Сокровище духовное, от мира собираемое

Что ты, бедный грешник, медлишь в беззаконной стране этой и пагубном удалении? Имение, тебе данное — ты потерял. Лишаешься дневного пропитания. Голод пагуб­ный постиг тебя. Оставив милосердного и благоутробного Отца своего, ты впал в рабство зло­му и немилостивому мучителю, пасешь бессло­весный и нечистый скот его, свиней. И при такой тяжкой и мерзкой работе не имеешь чем чрево свое насытить. И уже до того дошел ты, что желаешь и ищешь рожки, которыми пита­ются свиньи, но и такой худой и последней пищи никто тебе не дает. Видишь сам, в каком злополучии, беднос­ти и окаянстве ты находишься! В какую ни­щету от какого богатства ты упал! В какую под­лость с такой высокой чести ты низринулся! Какого великого блаженства ты лишился и в какое великое злополучие попал! Все это с то­бой сделалось потому, что ты самовольно от­лучился от благого и благоутробного Отца тво­его, от дома Его, святой семьи. Всем живущим в Его доме всякое изобилие проистекает и подается — ты же всего лиша­ешься! Там все во всяком благополучии живут благодатью Милостивого Отца своего — ты же во всяком бедствии находишься! Там все достаточно пищей насыщаются и питьем прохлаждаются — ты же от голода уми­раешь! Там у благоутробного Отца и сладкой пищи, и благоприятного питья достаточно всем до­машним Его — ты же до такой скудости дошел, что желаешь чрево свое насытить рожками, ко­торые едят свиньи, но и тех никто не дает тебе! Там все в доме упокаиваются под защитой Отца своего Милосердного — ты же здесь сре­ди нечистой скотины, свиньей находишься! Там все в добрые одежды одеваются — ты же разодранным и смердящим рубищем, как какой-то лишенник, покрываешься! Там все утешаются — ты сетуешь. Там все радуются — ты же плачешь. Там все веселятся — ты же скорбишь и пе­чалишься. Там все едят и пьют изобильно — ты же все­го лишаешься. О, в какое тяжкое бедствие ты пришел, ты, который был в чести, в славе, богатстве, изо­билии, мире, покое и во всяком блаженстве, живя при благоутробном и милосерднейшем Отце своем! Такие слова и увещевания часто слышит заблудший сын, однако медлит в сво­ем бедственном отлучении. Ждет благоутробный Отец, и часто посматривает, когда заблуд­ший сын Его к Нему придет. Но у сына нет такой мысли и сердца, чтобы к Отцу своему опять возвратиться. Отец хочет милость ему явить, но сын о милости Его не забоится. Отец хочет его принять опять в сыны и подать на­следие, но сын не хочет прийти к Отцу свое­му. Отец хочет его сотворить участником Сво­его блаженства, но сын того не понимает. Отец с семьей Своею ожидает его в дом Свой, но сын медлит, как медлил в беззаконном отлучении и в пагубной стране. Желает лучше быть при злом мучителе, чем при благом и благоутроб­ном Отце своем. Желает лучше смрадным и гнусным рубищем покрываться, чем хорошую одежду у Отца своего носить. Желает лучше свинской пищей, рожками насыщать чрево свое, чем благами дома Отца своего наслаж­даться. Желает в беднейшем состоянии нахо­диться, чем в блаженстве быть. О благость, о благоутробие Отца, Который сына, самовольно отлучившегося и прогневив­шего Его злым нравом, не презирает, не забы­вает, не отвергает, но с великим желанием ждет, когда Его заблудший сын к Нему возвра­тится! О слепота, о бесчувствие сына, который предпочитает лучше в чужой стране, в край­нем злострадании находиться, нежели к Отцу своему возвратиться и в доме Его и во всяком благополучии быть! О бедный сын, очувствуйся, оставь безза­конную и пагубную эту страну! Вспомни благоутробие Отца своего, вспомни многие щед­роты Его! Прогневал ты Его, но Он милости Своей не отнимает у тебя. Удалился ты от Него, но Он ожидает тебя к Себе и хочет при­нять. Вспомни, какое изобилие благ в доме твоего Отца, «сколько наемников у Отца тво­его избытычествуют хлебом, а ты умираешь от голода!» Встав, возвратись к Отцу твоему. Рас­точил ты богатство Его, не бойся! Он благоутробен, долготерпелив и многомилостив. Не помянет твоего своевольства, не будет выго­варивать за противные Ему твои поступки. Он щедр и богат, опять обогатит тебя. Встав, иди смело к Отцу твоему, и, пав перед милосерд­ными очами Его, признай свою виновность, и скажи Ему с сокрушением и жалением серд­ца: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим; при­ми меня в число наемников Твоих». Он с великим желанием ожидает тебя и с радостью примет тебя. Как только увидит тебя возвращающего­ся, хотя бы издалека, — милосердно и любез­но воззрит на тебя, сжалится, смятется мило­сердная Его утроба ради тебя, и милуя поми­лует тебя. «Ах! Чадо Мое любезное, чадо заблудшее, возвращается ко Мне. Сын Мой, отлучившийся от Меня, опять идет ко Мне: «сын Мой был мертв и ожил, пропадал и нашел­ся. Милуя помилую его» (Иер.31:20). Выйду ему навстречу, обниму его руками Моими, и обло­бызаю его». Воистину, еще ты будешь далеко, увидит тебя Отец твой, и сжалится; и, побежав, падет тебе на шею и поцелует тебя, и введет тебя в дом Свой и подаст тебе одежду лучшую, и в ту оденет тебя, и перстень на руку твою, и сапоги на ноги твои даст, и повелит всей святой Своей семье радоваться и веселиться о тебе, говоря: «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и на­шелся». И начнут веселиться о тебе (См. Лк 15:13—24). «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк 15:10). Чем усерднее будешь каяться и исправ­ляться, и к лучшему изменяться, тем скорее к Отцу Небесному будешь идти и приближать­ся. Ибо к Нему не ногами, а сердцами, не пе­ременой места, а переменой воли и нравов приходим. Как грехами отлучаемся от Него и удаляемся, так истинным покаянием, исправ­лением и переменой воли нашей и нравов на лучшее к Нему приближаемся. Обратись и ты, душа моя, к Отцу твоему Небесному и полу­чишь у Него покой и свое блаженство. «Сколь­ко наемников у Отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к Отцу моему и скажу Ему: Отче! я согрешил про­тив неба и пред Тобою и уже недостоин назы­ваться сыном Твоим; прими меня в число наем­ников Твоих!»

