Сокровище духовное, от мира собираемое

Видим, что хотя в ключе и чистая вода име­ется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зло­воние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и ста­новится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца челове­ческого лежащий, во время искушения и со­блазнов проявляется. Кто бы узнал, что на дне ключа находится тина или грязь, если бы она оттуда, если ударить, не поднималась и себя не показывала? Так откуда бы мы знали, что в глубине сердца человеческого такая кроется мерзость и нечистота, если бы она оттуда не выходила и себя внешними делами не пока­зывала? Видим, как человек, случается, злится. Кричит, ругает и прочие бесчинства творит. Это действует в нем и к таким бесчинствам побуждает его гнев, в сердце его, как яд, скры­тый и в случае искушения и обиды проявля­емый. Видим, сколько человек собирает для убо­гого и смертного тела своего, которое малым куском хлеба и каким-нибудь одеянием доволь­ствуется. Сколько, говорю, собирает, хотя зна­ет, что все при смерти оставит. Это действует в нем сребролюбие и лютая похоть богатства, в сердце гнездящаяся. Видим, как человек возносится; каких спо­собов он не изобретает, чтобы его люди знали, хвалили, славили и почитали. Видим, как подобных себе людей презира­ет и подножием считает, как судит и пересуж­ивает дела их, хотя и сам такой же; как везде первенствовать и над другими начальствовать старается, и прочее. Это действует в нем гор­дость, гнездящаяся в сердце его. Блудная не­чистота, внутри человека кроющаяся, через такие скаредные, такие мерзкие, такие смрад­ные и бесстыдные дела проявляет себя, что стыдно и говорить! Приникни, человек, в глубину сердца тво­его, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит! Какое видишь зло в ближнем своем, такое и в сердце твоем име­ется, за что судишь и осуждаешь ближнего сво­его, то и в тебе есть, хотя и не проявляется вов­не. Божие же око не только внешнее дело, но и глубину сердца видит. Многие думают о себе, что они смиренные и кроткие, но при искушении другое показывается. Многие на­зывают себя грешными и многогрешными, — без сомнения, «всякий» человек «грешник», по Пи­санию (1 Ин 1:8), — но от людей того не тер­пят. Кто истинно и нелицемерно в сердце сво­ем называет себя грешником, тот всякое руга­тельное слово спокойно вытерпит и признака гнева не покажет, ибо смирен. Итак, примечай, человек, и рассматривай и испытывай, какое зло в сердце твоем скры­то лежит, какая гордость, славолюбие, само­любие, гнев, зависть, сребролюбие, нечисто­та и прочая мерзость. Как от злого семени доб­рый плод и как от злого сердца доброе дело может быть? Как злой может добро творить? И как кто может добрым быть, когда его Хри­стова благодать не исправит? Исправляет Хри­стос того, кто свое окаянство и бедность по­знает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит. Читаем в Евангелии, что Он исцелял тех, которые бедность свою перед Ним признавали и у Него просили ис­целения. Так и ныне исцеляет те души, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления. Посматривай, человек, чаще в сердце свое — и познаешь его. От этого зависит начало исправления. Чем чаще будешь в него прони­кать и рассматривать, тем более его будешь по­знавать. Чем больше сердце будешь познавать, тем больше будешь познавать зло, в нем кро­ющееся. Чем больше зло в себе будешь позна­вать, тем больше будешь познавать бедность свою и окаянство. Познание бедности и ока­янства убедит тебя смиряться и искать помо­щи и избавления у Христа, Который все мо­жет, и из злого доброе сделать. «СмиреннымБог дает благодать» (Иак.4:6). «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс.50:12—14).

