным и соблазнитель­ным песням, к нашептываниям диавольским, к повестям о прихотях плотских и мирских — открытый слух имеет. Напротив того, к слыша­нию Божия слова, чудных дел Его и похвалы Его, имеет закрытый слух. Как кто скажет ему: «Вот такой-то человек таким и таким способом довольно имения себе нажил, такой-то воево­да или такой-то секретарь столько тысяч де­нег собрал и столько душ крестьян купил», — тотчас и сам внутри себя начинает думать, как бы и ему это достать. Когда говорят, что такие-то и такие материи, такие-то и такие кареты, такие-то и такие вина и прочее, служащее при­хотям человеческим, продается, тотчас дума­ет, как бы их видеть и иметь у себя в доме. А когда проповедуется Божие слово и говорит­ся ему: «Покайся, исправь себя, начни новую христианскую жизнь, бойся Бога и праведно­го суда Его, берегись греха, люби добродетель и старайся творить ее», и прочее, — то тому он внимает, так как глухой песне. Воистину ве­лика душевная глухота! Что страшнее, чем веч­ная погибель? И что вожделеннее, чем вечная жизнь? Бог в Писании Своем говорит и через про­поведников, рабов Своих, гремит: «Бедная душа! Погибнешь, погибнешь вовеки, если не покаешься». «Дождем прольет Он на грешников сети: огонь, и сера, и дух бурный — их доля из чаши; ибо Господь Праведен и возлюбил правду; правоту видит лицо Его» (Пс.10:6—7). «Боязли­вых же, и неверных, и скверных, и убийц, и любо­деев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лже­цов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Но бедная душа сильного того голоса Божия не слышит и пребывает без покаяния, как пребывала. Бог зовет: «Обратись ко Мне, душа, и спасешься, и вечно жива будешь». Но не слышит душа Божиего зова, идет и стремится в погибель, как стремилась, не слышит, так как отверстого слу­ха не имеет. Страшен голос: «Вовеки погибнешь, если не покаешься». Любезный и вож­деленный голос: «Вовеки спасена будешь, если покаешься». О, если бы услышала душа голос этот, сильно бы ужаснулась, и вострепетала бы, и избрала бы истинное покаяние, чтобы избежать погибели и получить вечное спасе­ние! Поэтому всякий христианин должен ста­раться и молиться о том, чтобы внутренний слух души был отверст. Отсюда бывает начало как обращения и истинного покаяния, так и спасения. О бедный христианин, глухой христианин! Пробудись, пожалуйста, пробудись, и принуди себя, падай перед Иисусом, воздыхай и с усердием молись Ему, да откроет силой Своей Божественной слух души твоей, и тогда с охо­тою и радостью послушаешь голос Господень. О Иисус, Сила и Надежда нашего спасения, от­крывающий очи слепым и слух глухим! Открой слух душ наших, да услышим Божественное сло­во Твое. Скажи и нашей грешной душе: «еффа-фа», то есть: отверзись» — и откроется слух ее. Признаки душевной глухоты: 1) Когда христиане слышат слово Божие и не исправляются. 2) Любовь к миру сему, то есть к чести, сла­ве, богатству, роскоши и сластям. Эту глухоту сатана шептанием своим устраивает, чтобы люди не могли слышать слово Божие и так бы погибли.

О том же