67. И мы туда пойдем

Бывает, что когда люди в какое-либо мес­то, город, или на какое-то дело пойдут, другие домашним их или соседям так говорят: «Ваши туда-то пошли или на такое-то дело». А те так отвечают им: «вот и мы туда пойдем». Христиане! И нам эти слова: «и мы туда пойдем», приличествуют, если помнить о на­шем исходе из мира. Братья и предки наши отошли от этого мира и в тот век пошли — и мы туда пойдем. Оставили они мир — оставим и мы. Остави­ли они утехи свои — оставим и мы. Оставили они родственников и друзей своих — оставим и мы. Оставили они дома и весь дорогой убор свой — оставим и мы. Оставили они вотчины и деревни свои — оставим и мы. Оставили они золото, серебро и все свое богатство — оставим и мы. Оставили они саны свои, титулы, имена и всю славу свою — оставим и мы. Оставили они всю роскошь свою — оста­вим и мы. Словом, все они оставили — и мы оставим все. Ничего они с собою не вынесли — не вынесем и мы ничего. Нагими они ото­шли от этого мира — нагими отойдем и мы, и отойдем вскоре. Зачем же много трудимся и собираем? По­шли они к Праведному Судии принять по де­лам своим — пойдем и мы. Ах! Пойдем к Су­дии всех, к Богу, Который смотрит не на лица, но на совесть и на дела, у Которого цари и под­данные их, господа и рабы их, славные и низ­кие, богатые и убогие, князья и земледельцы, — все равны. К такому Судии на оный век пошли предки и братья наши, христиане — пойдем и мы туда. Высокопочтенные Цари! Предки и братья ваши пошли туда принять свой жребий — пой­дете и вы туда, и станете перед Судиею с под­данными вашими, и дадите ответ Ему, как уп­равляли вам порученными людьми Его. Вельможи, князья и господа! Братья и предки ваши пошли туда получить мзду свою — пойдете и вы туда, и станете рядом со слу­гами и крестьянами вашими перед Судиею, и дадите ответ, как вы с ними поступали. Судьи! Предки и братья ваши пошли туда, к Праведному Судии, ответ дать — пойдете и вы, и будете истязаемы Им, как и вы людей Его судили. Пастыри (епископы и иереи)! Братья и предки ваши пошли в тот век, принять по де­лам и трудам своим — пойдете, возлюбленные, и вы, и спросит у вас Христос, пастырей На­чальник о душах христианских, которых стя­жал Кровью Своею. Богатые! Братья ваши пошли в тот век дать ответ, как и на что богатство, им данное, издер­жали, — пойдете и вы, и о всем вашем имении дадите ответ. Христиане! Все туда идут, и никто оттуда не возвращается — пойдем и мы и не возвра­тимся. Отошедшие туда, все на своих местах находятся и ждут общего воскресения и пос­леднего суда — пойдем и мы, и будет всякий на своем месте. Покаемся, возлюбленные, и исправим себя, и заранее приготовим себя к часу смерт­ному. Да отойдем отсюда с доброй надеждой, и у Христа Господа получим милость, и так будем на месте покоя, где праведные и святые Его упокаиваются. «Да будет милость Твоя, Гос­поди, на нас, ибо мы уповали на Тебя» (Пс.32:22).