61. Человек, попавший к разбойникам и раненный ими

Бывает, что человек попадает в руки к раз­бойникам, которые его раздевают и сильно ранят. Видим в мире такое зло. Так весь род человеческий, после отступления от Бога и преступления Его святых заповедей, попал в руки к диаволу, как к разбойнику, и остался без святых и боготканных одежд, и несказанно был изранен, и лежал на пути этого мира изъязвленный, как один человек. Такими силь­ными были его раны, что их никто не мог ис­целить. Послан был к нему с небес Божий За­кон. Но тот его только обличал и раны ему по­казывал, а не исцелял, смертью ему грозил, а не помогал. Посланы были пророки, но и те ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный! Лежал израненный, уязв­ленный, измученный, обесчещенный, пору­ганный разбойником диаволом! Лежал «едва живой» (Лк 10:30-32). Ах, любезнейшее Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в ка­кое бесчестие хитростью змеиной пришел! Где твоя прекраснейшая красота, та, которой твой Создатель тебя украсил? Где твоя честь, кото­рой Он вначале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где то блаженство, для которого ты сотворен? По­завидовал лукавый змей блаженству нашему, и хитро запнул нас, неизлечимо уязвил нас и лишил нас нашего блаженства. И познали мы добро и зло самым опытом. Лишились добра — и познали добро. Впали во зло — и познали зло. Захотели чести Божеской — и лишились Божиего образа. «Но человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс.48:13). Язвы и раны, которыми нас неизлечимо уязвил враг наш, — это гордость, высокоумие, безмерное самолюбие, бесчинное желание, тщеславие, неведение Бога и о Нем нерадение, ненависть, зависть, гнев, злоба, нечистота, и прочее. Что человек, благодатью Божиею не обновленный, замышляет и хочет, как только не одно зло и суету? Как от источника смер­дящего один только дурной запах исходит, так и от сердца человеческого, силой Божиею не обновленного, ничто не происходит, кроме зла. Зло это тем более опасно, что глубоко в человеке скрыто. И теми только познается, ко­торые со всяким прилежанием рассматрива­ют внутреннее свое состояние и в различных находятся искушениях. Так сильно уязвил и заразил нас враг наш, человек, что никакой силе невозможно было вылечить нас. Требуется для этого сила Божия, которая из ничего создала нас. Надо было прийти Самому Создателю к Своему созданию, неизлечимо врагом уязвленному и на пути это­го мира поверженному, которого ни закон, ни пророки не могли вылечить, и Самому его вы­лечить, никакой другой силой неизлечимого. Пришел Создатель и сжалился над ним. При­шел в образе человеческом к человеку изра­ненному и полумертвому, чтобы удобнее было его исцелить и в первое привести блаженство, которого лишился хитростью змеиною (Лк 10:33—35). Пою Тебе, Боже и Создатель мой! Слухом, Господи, услышал — и ужаснулся. Ко мне пришел, меня ища заблуждшего. И так многое Твое снисхождение ко мне прослав­ляю, Многомилостивый! Познавай, человек, раны души своей, если хочешь от них исцелиться, и со всяким усер­дием молись и воздыхай ко Христу. Да исце­лит тебя Он, — Тот, без Которого не может быть твоего исцеления, поскольку ни для ка­кой созданной силы это невозможно. Из тьмы свет, и из злого доброе может сотворить один Бог, Который из ничего все творит.

