Сокровище духовное, от мира собираемое

О том же

Часто бывает, что напившийся вином мно­го вреда людям делает. Тогда ум у него помра­чен, и потому не имеет здравого рассуждения, а действует только горячность от вина, и он тем подобен бесноватому, который сам не знает, что делает. Так упившийся злой похотью сует­ного мира много вреда людям делает, и намно­го больше, чем пьяный от вина.

Видим беззаконное пьянство, везде разли­вающееся, видим и упоенных, в нем свирепе­ющих, видим и вздыхаем.

Но откуда взять? Где сыскать сумму на все это? Гос­подину надо собирать ее с крестьян, надо бо­лее налагать на них оброков! Судье надо соби­рать с приходящих на суд, и вместо правды не­правду делать, о законе Божием и о Боге не заботиться, не смотреть на правого и винова­того, оправдывать нечестивого и осуждать праведного! Беззаконному купцу надо лгать, обманывать, льстить, и плохую вещь за хоро­шую, а дешевую за дорогую продавать! Так и в остальных чинах и званиях пьянство не от вина, а от мира много зла и вреда делает. О, человек, не вином, а похотью этого мира упившийся! Размышляй об этом и смотри, сколько ты обиды и вреда людям делаешь — во­истину больше, чем пьяный от вина! Упивший­ся вином, протрезвившись, часто жалеет, что в буйстве своем того-то и того-то обидел. Но упоенный похотью мира не жалеет, что столько много делал и делает обиды людям, себе подобным. Не жалеет, поскольку помра­ченный ум, как пьяный, имеет. О злое и пагубное пьянство! Окаянен, кто им пленен! Блажен, кто им не осквернился! О христианин, упившийся не вином, но похотью суетного мира! Оставь это душепагубное пьян­ство и протрезвись, да не явишься с ним пе­ред Страшным оным Судиею и Господом тво­им! Протрезвись, пожалуйста, и сам увидишь, как ум твой был помрачен и как плохо ты все делал. И непременно будешь сам жалеть и ка­яться в делах своих! «Так говорит Господь, Гос­подь, Святой Израилев: «Когда, возвративши­сь, воздохнешь, тогда спасешься, и уразумеешь, где ты был» (Ис.30:15). «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма»(Мф.6:22—23)? «Не любите мира, ни того, что в мире: кто лю­бит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2:15—17). «О горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:2). Отврати очи мои, еже не видети суеты» (Пс.118:37).