68. Весна

Весна — это образ и знамение воскресения мертвых. Что во время весны делается, то бу­дет и в воскресение мертвых, как видим в Свя­том Писании, и веруем. Во время весны вся поднебесная тварь обновляется. Так и во вре­мя воскресения все обновится, по истинному Божиему обещанию. «Вот, творю все новое», — говорит Господь (Откр.21:5). «Будет новое небо и новая земля», и проч. (Ис.65:17). «Мы, по обето­ванию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр 3:13). Во время весны вся тварь, как видим, оживляет­ся. Так и в воскресение мертвых все челове­ческое естество оживится. Во время весны вся­кая трава и зелень исходит из недр земли и является в своем виде. Так и в последний день умершие люди выйдут из гробов своих и явит­ся каждый в своем образе. «Ибо наступает вре­мя, в которое все, находящиеся в гробах, услы­шат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5:28—29). Зимой деревья и травы кажутся иссохши­ми, но весной их живость проявляется. Так и не знающим воскресения мертвых умершие кажутся как бы погибшими. Но вера святая нас учит, что жизнь их явится в последний день. Во время зимы и сухие, и крепкие деревья оди­наковыми являются, но весной различие их познается. Так и в нынешнем веке и в самой смерти праведные и нечестивые одинаковый внешний вид имеют. Но во время воскресения мертвых великое различие между ними про­явится. Крепкие деревья и травы во время вес­ны одеваются листвой и различными цветами. Так и в воскресении мертвых тела благочести­вых и праведных преобразятся в новый, свет­лый, благоприятный и прекрасный вид, по неложному обещанию Божиему. «Наше же жи­тельство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Ко­торый уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп.3:20—21). «Возлюбленные! Мы теперь дети Бо­жии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3:2). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Сухие деревья и травы, как во время зимы, так и во время весны, неизменный и одинако­вый вид имеют, то есть неприятный и черный. Так и нечестивые и безбожные люди как ныне, так и тогда неприятный, даже скорее, скаред­нейший будут иметь вид. Христианин! Видишь в весне образ и зна­мение воскресения мертвых. И какое правед­ных, и какое грешных воскресение будет, ви­дишь (тогда все по делам своим получат). Живи ныне так, как хочешь тогда воскреснуть. Чаешь воскресения мертвых, и жизни будуще­го века — живи не противно этому, но достой­но этого. Хочешь с благочестивыми, правед­ными и святыми тогда участие иметь — живи ныне благочестиво, свято, праведно. Что ныне внутри у человека имеется, то и тогда вне явится. Имеется ли благочестие? Тогда оно покажется. Имеется ли нечестие и лицемерие? Тогда оно проявится. Тогда «дети Божии и дети диавола узнаются»; тогда «отделятся овцы от козлов» (1 Ин 3:10; Мф.25:32—33). Если хотим, возлюбленные, достигнуть вос­кресения праведных, должны мы ныне духов­но воскреснуть со Христом воскресшим, «дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4). «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом»(Откр.20:6).