62. Госпиталь или лазарет

Что госпиталь больным, то Церковь свя­тая христианам, духовно больным. В госпиталь больные входят через двери. В Церковь святую духовно больные входят ве­рой и святым Крещением. В госпиталь входят больные для того, что­бы вылечиться от болезни и стать здоровыми. В Церковь святую входят духовно больные для того, чтобы вылечиться от душевных болезней и быть спасенными. В госпитале есть лекарь, который больных посещает, смотрит и лечит. В Церкви святой Врач — Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и врачует. В госпитале больным лекарь запрещает все то, что препятствует лечению его, больным по­даваемому. В Церкви святой находящимся хри­стианам воздерживаться повелевает Христос от всего того, что душевному их исцелению и по­лучению вечного спасения препятствует. В госпитале больные, которые хотят исце­литься, слушаются лекаря, и исцеляются. Так и христиане, если хотят исцелиться и быть спа­сенными, должны Христа-Врача слушать, и всего того избегать, что Он запрещает. В госпитале не исцеляются и не получают здоровья те больные, которые лекаря не слу­шают и от того не воздерживаются, что он им запрещает. Так и те христиане несцеленными остаются и спасения лишаются, которые Хри­ста не слушают и по своим прихотям, а не по правилу Его учения живут. В госпитале больные лекарю объявляют свои болезни: «Я-де тем-то болею». Так и хри­стиане должны объявлять свои болезни Хри­сту, Небесному Врачу, и у Него исцеления про­сить. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). В госпитале бывает, что не все больные ис­целяются. Бывают болезни неизлечимые, и че­ловек не все может, что хочет. В Церкви святой иначе. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел того и усердно желал, про­сил, и искал у Христа. Все возможно для Того, слову и мановению Которого все повинуется, желание и слово Которого есть дело, повелени­ем Которого хромые ходят, прокаженные очи­щаются, слепые прозревают, глухие слышат, мертвые воскресают, немые говорят, расслаблен­ные и лежащие на одре встают (См. Мф.11:5). Познай только, христианин, и признай не­мощь свою, и проси со смирением у Врача Это­го исцеления, и без сомнения жди — и непре­менно получишь. Только опасайся того, что спасительному Его врачеванию препятствует. В госпитале больные, желающие исцелить­ся, отдают себя в волю лекаря, чтобы посту­пал с ними так, как хочет. Так и христиане, если истинно хотят исцелиться, должны поручить и вверить себя премудрому и верному Врачу, Иисусу Христу, чтобы творил с ними, что хо­чет. Горькое или сладкое подает лекарство — все нужно за благо принимать. Ибо Иисус Хри­стос — мудрый, верный, и человеколюбивый Врач, и очень хочет души наши исцелить, и так спасти. Для этого и в мир пришел, и пост­радал, и умер за нас. Тела тленные и смертные исцелял, как Евангелие Его проповедует. Души ли бессмертные не исцелит? Доверим только Ему себя — да исцеляет нас, как хочет. А мы постараемся воздерживаться от всего того, что Он нам запрещает и спасительному Его вра­чеванию препятствует. Какая польза больному от лекарства, если он по своей воле, а не по воле лекаря поступает? Рассуждай об этом христиа­нин, если хочешь исцелиться и так спастись. Все мы больны и всем нам требуется Врач для исце­ления. Но не все познают и признают болезни свои. Начало же исцеления — познать немощь свою. Многие не исцеляются, так как не позна­ют немощи своей. И не познают, так как не ста­раются познавать. И так, не познавая и не при­знавая немощи своей не ищут и исцеления. Видит человек немощь телесную и ищет исцеления. О, с каким бы усердием искал ис­целения души своей, когда бы увидел тяжкую ее болезнь! Но то беда, что как сама душа, так и немощь ее не видна, и только теми усматри­вается, которые со всяким прилежанием рас­сматривают состояние ее. Рассматривай, человек, и познавай различ­ную немощь души твоей — да поищешь исце­ления ее у Небесного Врача Христа. Чем боль­ше будешь рассматривать и познавать ее не­мощь, тем с большим усердием и желанием поищешь ее исцеления. Неисцеленная телесная болезнь грозит временной смертью. Неисцеленная душевная болезнь вечной смертью грозит. Перестань смотреть и искать, что вне тебя находится и по большей части приносит вред, а не пользу. Рассматривай и познавай, что в душе твоей де­лается, сколько и какие болезни ее мучают и к смерти ведут. Вошел ты в священную Церкви святой ле­чебницу, искать исцеления души твоей от Хри­ста Спасителя, и так вечно спасенным быть, а не чести, славы и богатства искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей прини­мать, и не за прочей суетой гоняться. В лазарет приходят лечиться, а не прихоти свои исполнять. Бедный христианин! Познай заблуждение свое, и от суеты обратись ко Христу, и старай­ся познавать немощь души своей, и призна­вай ее перед Христом, да исцелишься от Него. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). «Я сказал: «Господи! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою. Воссмердели и согнили раны мои от безумия мо­его» (Пс.40:5; 37:6).