О том же

Как видим, упивающиеся вином учатся друг у друга этому беззаконному делу. Похоть, кроющаяся в сердце человеческом, возбужда­ется и разжигается видением и слухом. Юному человеку, да и всякому, весьма трудно не на­учиться пьянству и так не развратиться, если будет водиться с пьяницей. Так и пьянству не от вина, а от похоти мира люди друг у друга учатся. Видим везде эту беззаконную ревность. Это зло у всех перед глазами обращается. Сколько видим перемен в создании домов, в сочинении одежд, в приготовлении трапез, в убранстве карет и коней, и прочей суете, кра­соте и пышности этого мира. Сколько, говорю, видим перемен. Но все они к худшему. Благочестие всегда одинаково. Как от начала мира было, так и ныне есть, и всегда будет. Истина всегда истинна, всегда неизменна: и была, и есть, и будет. Суета и пре­лесть непостоянна, но всегда меняется. Смотри на суету! Один построил такие-то и такие-то хоромы, начал носить такую-то и такую-то одежду, поставил такие-то и такие-то зеркала в доме своем, начал в такой-то и в такой-то карете ездить, столько-то и столько-то избранных коней иметь, такую-то и такую-то трапезу поставлять, в таком-то и в таком-то убранстве слуг предстоящих иметь, и про­чее. Видит это другой — и подражает ему. Видят это все — и делают то, что один. И так разливается везде и умножается роскошь, и час от часу более и более усиливается. И с рос­кошью умножается всякое зло, и поедает души человеческие не иначе, как пожар, который, в одном доме начавшись, весь город или село сжигает, или как моровая язва, в одном чело­веке начавшаяся, многих близ находящихся за­ражает и умерщвляет. Видим в Отечестве нашем эту всепагубную язву, которая заразила не тела, а души христи­анские. Если посмотреть на роскошь людей, то уже и подлое благородство, и купцы, которые прежде как люди простые ходили и жили, все князьями и вельможами сделались. Не хотят уже жить иначе, как только в богатых и краси­вых домах. Хотят сидеть только за богатой и полной различной снедью трапезой, хотят вку­шать только избранное и дорогое вино, хотят ходить только в шелковых и красивых одеж­дах, в лисьих, куньих и собольих шубах, хотят проезжаться только в английской карете. И так суета, гордость и пышность этого мира вошла в христиан и день ото дня умножается, что если бы предки наши восстали из мертвых, то не узнали бы своего Отечества. «Предки-де наши не знали, как на свете жить, не умели они добро употреблять». Осмотрись, друг, к кому это слово больше относится — к вам или предкам вашим? Пред­ки ваши жили в простоте и смирении, и пото­му по-христиански и разумно жили. Вы в гор­дости и пышности живете, и потому далеко от христианской жизни отстоите. У предков ва­ших было меньше роскоши, а больше благочестия. И было меньше нищих и убогих людей, так как меньше они брали с людей и больше давали убогим и нищим. У вас умножилась рос­кошь — так умножились нищие и убогие, пла­чущие и кровавые слезы проливающие. Вы на­чали в богатых домах жить — так много нахо­дится таких, которые хижин не имеют, где голову приклонить. Вы начали богатую трапе­зу поставлять и дорогие вина пить — так мно­гие не имеют дневного пропитания. Вы стали в богатом одеянии ходить — так видим, что многие в рубищах, многие полунагими ходят. Вы вздумали и захотели в каретах и на конях ездить богатых — так многие плачут и жалу­ются, что не имеют чем землю пахать, и про­чее. Сами рассудите: вы разумнее или предки ваши? О, христиане, не вином, но похотью этого мира упившиеся! Для того ли Христос позвал нас в веру Свою святую? Он нам не роскошь, но кресты и скорбь предлагает в этом мире: «Вхо­дите тесными вратами. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. В мире будете иметь скорбь» (Мф.7:13; 16:24; Ин 16:33). У вас здесь обыч­ный ответ: «Не всем-де в монастыри и в пусты­ни идти». О, возлюбленные! Тогда еще и монастырей не было, когда эти слова сказаны. Они пред­лагаются не только пустынным и монастырским жителям, но всем христианам, в городах и селах живущим, и людям всякого звания, чина и обоего пола, кто только хочет Хрис­товым быть и спастись. «Те, которые Христо­вы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Следовательно, не Христовы те, кто не распяли плоть со страстями и похотями. Видите, что неправильный ваш ответ. Но цар­ствуйте, царствуйте здесь с миром, когда хо­тите! Веселитесь и утешайтесь роскошью ва­шей! Ездите друг к другу в гости, пируйте, устраивайте застолья и танцуйте! Как-то там будете ликовать и танцевать! Читаем в святом Евангелии, что «человек не­кий был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно».Но видим там же, что после смерти все ужасно пе­ременилось. После роскоши своей пошел в пламенное мучение, и после дорогих вин про­сит капли воды — и не дается ему. Слышит от­вет: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:19—26). Берегитесь, возлюбленные, чтобы и вам не прийти после роскоши вашей на то место! Бог на лицо не смотрит. Бог подал нам блага этого мира и по­зволил их употреблять, но на нужды наши, а не на роскошь. Сердцем же и любовью нашей с Нему одному прилепляться повелел. «Что мне на небе? и без Тебя чего желать мне на земле» (Пс.72:25), и проч. «Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо мало истины среди сынов че­ловеческих» (Пс.11:2). О ты, благочестивая душа, которая душепагубного этого пьянства не имеешь и живешь в мире, как Лот в Содоме! Стой, утверждайся, и будь непреступна. «Не ревнуй лукавым, не зави­дуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро от­падут» (Пс.36:1—2). Будь и ты, как Даниил в Вавилоне, который через открытые окна смотрел в сторону Иерусалима, отечества сво­его, и так колена свои преклонял и молился (Дан 6:10). Смотри и ты верой и душевным оком на горний Иерусалим из мира сего, как из Вавилона, и, преклоняясь, возводи очи свои к Господу. «К Тебе возвел очи мои, Живущему на небе» (Пс.122:1).

О том же

Пьяный от вина, пока пьет, не чувствует, сколь вредно пьянство. Так и упившийся похотями мира сего не знает, как вредны эти по­хоти, пока в них пребывает. Ибо как у него, так и у другого ум помрачен. Упившийся вином, как начнет протрезвляться, узнает, как вред­но пьянство. Так и упившийся похотью мира, когда начнет в чувство приходить, узнает, как вредны похоти этого мира. Протрезвляющий­ся от пьянства чувствует в теле немалую сла­бость. Так и от прихотей этого мира отстающий познает души расслабление. Как пьян­ство от вина тело, так и прихоти мира сего душу расслабляют. Человек, протрезвившись от пьянства, жа­леет и стыдится, что без меры вино употреблял, в бесчувствии был и бесчинно поступал, и так сам себе вредил и людям смех был. Так и хрис­тианин, пришедший в чувство, жалеет и стыдит­ся, кается и сокрушается, что за прихотями это­го мира гонялся и оставлял истинное добро, и все прежние дни, как погибшие, оплакивает. Тогда он познает, в какой суете и прелести жил.

