Сокровище духовное, от мира собираемое

36. Не касайся этого! Здесь яд

Бывает, что человек, желая другого чело­века предостеречь, чтобы не повредился, удер­живает его и говорит ему: «Не касайся этого! Здесь яд скрыт». Много видим в мире таких случаев. Так и Божие слово предостерегает нас от греха и говорит всякому из нас: «Берегись греха, человек! В грехе яд скрыт. Когда кос­нешься его, умертвит тебя: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Яд в ненависти, злопамятстве и убийстве — берегись этого! Яд в блуде и во всякой нечистоте — бере­гись этого! Яд в пьянстве, роскоши и сластолюбии — берегись этого! Яд во вражде и ссоре — берегись этого! Яд в воровстве, хищении, насилии, лихои­мстве и всяком неправедном деле — берегись его! Яд в праздности и лености — берегись это­го! Яд в клевете, осуждении, злоречии, руга­тельстве, сквернословии, глупых речах, ко­щунстве и всяком неполезном и гнилом слове — берегись этого, человек! Яд и в гордости, славолюбии, тщеславии и лицемерии — берегись этого! Яд во всяком деле, слове, помышлении и начинании богопротивном — берегись этого! Берегись всякого греха, человек! Да не умерт­вит тебя! Яд тело умерщвляет, грех — душу. Бере­жешься смерти телесной, тем более должен бе­речься смерти душевной, которую грех делает. Честнее и дороже тела душа, тем более должен ее беречь. Берегись или не берегись телесной смерти — не избежишь ее. Всем это необходи­мо—и тебе. А если душу будешь беречь от смер­тоносного яда греха, то вовеки будешь жить, хотя и умрешь, ибо благодатью Божиею вос­станешь не в смерть, но в жизнь вечную. Берегись и ты, душа моя, всякого греха, как яда смертоносного — да не умертвит тебя. «При­дите, чада, — говорит нам Святой Дух, — по­слушайте меня: страху Господню научу вас. Кто есть человек, который хочет жить и хочет ви­деть добрые дни ? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к молитве их. Лицо же Господне — против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них»(Пс.33:12—17). Блажен человек, который слушает увещевания и предостержения Божиего слова, и бережется всякого греха! Окаянен тот, кто этому душеспасительному гласу Божию не внимает!

О том же

Видим, что когда человек, по неосторож­ности, яда или иного чего вредного вкусит и почувствует в желудке болезнь — не медлит, но тотчас прибегает к лекарю и ищет исцеле­ния. Христианин! Не медли и ты, когда, по неосторожности и действу диавольскому, вку­сишь яда греховного. Не медли, говорю, но тотчас ищи исцеления. Прибегай с верою ко Христу, Врачу душ и телес, проси у Него ис­целения своей души. Объявляй Ему язву, ко­торой уязвил тебя враг. Объявляй, хотя Он и знает ее. Падай перед Ним и с сокрушением сердца признавай свою болезнь. Не стыдись и не бойся! Он прежде признания твоего знает твою болезнь. Но требует твоего самоохотно­го и добровольного признания, чтобы ты сам себя перед Ним обвинил и греха своего не скрыл. Говори Ему и исповедуй беззаконие твое: «согреших, Господи, помилуй мя! Исце­ли мя Господи, яко согреших Тебе». Сыновей Израиля, когда вышли из Египта и шли в землю обетованную, в некой пустыне жалили змеи. Бог, милосердствуя над ними, повелел Моисею на высоком дереве вознести медного змея, чтобы ужаленные люди на того змея взирали ради своего исцеления, и, так взирая, исцелялись (Числ.21:6—9). Христиа­не! Мы идем в землю обетованную — небесное Отечество, нам обещанное, и проходя пу­стыню этого мира, много страдаем от адско­го змея, диавола. Как только, по неосторож­ности нашей, этот лютый змей укусит нас, и почувствуем душевредный яд его в душе на­шей, тотчас возведем очи наши ко Христу, Сыну Божию, сидящему одесную Бога Отца, за наши грехи некогда вознесенному на дре­во крестное, распятому и умершему. «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно воз­несенным быть Сыну Человеческому, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14—15). О Иисусе, Сила и Надежда спасения наше­го, сидящий одесную Отца во славе Отчей! По­милуй нас, которых честной Кровью искупил.