69. Встань

Бывает, что человек ленивого человека воз­буждает и говорит ему так: «встань», пора идти на дело! Так и спасительная Божия бла­годать возбуждает христианина ленивого и нерадящего о своем спасении: «встань», и иди на дело, на которое призвал тебя Господь. Вся­кий грешник нерадивый и некающийся лежит и «со страхом и трепетом не соделовает своего спасения: не трудится в винограде Господнем» (Флп.3:12; Мф.20:1, и проч.; 21:33). Лежит блудник и прелюбодей. Лежит вор, хищник и грабитель. Лежит злобный и человеконенави­стник. Лежит клеветник, ругатель, поноситель и уничижающий ближнего своего, и языком своим, как оружием, его бьющий. Лежит пьяница и сластолюбец. Словом, лежит всякий грешник неисправный и некающийся. Ко всякому такому благодать Божия приходит, и уда­ряет его, и говорит ему: «встань! Пора идти на дело Господне. Пора каяться, пора трудиться в деле спасения. Встань! Время уходит, и не возвратится. Жизнь твоя сокращается. Смерть нечаянно приходит. Сатана, как хитрый вор, спасение твое крадет. Встань и отряси сон от очей твоих. «Встань, спящий, и воскресни из мер­твых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Встань! Бог, как благоутробный и милосер­дный Отец, как блудного сына, ожидает тебя к Себе. «Когда, возратившисъ, воздохнешь, тог­да спасешься, и уразумеешь, где был» (Ис.30:15). Встань! Христос Господь ради тебя пост­радал и умер. Кровь Христова ради тебя про­лита. Не серебром или золотом, никакой дру­гой ценой, но драгоценнейшей Кровью Хрис­товой найдено тебе спасение. Хочешь ли такое дорогое сокровище нерадением потерять и ввергнуть себя в вечную власть диавольскую, и в вечное мучение, от которого Христос Кро­вью Своей тебя избавил? Помни, что смерть и Кровь Христова грешнику некающемуся не по­может, как лекарство — больному, который сам о себе не заботится. Встань! Вот Господь грозит казнью нечес­тивым и беззаконным, да не постигнет и тебя казнь. «Если они скроются в аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. И если скроются на вершине Кармила, и там отыщу и возьму их; и если погрузятся от очей Моих в глубинах морских, и там повелю змею и угрызет их. И если пойдут в плен впереди врагов своих, и там повелю оружию и там убьет их. И утвержу очи Мои на них на беду им, а не во благо» (Ам.9:2—4). «Если не об­ратитесь, то Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов­ил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13—14). «Изольется кровь их, как прах, и плоть их — как помет. Ни серебро их, ни золото их не сможет спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его поедена будет вся эта земля» (Соф 1:17—18). Бедный человек! Покайся — и избежишь казни Божией. Угрозы Божий не суетны — сбу­дутся, если грешники не покаются. Встань! Вот жизнь твоя сокращается, и каждый день некая часть ее отнимается, а смерть наступает, и, как скорый вестник, к тебе придет. И уже ближе она к тебе сегодня, нежели вчера и третьего дня была. И в чем тебя застанет, в том и в тот век пошлет. Берегись же — да не застанет тебя в нераскаянии и в неисправности! Она неожидан­но, как вор, приходит, и похищает людей тог­да, когда не ждут, и там, где не ждут, и так, как не ждут. Берегись же, и ожидай ее каждый день и час. И, встав, трезвись и бодрствуй и будь та­ковым, каковым хочешь быть в час ее. Вспом­ни, где пожившие в грехах, в роскоши, в сластолюбии, в веселии мира, в чести, славе и бо­гатстве? Умерли они. Отошло от них и попе­чение их, и находятся ныне на своих местах и ожидают всемирного Суда Христова. Встань! Христос Господь придет на Суд и всех на Суд Свой позовет, «чтобы каждому по­лучить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор.5:10). Бу­дешь позван и ты на суд тот, и воздастся тебе за всякое богопротивное дело, слово и помыш­ление. Там все люди разделятся на две части, и встанут одни по правую сторону Судии, а другие — по левую. Одни услышат от Правед­ного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; другие услышат: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:34, 41). Блажен­ные те, которые услышат: «Приидите, окаян­ные и бедные, которым будет сказано: Идите от Меня!» Встань, бедный грешник, и «со страхом и трепетом соделывай спасение свое» — да удос­тоишься тогда быть в числе блаженных. Встань! Мука вечная ожидает беспечных и нераскаянных грешников! Чего и тебе ожи­дать, если не встанешь, и с сокрушением сер­дца не будешь каяться? Ныне всякому кающе­муся милосердие Божие обещается и дается. Тогда всякое милосердие даваться перестанет. Тогда услышится сказанное слово: «Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк 16:25). Услышишь слово это и ты. Будешь страдать без конца. Будешь все­гда умирать, и никогда не умрешь. Будешь жить и умирать. Будешь гореть, и никогда не сгоришь. Будешь вкушать горести вечной смерти. Огонь, мучающий тебя не угаснет, червь, съедающий тебя, не умрет, если не по­каешься. Встав, покайся, и с плачем и слезами об­ратись к Господу Богу твоему — да помилует тебя, да не впадешь в бесконечное зло. Встань! Вот праведным, святым, и всем грешникам, кающимся сокрушенным серд­цем, обещается Богом вечная жизнь, вечная радость и вечное блаженство! Будут с Богом вовеки. Будут Бога лицом к лицу видеть, и этим, как пресладким питьем, наслаждаться вовеки. Будут утешаться вовеки, будут радо­ваться и ликовать вовеки. Будут, как цари и господа, царствовать вовеки. В вечную жизнь ту никакой грешник не войдет, если сокруше­нием сердца и горячими слезами не омоется и не очистится, если верой не «убелит одежды свои Кровью Агнца» (Откр.7:14). «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). Встань, и кайся, и трудись в деле спасения своего, да не лишишься того блаженства! «Ныне, если голос Его услышите, не ожесточай­те сердец ваших, как было тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, искушали Меня, и видели дела Мои. Сорок лет Я негодовал на род тот и ска­зал: «всегда заблуждают сердцем, а сами не по­знали путей Моих, и потому Я поклялся во гне­ве Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс.94:7—11). «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «Во время благо­приятное Я услышал тебя и в день спасения по­мог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор.6:1—2).