О том же

Бывает, что немощный у многих лекарей исцеления ищет, но не получает, как читаем в Евангелии о женщине, страдавшей кровотече­нием (Мк 5:25—26). Так и бедный христианин, видя свою страшную немощь душевную, то от­туда, то отсюда помощи себе ищет, но не по­лучает. Многие книги с немалым трудом про­читывает, но от них исцелиться не может. Любезный христианин! Как ни старайся, и куда ни обращайся, но, кроме Христа, нигде и ни отчего не получишь исцеления. Без со­мнения, полезно и нужно прочитывать книги христианские, и о них размышлаять, и в них поучаться. Они просвещают ум, дают разум, к покаянию подвигают, и к молитве побуждают. Но все они, как видим, на Христа указывают и ко Христу нас отсылают, и руководствуют, что­бы от Него искали мы исцеления и спасения. Он один и, как Свет присносущный, слепых просвещает, и, как Врач, немощных исцеляет, и, как Жизнь, мертвых оживляет, и, как Все­сильный, расслабленных восставляет и хро­мых исправляет. Та бедная женщина, страдавшая кровоте­чением, когда ни от каких врачей не смогла получить исцеление, но в еще худшее состоя­ние пришла, услышала об Иисусе, о Котором повсюду тогда слух прошел, что всех к Себе допускает, и всякие болезни не травами, а сло­вом и силой Своей исцеляет. И подумала так: «Пойду и я к Великому тому Чудотворцу и Врачу, и по причине стыда немощи моей не явлюсь перед лицом Его, не буду объявлять скаредной немощи моей, но подойду сзади и прикоснусь к ризам Его, и так исцелюсь». И с такой верою «подошла сзади в народе и прикос­нулась к одежде Его, ибо говорила: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мк.5:27—29). Видишь, христианин, веру бедной женщи­ны! Видишь силу, действие и плод веры ее! Эта женщина учит нас, где нам и как искать исце­ления немощей наших душевных, — то есть у Христа верою. Она говорила себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». Вот свойство веры! И получила то, на что надея­лась. Где истинная вера, там и надежда. Возьмем в пример эту женщину. И мы при­ступим ко Христу с верой и надеждой, и, хотя молча, падем перед Всевидящим оком Его. И когда молимся, с верой и надеждой будем мо­литься. И когда ко святым и животворящим Тайнам Его приступаем, будем приступать с верой и надеждой исцеления и обновления, помня и подражая той страдавшей кровотече­нием женщине. Так душевная наша исцелит­ся немощь, и иссякнет источник пагубных страстей наших, мучающих душу нашу. Признак того, что душевная немощь нача­ла исцеляться, — когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гор­дости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависит, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в чело­веке, как признак начавшего исцеляться тела — когда оно от вредных соков начнет освобож­даться. Что вредные соки в теле, то греховные страсти в душе. Вредные соки мучают тело и умерщвляют. Греховные страсти мучают душу и к вечной смерти ведут. Здоровым тело ста­новится, когда от злых и вредных соков исце­ляется. Так и здоровой становится душа, ког­да от злых и греховных страстей освобождает­ся. «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя (душа моя) жестоко беснуется. Господи! Помоги мне» (Мф.15:22, 25). Великий бес есть грех, который в душе жи­вет и душу мучает. Он не дает ей покоя. То к одному, то к другому, то к третьему богопро­тивному и пагубному делу порывает и склоня­ет. «Господи! Помоги мне! Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Да услышу и я, недостойный: «Да будет тебе по желанию твоему», как услышала жена хананейская (Мф.15:27-28).