37. Плач

Видим в мире, что люди плачут. Рождают­ся с плачем, живут с плачем, умирают с пла­чем. Плачут люди, потому что живут в мире — месте плача, юдоли плачевной. Много при­чин, из-за чего люди плачут. И у каждого пла­чущего есть своя причина плача. Плачь и ты, христианин! Так как и ты живешь в юдоли плачевной, имеешь и ты много причин, по которым должен плакать. Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Плачут люди, что несчастливы. Плачь и ты, христианин, что грешен, что ты Господу свое­му согрешил, ибо великое несчастье — грех. Плачут люди, что не имеют здоровья теле­сного. Плачь и ты, что не имеешь здоровья ду­шевного. Плачут люди, что находятся в недуге и бо­лезни. Плачь и ты, что душа твоя недугует, бо­леет и немоществует. Тяжкий недуг — гордость, зависть, гнев, нечистота, сластолюбие, славо­любие, сребролюбие. И столько мучащих бо­лезней имеется, сколько страстей и похотей. «Исцели меня, Господи, и исцелюсь» (Иер.17:14), ибо Ты есть Бог, Спаситель мой. Плачут люди, что потеряли богатство. Плачь и ты, христианин, что потерял богат­ство, во святом Крещении данное тебе от Не­бесного Отца твоего. Плачут люди, что находятся в нищете и скудости. Плачь и ты, что нищ и убог, беден и окаянен. Несносная нищета — грех. «Прикло­ни, Господи, ухо Твое и услышимя, яко нищ и убог есмь аз» (Пс.85:1). Плачут люди, что не имеют пищи и пи­тья. Плачь и ты, что душа твоя истаивает го­лодом, лишается слышания слова Божия. Ве­ликий и очень тяжелый голод — не слышать Божия слова. Плачут люди, что наги и не имеют, чем при­крыть наготы своей. Плачь и ты, что наготствует душа твоя — грех ее обнажил. Срамна нагота телесная, но срамнее нагота душевная. Телесную наготу люди видят, а душевную на­готу Бог и святые Ангелы Его видят. «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, что­бы не ходить ему нагим и чтобы не увидели сра­моты его» (Откр.16:15). Окаянен и беден не бод­рствующий и не хранящий одежду свою, ибо нагим ходит и видят срамоту его! «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, мно-гомилостиве Христе Боже мой». Плачут люди, что падают и разбиваются. Плачь и ты, христианин, что впадаешь в грех и разбивается, и изнемогает твоя душа. Тяж­кое и лютое падение — грех. Лучше низко пасть телом, чем душой, и ногами, чем грехом. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10:12). Плачут люди по умершим родителям, братьям, родственникам и друзьям. Плачь и ты, христианин, об умершей душе твоей, как Марфа и Мария о Лазаре (Ин 11:31—33). Да скажет Небесный Отец и о тебе: «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:24). О Иисусе, Воскреситель мерт­вых! Воскреси умерщвленную грехами мою душу, как воскресил умершего сына вдовы (Лк 7:12-15)! Плачут люди, что терпят обиду и насилие от своих врагов. Плачь и ты, христианин, пе­ред Богом на врагов твоих душевных, которые стараются отнять у тебе вечное спасение. Вра­ги эти — диавол и злые ангелы его. «Суди, Гос­поди, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на по­мощь мне. Обнажи меч и стань преградою про­тив гонителей моих; скажи душе моей: «Я — Спасение твое!» (Пс.34:1—3). Плачут люди, позванные и ведомые на суд, боясь, как бы не посрамиться на суде и не быть осужденными, и не подпасть наказанию. Плачь и ты, христианин, ибо и ты на суд позовешься, не человеческий, а Божий, на котором Су­дия не требует свидетелей, но Сам все дела, слова и помышления наши знает. Плачь сей­час, пока не позовешься. Плачь, да и умилос­тивишь Судию твоими слезами. Плачь, да не осудишься и да не будешь ввержен во тьму кромешную. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). «Не вниди Господи в суд с рабом Тво­им, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2). Плачут люди, что много долгов на себе имеют, и, не имея, чем отдать, боятся, что ввержены будут в темницу. Плачь и ты, хрис­тианин, что ты большой должник у Небесно­го Царя грехами своими, и воистину не име­ешь, чем заплатить. Плачь и умилостивляй слезами Его, да оставит тебе долг твой, и не будешь ввержен в вечную темницу. «Отче, остави нам долги наша!» (Мф.6:12) Плачут люди, сидящие в темнице, что не видят света. Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» (Пс.141:8). Плачут люди, окованные узами и канда­лами, что не имеют свободы. Плачь и ты, хри­стианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жер­тву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучите­ля. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Тво­ей, и по множеству щедрот Твоих очисти безза­коние мое» (Пс.50:3). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вави­лонском, как сами исповедуют: «На реках Ва­вилона, там сидели мы и плакали, когда вспо­минали о Сионе» (Пс.136:1). Плачь и ты, хрис­тианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного — горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» (Пс.119:5). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и гла­зам моим — источник слез, и плакал бы день и ночь?» (Иер.9:1) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» (Пс.38:13—14). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и воспла-чемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы — люди пажити Его и овцы руки Его» (Пс.94:6—7). «Услыши ны, Боже, Спа­сителю наш, упование всех концев земли и су­щих в мори далече» (Пс.64:6). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже за­поведал еси нам; но не предаждь нас до кон­ца, отцев Боже!»