И сде­лался я великим и приобрел мудрость больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и муд­рость моя пребыла со мною. И все, чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбра­нял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И огля­нулся я на все дела мои, которые сотворили руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета» (Еккл.2:4—11). Так и ты, христианин, когда протрезвишь­ся от этого душевредного пьянства, то воисти­ну познаешь, что все, что ты ни делал, ни ду­мал, ни замышлял и ни начинал, — суета и пре­лесть. И что тебе казалось красивым, то в себе безобразно; и что виделось тебе хорошим, то внутри зло. И признаешь сам, что все — суета. Ибо о прелести всегда кажется, будто это не­что, но как рассмотришь ее, то увидишь, что внутри себя она — ничто, и кажется нечто слад­ким, а внутри горькое. Напившись вином, обычно надо много воды пить, чтобы водой удобнее выгнать горячность, прибывшую от вина. Ты, христианин, возьми в рассуждение последние четыре: рассуждай почаще о смер­ти, при которой все прихоти свои оставишь, о Страшном Суде Христовом, перед которым надобно и тебе явиться, как и всем, о блажен­ной вечности, в которую пойдут боголюбцы, и о несчастливой и мучительной, которой не избежат любящие мир сей и все грешники. Та­ким рассуждением гаси, как водою, пьянство, в сердце твоем кроющееся. Воистину, говорю тебе, скоро выйдет из го­ловы твоей вся суета мира сего, когда почаще будешь о тех пунктах рассуждать! Более бу­дешь желать плача и слез, чем веселых дней. Доволен будешь краюхой хлеба со щами и вер­тепом и хижиной вместо богатого и красивого дома, и всю красоту этого мира будешь счи­тать мертвечиной. Когда люди за суетою го­нятся и в прихотях этого мира, как пьяные, свирепеют, то забывают о вечности и ее обсто­ятельствах. Это забвение производит враг душ человеческих, сатана, чтобы люди, не помня о вечности, не помнили и не заботились о спа­сении своем вечном, которое Христос, Сын Божий, страданием и смертью Своею соделал. Помни, возлюбленный христианин, пожа­луйста, помни и рассуждай о вечности. И про­трезвишься, и будешь иметь здоровый разум, и всю красоту и прихоти мира этого будешь считать за ничто. Вот христианская мудрость! Душа твоя, ради которой Христос, Сын Божий, пострадал и умер, дороже всего мира. О том, чтобы спасена была, пекись и заботься прилеж­но. Образ Божий, по которому мы были созда­ны, — прекраснейшая и великолепнейшая кра­сота души. Ищи этой красоты истинным по­каянием и верой. Если она здесь найдется, то вовеки пребудет. Если здесь не сыщется, то уже никогда не сыщется. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребы­вает вовек» (1 Ин 2:17).

52. Зеркало

Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человечес­кая: к чему она с любовью обращается и при­соединяется, то в ней и изображается. В зер­кале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается — земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращает­ся, небесный образ в ней и изображается, ког­да к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту. Поэтому увещевает нас Святой Дух через апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, по­хоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2:15—16). А что в душе ныне изображается, с тем она и на Суд Христов явится, если сейчас истин­но не покается. И так каждый человек сам в себе обличение будет иметь, и увидит в себе самом, о чем он помышлял в мире: о горнем или о земном? Христиане словом Божиим по­званы и святым Крещением обновлены к веч­ной жизни и небесным благам, их усердно и искать должны. А когда к земному прилепля­ются, Бога прогневляют. Читаем, что израильтяне, выйдя из Египта под руководством раба Божиего Моисея, когда сердцами обратились в Египет и «захотели снедей его, сильно прогне­вали Бога» (Числ.11:1—11). Так и христиане, в святом Крещении выведенные из рабства диавольского и от мира к небу, как к земле обе­тованной, позванные, когда к миру сердцами обращаются, праведный на себя разжигают гнев Божий. И случается с ними то, что с по­званными на великую вечерю, но отказавши­мися идти, о которых сказано: «Никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много зва­ных, но мало избранных» (Лк 14:24). Все христиане позваны на великую вече­рю вечной жизни. И хотя не словом, но делом многие отказываются идти. Желают здесь, в мире, царствовать, а не в оное царство идти. И так «никто из тех не вкусит той вечери». Жизнь Христова учит нас, как должно в этом мире пребывать и жить. Христос все мог в этом мире иметь, как Господь всех, но не хо­тел. В великой нищете и смирении, скорби и поругании пожил, образ давая нам. Кто за этим Вождем последует, тот вкусит вечери той и с Ним, как член с головою, будет там царство­вать. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин 12:26). «Но вы пре­были со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем» (Лк 22:28—30). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). «Господи, Боже сил! Обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20). «Воз­врати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром» (Пс.125:4).