63. Яд, скрытый в человеке

Бывает, что человеку злыми людьми пода­ется яд. Так древним змием, врагом нашим диаволом, в наше естество влился яд греховный и смертоносный. Человек, хотя и здоровым бы­вает, однако, если примет как-то случайно яд, от того сильно болеет. Так и естество наше было чистое, непорочное, святое, доброе. Но, когда ядом хитрого и лукавого того змия зара­зилось, тогда в незлечимую болезнь и беду впа­ло. Яд, имеющийся в человеке, все тело его за­ражает. Так и смертоносный змеиный яд все силы душевные и телесные наши заразил. Бы­вает от этого яда, что «изнутри, из сердца чело­веческого, исходят злые помыслы, прелюбодея­ния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло изнутри исходит и оскверняет челове­кА» (Мк.7:21—23). Отсюда происходят: «прелю­бодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, за­висть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчин­ство и тому подобное» (Галл.5:19—21). Отсюда бывает гордость, высокоумие, пре­зрение ближнего, осуждение, клевета, злосло­вие, ругань, делом и словом мщение, желание и искание собственной своей чести, славы и похвалы. Отсюда лесть, лукавство, хитрость, ложь и лицемерие. Отсюда постыдные дела, срамословие. Отсюда излишнее о пище и пи­тье и о трапезах попечение. Отсюда столько придумывают люди пере­мен в одежде и платье, в строении и украше­нии домов, в приготовлении карет и коней, и прочую суету. Все это и прочее тому подобное происходит от плотского мышления и смертоносного змеиного яда, посеянного в сердце человеческое. Яд, имеющийся внутри человека, мучает человека, и со временем вызывает нестерпи­мую болезнь. Так и яд этот змеиный, скрытый в душе, очень мучает душу и различные вызы­вает болезни. Смотри, что делает гордость в человеке! Как его мучает! Сколько он вымышляет спо­собов, как бы обрести честь, славу и похвалу в этом мире! Обретя, с каким трудом и попече­нием бережет это свое сокровище! Как него­дует, когда кем презирается! Как болеет, сму­щается, ропщет и ругается, когда чести лиша­ется, так что многие себя умерщвляют! Что сребролюбие делает, какое попечение и болезнь бедной человеческой душе, — ска­зать невозможно! Видим, с каким неусыпным старанием и непрестанными трудами бедные эти люди ищут богатства! Найденное с каким страхом и боязнью стерегут и берегут! Лишив­шись его, как печалятся, скорбят, сетуют, тос­куют и мучаются, и этой несносной болезни не терпя, часто и смерти себя предают! Блудная похоть какое мучительство, какое жжение в сердце и во всем теле человеческом создает, каждому, а тем более безбрачно живу­щим, известно. Она, как лютая горячка, во всем теле человеческом жжение и движение делает. Завистию как мучится бедная душа, изобразить невозможно! Само тело бледнеет и иссыхает от зависти. Посмотри еще на гнев, какие он признаки мучительства своего производит! Смотри, что во гневе человек делает. Как негодует и шумит, проклинает и ругает, сам себя терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему и, как в лихо­радке, весь трясется. Словом, подобен тогда становится бесноватому. Если внешний вид та­ким скаредным является, что же делается в бед­ной душе! Как ее бес мучает! Видишь, человек, какой лютый змеиный яд скрыт в душе и как горько ее мучает! По­знавай со всяким прилежанием и исследуй смертоносный этот яд, в сердце и душе твоей кроющийся. Действие его лютое и тлетвор­ное само себя показывает. Если бы его не было в сердце твоем и в душе твоей, не было та­ких лютых и горьких болезней. Всякая вещь по своим действиям познается. Так и яд змииный, скрытый в сердце и душе человечес­кой, по лютым и мучительным действиям познается. Познающему это великое и пагубное зло надо искать от него исцеления, да не вовеки умрет от него душой и телом. Яд, в теле чело­веческом имеющийся и неизлеченный, — смерть для человека. Так и этот всепагубный яд, если силой Христовой не исцелится, ни­чем иным, как вечной смертью грозит душе. Когда тело