70. Скот

Какое в скоте и зверях наблюдается зло­нравие, такое имеется и в человеке, благода­тью Божиею не возрожденном и не обновлен­ном. В скоте видим самолюбие. Видим, как он сам один пищу хочет пожирать, со скоростью хватает ее и пожирает, а прочий скот не до­пускает и отгоняет. Это есть и в человеке. Сам обиды не терпит, но прочих обижает. Сам пре­зрения не терпит, но прочих презирает. Сам о себе клеветы слышать не хочет, но на других клевещет. Не хочет, чтобы имущество его было похищено, но сам чужое похищает. Хочет, что­бы кто-нибудь в нужде ему помог, но сам дру­гим в нужде не помогает. Хочет, чтобы, если голоден, накормили его, если наг, одели, если странствует, в дом впустили, и прочее, но сам другим того не делает. Не хочет себе никакого зла, но желает всякого добра, а другим делает зло и никакого не делает добра. Хочет, чтобы все у него было, а что у ближнего его нет ни­чего, то его не волнует. Словом, хочет сам во всяком благополучии быть, и злополучия из­бегает, а о других, подобных себе людях, не ду­мает. Вот скотское и премерзкое самолюбие! В скоте примечается гордость. То же ви­дится и в человеке. Видим, как бедный чело­век других унижает, а себя превозносит. Как других презирает, а себя прославляет. Как дру­гих обвиняет, а себя извиняет. Как других осуждает, а себя оправдывает, других злосло­вит и хулит, а себя хвалит. Видим, как везде первенства ищет, другими хочет владеть, над другими господствовать, другими повелевать, от всякого почтение иметь. Что означает вы­думывание красивых и златотканых одеяний, богатых домов, высоких карет и дорогих ко­ней, богатых трапез, многоразличными куша­ниями и напитками наполненных, и прочая суета и пышность, — что, говорю, это все оз­начает, если не гордость, в сердце человеческом кроющуюся, которая во всем и во всякой вещи ищет себе прославления? Гордость вез­де и всем хочет себя показать, а смирение, Богу и людям любезное, — скрыться. Видишь, человек, гордость человеческую, но знай, что чем мерзостнее перед Богом порок, тем он скрытнее и мало кем узнается. А узнается толь­ко теми, которые со всяческим прилежанием себя рассматривают и в различных находятся искушениях. Зачем же земля, пепел, и тень смертная гордится? Видим в скоте гнев и ярость. То же имеет­ся и в человеке. Видим, как он гневается, как негодует, ропщет, злится, как себя терзает, весь от гнева, как лист от ветра, трясется, как себя заклинает, как злословит, ругается и часто страшную хулу извергает, как обидевшему гро­зит, как на него злится и ищет, как бы ему ото­мстить. Это действие богомерзкого и пагубно­го гнева, в сердце у человека кроющегося! Видим, что животные дерутся. То же видим и в людях. Видим, сколько ссор и кровопроли­тий различных происходит между бедными людьми. В животных наблюдается хитрость и лукав­ство. Такое же пагубное зло имеется и у чело­века. Видим, как он притворяется, как выка­зывает себя добрым, будучи внутри злым. Ви­дим как он хитрит, лукавит, льстит, лжет, обманывает, лицемерит. В скоте примечается воровство. То же ви­дится и в человеке. Сколько явных, тайных и лестных способов воровства придумывает че­ловек, и не сосчитать, так что мало кто от него свободен, а особенно купцы, мастеровые, при­казные служители, господа, помещики, кото­рые крестьян имеют, казначеи, богатые, слав­ные, и прочие любящие мир, богатство, славу и честь. В скоте примечается обжорство — то же и в человеке. В скоте видна