38. Долг

Бывает в мире, что один у другого взаймы берет немного денег или других каких-то ве­щей, и взятое называется долгом, а взявший — должником. И чем более берет, тем более умножает свой долг и заимодавцу более дол­жен. Так и любой человек, когда заповедь Бoжию разоряет и согрешает перед Богом, в долг перед Богом впадает и Ему должником стано­вится. И чем больше заповедей Божиих разо­ряет и Создателю своему согрешает, тем боль­шее бремя долгов собирает и величеству Божию тем большим должником делается. Отсюда грехи человеческие долгами перед Бо­гом называются, а грешники — должниками, как читаем в молитве Господней: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Закон обязывает должника отдать долг за­имодавцу. Так и всякий грешник законом Божиим обязывается отдать за грехи Богу. Дол­жник, если не отдаст долга заимодавцу, в тем­ницу ввергается. Так и грешник, если не отдаст долга своего Создателю Своему, ввергается в темницу вечную. Но чем отдать долг Богу грешнику, который столько раз оскорбил бес­конечное величество Его? За один грех нечем заплатить, а чем же — за многие и тяжкие гре­хи, ибо и один грех, как оскорбление беско­нечного величества Божиего, вечной казни и смерти достоин, как учит христианское бого­словие. Христианин! Тяжко стать должником чело­века, но несравненно тяжелее впасть в долги перед Богом грехами. Люто и страшно быть вверженным во временную темницу, но несрав­ненно лютее и страшнее быть преданным в темницу вечную. Сладок людям грех, но горьки плоды его. «Возмездие за грех — смерть», — гово­рит апостол Павел (Рим 6:23). Легко грех со­творить, но нелегко от греха освободиться. Надо непременно прийти к освобождению Тем, Который говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). Бывает, что если должник не может отдать долга заимодавцу, то заимодавец по одной сво­ей милости оставляет ему долг, и должник сво­боден бывает. Христиане! Мы должники Божии. Мы не могли и не можем долгов наших отдать Богу, Которому и были, и остаемся должны. Но Он, по беспримерной милости Своей, оставля­ет нам долги грехов наших. Мы — тот должник, который задолжал десять тысяч талантов свое­му царю и не имел чем отдать своего долга. «Царь же, умилосердившись, простил ему весь долг» (Мф.18:24—28). Нам, должникам Своим, Царь Небесный прощает многие и тяжкие долги грехов, как десять тысяч талантов, ибо не име­ем чем отдать, но прощает чистым сердцем к Нему обращающимся и за сотворенные грехи кающимся, и падающим перед Ним и милос­ти у Него просящим. Оставляет благодатью и человеколюбием Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, «Который пре­дан за грехи наши и воскрес для оправдания на­шего; Который изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Рим 4:25; Ис.53:5). Прощает, говорю, кающимся. Так как греш­ник не кающийся и грехов своих не оставляю­щий, как был, так и есть в греховном долгу пе­ред Богом, Небесным Царем. И сколько раз бес­страшно разоряет заповедь Божию, столько раз впадает в долг пред Богом. И сколько грехов творит, на столько и умножает долг свой. Блуд­ник, прелюбодей и всякий нечистый сколько раз беззаконничает, столько к долгу своему и прилагает. Похититель, вор и лихоимец чем более похищает, тем более обременяется гре­ховным долгом. Клеветник и сквернословец, говорящий безрассудно, кощунник и всякий ругатель чем более язык свой гнилым и злым словом оскверняет, тем большим должником Богу бывает. Словом, всякий законопреступ­ник чем более закон Божий бесстрашно нару­шает, тем большее бремя долга своего собира­ет и тем большему подвергает себя наказанию. О человек! Сладок тебе грех, которым бес­конечное величество Божие оскорбляешь и праведный Его гнев на себя разжигаешь! Сла­док тебе грех, за который горчайшую чашу стра­дания и смерти Христос, Сын Божий, испил! Сладок тебе грех, за который горесть вечной смерти вкушать будешь, если не покаешься! Видишь, как горьки плоды греха, хотя он тебе и кажется сладким! Но полно уже обременяться долгом. Пора и это бремя с плеч своих свергать — да не явишься с ним на Суде Христовом. Горе чело­веку, который с этим тяжким бременем там явится! Непременно погрузит его на дно адо­во. Падай, бедный человек, перед Создателем твоим, и со смиренным и сокрушенным серд­цем взывай к Нему, подражая мытарю: «Боже! милостив буди мне, грешному» (Лк 18:13). И на тебя призрит Господь милостивным оком, и оставит тебе все долги. Но впредь всячески бе­регись Его оскорблять и у Него одалживаться. А познавая к себе милость Божию, показывай милость и к ближнему твоему и отпускай его согрешения, да не узнаешь опять на себе гнев Божий, и да не возвратится оставленный долг твой тебе, как было с тем лукавым рабом, упо­минаемым в притче (Мф.18:28—35). Злопамятность закрывает дверь к получению милости Божией и оставлению грехов. «Ибо если вы буде­те прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете про­щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14—15). «Отче! Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12).