болеет, ищешь лекаря и стараешь­ся вылечить его, хотя и знаешь, что храмина эта разрушится и обратится в прах и землю. Не нужно ли намного больше печься о душе бессмертной и нетленной, которая драгоцен­ностью и ценой весь мир, небо и землю пре­восходит, и исцеления ей искать? Так дорога душа, по образу Божиему со­зданная и бесценной Кровью Сына Божиего искупленная, — и не заботишься о ней!.. Не заботишься, так как не видишь и не знаешь лютой и смертоносной болезни ее и яда, в ней скрытого. О, если бы возможно было человеку видеть лютую заразу души! Воистину ужаснулся бы, и неутешно плакал, и рыдал бы о бедствии и погибели ее, и все бы оставив позади себя, ис­кал бы, как ее исцелить и к прежнему благо­образию и красоте привести! Кто, видя край­нюю беду свою, не поищет, как от нее освобо­диться? Видим, что больные телом, которые почувствовав в себе какую-нибудь болезнь, ищут исцеления. Душу ли, познав и почувство­вав болезнь лютую и пагубную, не будешь ста­раться исцелить? Невозможно это! Познанная беда убеждает человека искать способа и по­мощи избавиться от беды. Познавай и рассматривай, человек, лютую немощь души твоей и будешь стараться исцелить ее. Без познания немощи не бывает ее ис­целения. Познаем, возлюбленные, лютую не­мощь, в сердце и душе нашей кроющуюся, и обратимся ко Христу, Врачу душ и тел. И у Него со всяким старанием и усердием поищем исцеления, часто и из глубины сердца возно­ся к Нему глас десяти прокаженных: «Иисусе Наставниче! Помилуй нас» (Лк 17:13). Но и сами о себе будем заботиться, укло­няясь от всякого греха, так как Он им оскорб­ляется. Кто прогневляет врача, от которого ищет исцеления? Не лучше ли стараться угож­дать ему? Заразил нас змей древний своим лютым ядом — от Христа Сына Божиего по­ищем исцеления. Он один может от него ис­целить нас, и исцеляет с верой к Нему возды­хающих и молящихся. Израильтяне, укушенные в пустыне зме­ями, взирали, по повелению Божиему, на воз­несенного медного змея и так исцелялись (Числ.21:6—9). Так должны и мы с верой взи­рать на Христа, Сына Божиего, за грехи наши вознесенного на древо и Крестом Своим со­крушившего голову того змея, да исцелимся от смертоносного его яда. «И как Моисей воз­нес змею в пустыне, так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15).

64. Брань

Видим в мире, что когда одно государство против другого восстает, то другое государство собирается себя защищать, и против восстаю­щего восставать, и на битву с ним идти. Так и, поскольку плоть наша со страстями и похотями восстает на нас, христиане, и мы не должны дремать, а должны защищать себя и ей проти­виться. Когда одно государство другому про­тивится и одно другое старается победить, то бывает между ними битва. Так, когда христи­анин плоти со страстями и похотями проти­вится и не делает того, что она хочет, а, тем более, старается ее духу покорить, тогда меж­ду христианином и плотью бывает битва. И это то, о чем апостол говорит: «плоть желает про­тивного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся»(Галл.5:17). В брани видимой, когда одна сторона дру­гой не хочет покориться и так в рабство ей предаться, — всеми силами против нее сра­жается. Так и христианин со всяким старани­ем и прилежанием должен против плоти сто­ять и сражаться, если не хочет ею быть по­бежденным, ей покориться, быть ее пленником и рабом. В битве воины те, которые против врага своего сражаются, получают от военачальников наставление и друг от друга помощь. Так и христианин, против плоти сражающийся, должен от Христа Подвигоположника настав­ления и помощи просить и ожидать, и силой Его восстание плоти своей усмирять. Плоть хочет гордиться и превозноситься, а христи­анин должен ее смирением Христовым усми­рять. Плоть хочет в этом мире богатеть и мно­го собирать, а христианин должен нищетою Христовой желание ее пресекать. Плоть хо­чет на человека гневаться и за обиду ему мстить, а христианин должен движение ее кротостью и