нечистота. То же ви­дим и в человеке. Видим, что бедный человек, как свинья в грязи, в сластолюбии валяется. В скоте примечается леность. Видим ее и в человеке. Видим, как нерадит он о самом себе и о своем спасении. Но что хуже того и еще больше умножает бедность и окаянство чело­веческое — те злые нравы, которые в различ­ных зверях находятся, все в одном человеке не-обновленном имеются. Бессловесные — иные горды, но иные смиренны. Иные хитры и лу­кавы, но иные просты. Иные сердиты и гнев­ливы, но иные кротки. Иные ленивы, но иные бодры. А в грешнике бедном всякое злонра­вие скотское имеется; он горд, гневлив, хищен, ленив, хитр, лукав, нечист, и т. д. О, какой смертоносный яд, какое великое и пагубное зло в сердце человеческом кроется! Как беден и окаянен человек! Внешний вид показывает человека, как он создан, а внутри истинное животное, даже хуже животного, так как не одного какого-нибудь животного, но всех животных злонравие имеет в себе. О бедный человек! В какое ты состояние при­шел, согрешив перед Господом и Создателем своим, послушав совета лукавого врага своего!  О, создание Божие высокопочтенное, со­здание, образом Божиим и подобием удобрен­ное, в какую подлость и гнусность впало! Где твоя первозданная красота и благолепие? Где твоя святость, чистота, правда и непороч­ность? Где твой Божественный свет, который душу и разум твой просвещал? Где твое бла­женство богоподобное, которое Создатель твой в начале тебе даровал? Все это отошло от тебя! Всего этого лишил тебя грех твой. Ли­шил блаженства, и вверг во всяческое бедствие и окаянство. Лишил света прелюбезного, и вверг в пагубную тьму. Лишил Божественного образа и подобия, и изобразил животное бе­зобразие. Был ты создан по образу и подобию Божию, но сделался безобразен и подобен жи­вотному. «Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподо­бился им» (Пс.48:13, 21). Был свободен, но сделался пленником; был свят и чист, но сделался оскверненным и мерзким. Был доброобразен и светел, но ос­тался безобразен и темен. Был храмом Свя­того Духа, но стал жилищем нечистых духов. О лютое падение! О пренесчастливые переме­ны! Люто то время, день и час, в который че­ловек лукавого змеиного совета послушал и за­поведь Создателя своего преступил! «Вспомни, Господи, что над нами соверши­лось; призри и посмотри на поругание наше. Пре­кратилась радость сердец наших; обратился в плач лик наш. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего-то смутилось сердце наше; от сего померкли глаза наши» (Плач 5:1, 15—17). Бедный человек, ты, который кре­стился во имя Святой Троицы и имя свое за­писал Иисусу Христу Сыну Божию! Смотри, какая мерзость в сердце человеческом кроется! Что тебе пользы, что ты имя Божие исповеду­ешь и часто взываешь: «Господи! Господи!», а злой и скотский нрав в себе имеешь? Как мо­жет имеющий такую нечистоту войти в цар­ствие Божие, если от всего сердца к Богу не обратится и истинным покаянием, сокрушени­ем сердца, теплыми слезами и благодатью Свя­того Духа не обновится? «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и вся­кий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). «И не войдет в него ничто нечистое» (Откр.21:27). «Вспомни о нас, Господи, в благоволении к наро­ду Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, весе­литься веселием народа Твоего, хвалиться с на­следием Твоим. Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс.105:4-6).