53. Вышедший из тьмы, тюрьмы, плена и подобные им

Как вышедший из тьмы на свет, так и об­ратившийся от беззаконной жизни к Богу. Ибо и он в беззаконной жизни, как во тьме, нахо­дился, и блуждал ощупью, как во тьме ходя­щие блуждают ощупью, как слепые. Как вы­шедший из тюрьмы, так и оставивший нечес­тивую и безбожную жизнь и находящийся в истинном покаянии, ибо и он в безбожной жизни, как в тюрьме, был, и грехами и безза­кониями, как узами, связан был и не мог сво­бодно ходить. Как освободившийся из плена, так и избе­жавший и освободившийся от греховной и не­чистой жизни и свободным духом работаю­щий для Господа. И этот в плену у мучителя, не человека, а диавола, был, и на него работал и его злую волю исполнял. Как из рва вылез­ший и ходящий безопасным путем, так и от нераскаянной жизни в покаяние пришедший и в нем пребывающий, ибо и он во рве был не телом, а душой. Как спасшийся от потопле­ния и вышедший на сушу, так и переставший грешить и начавший новую христианскую жизнь, ибо и он в грехах, как в глубине вод, тонул, и следовало ему не что иное, как веч­ная смерть. Как шедший к яме, и ее увидев­ший и назад возвратившийся, так и беззакон­но живший, и узнавший беду свою душевную, и обратившийся к истинному покаянию, и в нем пребывающий, ибо и он шел в яму вечной погибели, но возвратился от нее. Счастлив тот, кто выходит из тьмы на свет, ибо видит свет этого мира. Намного счастливее тот, кто выходит из тьмы греховной, так как его озаряет не свет мира сего, а свет Божественный. «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин 8:12). «Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Счастлив тот, кто вышел из тюрьмы и ос­вободился от уз. Намного счастливее тот, кто из тюрьмы нераскаянной жизни и уз грехов­ных освободился. Счастлив тот, кто освободился от плена те­лесного. Но намного счастливее тот, кто осво­бодился душой от пленения диавольского. Счастлив тот, кто из рва видимого выбрал­ся. Но намного счастливее тот, кто из рва гре­ховного выбрался. Счастлив тот, кто спасся от потопления в воде. Но намного счастливее тот, кто спасся от потопления греховного и глубины зол. Счастлив тот, кто шел к яме, и мог попасть в нее, и, увидев ее, возвратился обратно. На­много счастливее тот, кто шел к яме вечной по­гибели, и, увидев ее и отвратившись, назад спе­шит. Если есть кто такой и счастья такого спо­добился, поздравляю его с тем и возвещаю от Божиего слова, что «бывает радость у Ангелов Божиих о нем»(Лк 15:10). Но, о, возлюбленный, стой в том, что на­чал! Вспоминай жену Лотову и не озирайся вспять на Содом и Гоморру. «Никто, возложив­ший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» (Лк 9:62). И притом помни написанное: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1). Пойдет в след тебе, как фараон вслед Израи­ля, диавол с кознями, от рабства которому ты освободился, и будет стараться опять поко­рить тебя. Ты стой, не бойся, не унывай, при­зывая Всесильного Избавителя душ наших Иисуса. И увидишь спасение Его, и радост­ным духом воспоешь Ему: «Помощник и Покро­витель, был мне во спасение. Сей мой Бог, и прославлю Его» (Исх.15:2). И когда будет ввер­гать тебя тот же враг в разожженную печь ис­кушения, молись с тремя святыми отроками. И тут к тебе приспеет Иисус, Сын Божий, на помощь, как к тем святым отрокам приспел в «образе Ангела», и прохладит тебя, как и тех про­хладил (Дан 3:49-50). Совершай дело, которое начал, с помощью Христа. Счастлив ты, что такое начало поло­жил. Но совершенно счастлив будешь, когда счастливо и окончишь. Многие начинают, но не многие совершают. «Много званых, но мало избранных» (Лк 14:24). Посему говорит тебе На­чальник и Совершитель спасения нашего Иисус: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). «Не остави мене, Господи, Боже мой! Не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс.37:22—23). «Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот, не воздремлет и не заснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Гос­подь — покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять вхожде­ние твое и исхождение твое отныне и до века» (Пс.120:3-8).

54. Стыд