тихостью Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мечется, сму­щается, хочет роптать и не терпеть, а хрис­тианин должен силой и терпением Христо­вым бесчинное ее движение успокаивать. Плоть хочет враждующих с ней ненавидеть и злиться на них, а христианин должен благо­стью и любовью Христовою ее побеждать. Так и в прочем христианин должен силой и при­мером Христовым против плоти стоять и сра­жаться, и ее побеждать. Бывает в видимой битве, что сторона побеж­денная опять восстает, и исправляется, и про­тив победившей стороны еще сильнее сража­ется. Так и христианин, побежденный плотью, должен восстать, и, призвав на помощь Все­сильного Иисуса, укрепиться Его силой. И опять против плоти стоять и сражаться, и не допускать, чтобы она владела и господствова­ла над ним. В видимой битве чем более одна сторона побеждается, а другая побеждает, тем слабее становится побежденная, а побеждаю­щая — сильнее и крепче. Так и в битве между плотью и христианином бывает. Чем больше христианин побеждает плоть, тем больше плоть изнемогает, страсти ее и похоти усмиряются и утихают, а христианин исполняется большей силой и укрепляется и становится лучше. В видимой брани воин не против одного врага, а против всякого стоит и сражается. Так и христианин должен не против одной только страсти, но и против всех стоять и сражаться. Что пользы воину против одного врага стоять и сражаться, а другим не противиться и от них побежденным и умерщвленным быть? Воин, если хочет жизнь свою сохранить и победите­лем быть, всем врагам восстающим противить­ся должен. Что пользы и христианину против некоей одной страсти стоять и сражаться, а другим покоряться и впадать в рабство? Мно­гие подвизаются против блудной похоти, что похвально и славно, но гневом и яростью по­беждаются. Иные щедры и милостивы к ближним своим, но языком своим вредят человеку, клевеща на него и осуждая его. Многие удер­живают чрево свое от объедения и пьянства, но от злопамятства и немного поститься не хо­тят. Так и в прочем. Как вооружаемся и стоим против одной страсти, так должны и против прочих вооружаться и с ними вести борьбу. Об этом говорит апостол: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11). Христианин! Как вооружился и бьешься против одной некой страсти, так и против про­чих вооружайся и не допускай им победить себя. Как борешься с блудной похотью и не до­пускаешь ей одолеть себя, так борись и бейся с гордостью, борись с высокоумием, борись с тщеславием, борись с гневом, яростью и зло­памятностью, борись со сребролюбием и ску­постью, борись с ненавистью и завистью, и прочим. Как воздерживаешь свое чрево от обьедения и пьянства, так воздерживай и язык свой от клеветы и осуждения, празднословия, сквернословия и злословия. Как удерживаешь свои руки от убийства, воровства, хищения и грабежа, так удерживай их и от биения. Как постишься от пищи и питья, так постись и от всякого зла. Вот христианский пост! Вот ис­тинное воздержание! Труден этот подвиг, но его христианский долг требует. Многие побеж­дают людей, государства и города, но себя по­бедить не хотят. Вот христианская победа — себя самого, то есть плоть свою победить! Воин чем чаще в битве участвует и против врагов сражается, тем искуснее и храбрее становится. Так и христианин чем больше про­тив плоти, страстей и похотей ее сражается и благодатью Христовою их побеждает, тем ис­куснее в звании христианском и час от часу лучше делается. Ибо Господь, видя старание его, труд и подвиг, милует его, и исправляет его, освобождает от рабства страстям, и дела­ет его добрым деревом, которое само добрые плоды приносит. «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотс­кие, то живы будете» (Рим 8:13). «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). «Нет ныне никакого осужде­ния тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим 8:1). «Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Хрис­те, страстей море укроти, и от тли возведи мя, яко Благоутробен!»