О том же

Должник, получив от заимодавца милость и видя свой долг прощенный им, радуется. Так и грешник, получив от Бога высочайшую милость и оставление грехов, чувствует в своем сердце живое утешение и радуется о Его мило­сти, изливающейся на грешников. Истинно об­ратившееся к Богу сердце, кающееся и сокру­шенное, не оставляется без утешения Мило­сердным своим Создателем, ибо Бог, Человеколюбивый и Милосердный, любезно и милосердно смотрит на сердце, обративше­еся к Нему, сокрушенное и падающее перед Ним, так что «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19), и на такое сердце изливает елей милости Своей, от которого опе­чаленное сердце, как рана от живительного пластыря, исцеляется и некую живость полу­чает. «Господь исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их» (Пс.146:3). Это евангельс­кое живое утешение, которого удостаивается кающееся сердце от своего Милосердного Создателя! Это то самое благовестие, о кото­ром Христос, Искупитель мира, говорит: «по­мазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, пропо­ведовать пленным освобождение, слепым про­зрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Должник заимодавца, как милостивого своего благодетеля, любит, благодарен ему бы­вает всю свою жизнь, и помнит его благодея­ние даже до смерти. Так и грешник, чувствуя великую на себе Божию милость, сердечно любит Его, от сердца благодарит Его, и помнит эту Его благодать даже до смерти. Благодар­ность — это память благодеяний. Где память благодеяний, там и благодарность. Где забы­вается благодеяние, там выступает неблаго­дарность. Должник, видя милость, сотворен­ную заимодавцем и помня эту милость, и сам должнику своему, если его имеет, являет ми­лость и отпускает долг. Это знак добронравно­го и благодарного человека. Так и христианин благодарный и добросердечный, видя Божию милость к себе и чувствуя грехов своих остав­ление, и сам являет ближнему своему милость и отпускает ему согрешения его. Бывает, что лукавый должник, получив от заимодавца прошение долга, сам не хочет про­сить долга своему должнику, чем заимодавца своего праведно подвигает на гнев, и долг свой опять себе от него возвращенный видит, и ему должником, как и прежде, делается. Так и не­благодарный и лукавый христианин, чувствуя великую к себе Божию милость, получив ос­тавление тяжких и великих грехов от Бога, сам не хочет ближнему своему и малых согреше­ний оставить. Малых, говорю, согрешений, так как, когда человек перед человеком согре­шает, как ни согрешает, это намного меньше того, что Богу согрешаем. И так на праведный и больший гнев Бога, Создателя своего, подвигает, и как прежде был, так опять должни­ком Ему делается, еще большим, чем был. Чи­тай об этом, христианин, притчу о царе и его должнике, и увидишь, как тяжко и опасно злиться и мстить своему ближнему (Мф.18:23— 35). Нет ничего безопаснее, чем простить, и нет ничего опаснее, чем не простить и мстить ближнему за согрешения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Бог по Сво­ей благости всем нам являет милость; мы чув­ствуем ее не только во всякий день, но и во всякий час. Но когда человек, сподобясь Божией милости, сам не хочет явить милости подобному себе человеку, тогда Бог и Свою милость от него отнимает, как от неблагодар­ного и лукавого раба. В результате человек, вместо милости, праведному Божию суду под­лежит и за все свои грехи, какие ни делал в своей жизни, судим будет. Видим, христиане, как страшно и опасно не простить и мстить ближнему. «Злой раб!— гово­рит царь должнику своему, которому долг от­пустил было, — весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я по­миловал тебя?» То же и Небесный Царь христи­анину, не милующему ближнего своего, гово­рит. «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так, — заключает Христос Господь притчу, — и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего бра­ту своему согрешений его» (Мф.18:32—35).