65. Звание

Видим в мире, что различными званиями зовутся люди. Одни бывают судьями, другие воинами, иные полководцами, иные скот па­сут, и прочее. Так и всякий христианин на по­каяние позван от Христа Господа, Который го­ворит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). А так как все мы грешники — «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23), — то все и на покаяние призваны. Звание христианское, к которому они от Христа призваны, — это ис­тинное покаяние, на это их Христос и призвал. Для всякого человека звание его — первей­шее дело, пока он в звании своем находится. Первейшее дело судей — истину изыскивать и по законам судить, до тех пор пока они в этом звании находятся. Так и первейшее дело христиан — быть в покаянии, так как к этому их Христос и призвал. Смотри, христианин, к чему ты призван? Не богатства, не чести, не славы в мире искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей принимать, но, от всего этого отвратившись, быть в покаянии и тем вечное спасение, к которому призван ты, во Христе Иисусе получить. Не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изме­нении ума и сердца и в обновлении внутренне­го состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты этого мира, так как она всякому же­лающему спастись препятствует, рассматривать различную душевную немощь, то есть гор­дость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, и жалеть и сокрушаться о том, что такое зло вошло через змеиный яд в нашу душу, которая была создана чистой и непороч­ной. И с таким жалением и сокрушением мо­литься ко Христу, чтобы силой Своей нас ис­правил и исцелил. А когда сердце или внутреннее состояние изменится и исправится, тогда и внешняя жизнь, и внешние дела добрыми бу­дут. Ноги не пойдут на зло, если душа не захо­чет. Руки не будут делать зла, если воля не за­хочет. Язык не будет говорить зла, если серд­це не захочет. Тело не будет блудодействовать, если сердце не захочет. Что пользы снаружи не делать зла, а внут­ри быть злым? Что пользы не красть, а внутри лихоимцем быть? Что пользы руками не уби­вать, а внутри злобой и убийством дышать? В сердце живет убийца, прелюбодей, вор. Нет никакой пользы в сосуде, который снаружи является чистым, а внутри всякого смрада и нечистоты исполнен. Так нет никакой пользы и человеку, который снаружи добрый, а внут­ри злой, снаружи является смиренным и ти­хим, а внутри гордости, зависти и злобы ис­полнен; ласково и гладко говорит, но лесть и лукавство на сердце имеет; от хищения и гра­бежа руки удерживает, но и своего никому не дает, и прочее. Поэтому люди, которые сна­ружи являются добрыми, а внутри злые, упо­добляются «окрашенным гробам, которые сна­ружи кажутся красивыми, а внутри полны ко­стей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Бог же наш, христианин, «сердца и утробы испытывает, смотрит на сердце» наше, а не на внешность и наружность (Пс.7:10; 1Цар.16:7). Он на то смотрит, что внутри, в сердце кроется, а не на то, что снаружи является; и по тому судит человека. Являешься снаружи смирен­ным — хорошо, но не возносишься ли серд­цем? Не показываешь снаружи гнева и не злишься — хорошо, но не снедает ли внутри тебя злоба на ближнего твоего? Не убиваешь брата твоего руками — не плохо, но смотри, не ненавидишь ли его в сердце своем? «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубий­ца» (1 Ин 3:15). Не смешиваешься с женщиной телом своим — не плохо, но похотствуешь сер­дцем — блудник. «Всякий, кто смотрит на жен­щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Не похищаешь чужого имения, но внутри в сердце своем же­лаешь этого, — истинный вор. Не крадешь чу­жого, но по скупости своей не даешь бедству­ющему, — истинный вор. Если добро Божие, которое дано не для тебя одного, но и для про­чих, при себе одном удерживаешь, то настоль­ко людей обижаешь, насколько можешь ода­рить добром своим, которое удерживаешь у себя, и проч. Сердце человеческое — сосуд, нечистотой и смрадом похотей наполненный. Возлюблен­ный христианин! Постараемся этот сосуд внутри нас очистить, и тогда внешние наши дела Богу будут угодны. Великое обещал нам Бог — Он обещал Сам в сердцах наших жить: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор.6:16; Лев 26:12). Нет и не может быть большего, дра­гоценнейшего, приятнейшего и любезнейше­го сокровища, как Бога внутри себя живущего иметь. И нет большей чести человеку, как хра­мом Божиим быть! Бог в чистой душе, как в благоприятнейшем храме Своем, живет. И лю­безнее Ему в чистой душе обитать, чем в ру­котворных храмах, — поскольку в душе — об­раз Божий. Очистим и мы сердца наши, о христиане! Да явится и в нас образ Божий, душ наших пре­красная красота, и так будем храмом Бога на­шего. «Итак, возлюбленные, имея такие обето­вания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор.7:1). «Пророка Иону подражая, вопию: живот мой, Блаже, свободи из тли, и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе».

66. Отец твой давно тебя ждет. Не медли!