39. Господин, зовущий раба

Бывает, что господин, желая позвать неко­его слугу, ему известного, говорит прочим ра­бам: «Пошлите ко мне того-то слугу». И его зо­вут: «Иди, господин тебя требует», — и идет. Так Христос, Господь всех, зовет человека от этого мира — и отходит от мира. Господин своего слу­гу зовет неожиданно. Так и Христос Господь всякого человека зовет неожиданно. Смерть для всякого человека — призывание его. Блажен раб, который своим господином призовется исправным. Окаянен тот, кто явится неисправ­ным. Блажен человек, который, позванный Христом Господом, явится перед Ним исправ­ным. Окаянен тот, кто явится неисправным. Христиане! Исправность наша — истинное по­каяние. Неисправность наша — пренебрежение истинным покаянием. Призывание наше к Господу — кончина наша. Видим приблизив­шуюся кончину нашу — тут видим и призыва­ние наше. Известна нам кончина наша и неизвестна. Известна, так как скончаемся. Неизвестна, так как не знаем, когда скончаемся. Так и призывание Господне. Не знаем, когда позовет нас Господь. Хочешь ли, чтобы тебе позванному явиться исправным перед Господом? Будь все­гда в истинном покаянии, будь всегда таким, каким хочешь быть при своей кончине, таким, каким хочешь быть позван. Хочешь ли бла­женно скончаться? Помни этот час и живи благочестиво. Мудрые и разумные рабы бод­рствуют и всегда ожидают, когда господин позовет их. Христианин! Подражай и ты в том сынам этого века: бодрствуй и ожидай звания Госпо­да твоего. Будь в этом важном деле разумен и мудр — и да будешь блаженным. От этого часа зависит или вечное благополучие, или небла­гополучие. Тут откроется дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной. Отсюда пойдешь или в вечную жизнь и утешение, или в вечную смерть и мучение. Видишь, как стра­шен этот час. Блажен бодрствующий и ожи­дающий этого часа! Бодрствуй и ты, душа моя, и ожидай этого часа. И тогда с радостью сможешь воспеть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», — и прочее (Лк 2:29—32). «Ска­жи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно, да уразумею, что остается мне. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — вся­кий человек живущий. Ибо подобно призраку ходит человек, напрасно только мятется, соби­рает сокровище и не знает, кому собирает его» (Пс.38:5—7). О Иисусе, Искупитель мой! Очи­сти мя прежде, даже не возмеши отсюда.

О том же

Бывает, что слуга, не заботясь о господине своем и не боясь его, так размышляет про себя: «Господин мой не позовет меня сегодня к себе или еще не скоро позовет. Пойду и с друзьями моими погуляю и повеселюсь». И так, отойдя, начнет пьянствовать. Тут неожиданно прибе­гает к нему вестник и зовет его, говоря: «Поди, господин тебя требует». Тогда обращается ве­селье его в печаль, а дерзновение — в страх и трепет. И идет к своему господину трепеща, метется своими мыслями, думает: какой ответ дать господину, без воли которого отлучился, своевольничал и бесчинно поступал. Так и небогобоязненный и не заботящийся о своем спасении христианин думает: «Я еще молод и здоров, не видна еще кончина моя, еще не ско­ро умру. Погуляю и повеселюсь на свете, что­бы насладиться мне благами этого мира. При­обрету себе честь, чтобы люди меня знали. Там мне не малый доход будет, соберу себе доволь­но и наполню мои сундуки. Ныне люди только и делают, что собирают: что мне иное делать? Собрав, прикуплю себе поболее деревень и крестьян. Мало у меня земли — прибавлю еще. Отниму у той-то вдовы, и у того-то подлого человека. За них заступиться и мне воспрепят­ствовать некому. До Царя далеко, а судей под­куплю — и все будет благополучно. Потом бо­гатый дом построю себе и украшу его. Куплю себе английскую карету, и упряжку хороших ло­шадей. Посажу красивый сад с аллеями и гале­реями, сделаю в нем хорошие пруды, чтобы было где с гостями прохаживаться, гулять и ве­селиться. Накуплю себе вина и буду постав­лять трапезу, как и прочие делают, и общаться с людьми. Я к ним, а они ко мне будут в гости ездить. Соберу достаточно слуг, одену их в приличное платье, чтобы было кому служить мне и гостям, ко мне приезжающим. Поста­раюсь иметь музыку вокальную и инструмен­тальную, ради лучшего увеселения меня и моих гостей». Это и тому подобное этому, осуетившись в помышлениях своих, замышляет бедный человек. И что суетно мыслит, то и в дело производит. А другой иное замышляет и хочет делать. Видим это в бедных христианах нынешне­го века. Видим, что все заботы их не о спасе­нии и вечной жизни, к которой словом Божиим позваны и святым Крещением обновлены, а о суете. Видим и соболезнуем. Но при таких замыслах и делах неожиданно, как скорый ве­стник, приходит ко всякому безгласно смерть и говорит: «Иди, человек! Господь Вседержитель зовет тебя». Тут бедную душу страх и тре­пет объемлет. Совесть обличает и мучает. Суд Божий воображается. Душа стеснена отовсю­ду, не знает, что делать? «Ах! Зовет меня Гос­подь, а я неисправен. Дверь мне отворилась к вечности, о которой я и не думал никогда». О мир, мир! «Суета сует, и всяческая суета! И так выйдет дух его и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все помышления его» (Пс.145:4). Так умирает тот, кто себе обещал долгую жизнь. Вкушает горести смертной тот, кто хотел гулять и веселиться. Остается один тот, кто хотел иметь множество слуг и кресть­ян. Лежит на смертном одре тот, кто думал проезжаться в карете цугом. Кладут в гроб того, кто думал в богатом и красивом доме жить. Зарывают в трехаршинную яму того, кто думал землю свою расширять. Со слезами и плачем провожают в путь всей земли того, кто желал увеселять себя музыкой. Так неожидан­но приходит кончина, и Господь зовет нас тог­да, когда мы не ждем. «Отврати очи мои, Гос­поди, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс.118:37). Христианин безумный, сердце которого прилепилось к суете и о своем спасении нерадящий! Видишь, что делается людям — ожи­дай того и себе. Постигает их кончина — по­стигнет и тебя. Зовет их Господь и Судия к Себе — позовет и тебя. И позовет тогда, когда не ждешь, и там, где не ждешь и как не ждешь. Трепещут они перед судом Божиим при кон­чине и метутся — и ты вострепещешь и смятешься. Готовься же заранее, чтобы не так страшен был тебе тот час, страшный для всех. Блажен будешь, когда, отвратившись от суе­ты заранее, будешь думать о том часе, когда дверь в вечность всякому отворяется!