71. Обращение

Когда раб от своего господина отворачи­вается и отходит от него, то уже к нему пово­рачивается спиной, а не лицом, и что говорит господин его, того не слушает. Так и бедный грешник, когда отвернется от Бога любовью и послушанием и обратится к злым делам, как бы спиной к Нему поворачивается, и отходит от Него, и уже тому, что Бог говорит в Слове Своем святом, не внимает и о том не заботит­ся. Об этом пророк передал жалобу Божию о беззаконных: «Они обратили ко Мне спину, а не лица свои» (Иер.2:27). И говорит пророк про­тив нечестивых: «они не представили Бога пред собою» (Пс.53:5). Это премерзкое отвращение и отступление от Бога! Не только тогда люди отступают от Бога, когда от имени Его святого отрекаются и при­ступают к богам чужим, но и тогда, когда воли Его не хотят творить и бесстрашно беззакон­ничают, как написал апостол: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнус­ными, и непокорными, и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Понимай это, христиа­нин, исповедающий имя Христово, но не по-христиански живущий! Знай точно, что под именем христианским много имеется язычни­ков, а тем более в нынешнее лютое время, в которое более почитается у христиан похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, как троякий бог, чем Бог, Творец неба и земли, высший всякого человеческого почитания и прославления. Когда раб обратится к господину, и встанет перед ним, то уже лицом к нему стоит, и что господин ему говорит, то слушает и тому вни­мает. Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и ис­полнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышле­нии опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, ис­тинное пробуждение от греховного сна, истин­ное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пре­будет в том до конца! Воистину такой воскрес­нет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти» (Откр.20:6). Христианин! Поспеши обратиться к Госпо­ду Богу своему — и непременно благодатью Христовой спасешься. «Боже Сил! обрати нас и просвети лице Твое, и спасемся!» (Пс.79:8). «Не по­мяни наших беззаконий первых; скоро да предва­рят ны щедроты Твои, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имене Твоего; избави нас и очисти грехи наша имене ради Твоего» (Пс.78:8-9).

О том же

Когда человек к человеку обращается и приходит, то телом обращается и приходит к нему, хотя часто бывает, что сердце и дух от­вращенными имеет. К Богу обращение не та­ким бывает. К Богу обращаемся и приходим не телом и ногами. Ибо как и куда обратимся к Тому, Который везде и во всяком месте, и, куда хотим идти, прежде прихода нашего уже там? К Богу, как Вездесущему, не местом, те­лом и ногами, но сердцем и духом бывает об­ращение. К Богу обращаемся, когда познаем Его, познаем то, что Он есть Высочайшее наше Добро и Блаженство, и, оставив прочие со­зданные вещи, мир, суету его, и всякие грехи, как Ему противные, Его одного желаем, лю­бим, и ищем, и больше всех созданных вещей почитаем, и всегда о Нем помним и опасаем­ся, как бы Его чем-нибудь не оскорбить. Вот истинное к Богу обращение! Как к миру обращение бывает тогда, когда человек сердцем к мирским вещам, то есть к че­сти, славе, богатству, роскоши и всякой суете обращается, приближается и ищет их, как лю­бимое свое сокровище, так и к Богу обращение бывает, когда человек, все это оставив, одного Бога любит, желает, сердцем приближаемся к Нему и ищет Его, как Высочайшее Добро. Что человек познает и признает за свое добро и бла­женство, то и любит. А что любит, того и же­лает. Чего желает, о том мыслит всегда. О чем мыслит, то с усердием и ищет. Ищешь ли чести, славы, богатства и про­чей суеты в этом мире? Это значит, что ты это за добро свое и блаженство почитаешь, и лю­бишь это и желаешь этого, и это подлинно оз­начает, что ты сердцем от Бога и Создателя сво­его отвернулся, и обратился к созданию Его, почитаешь это больше, чем Создателя своего. А когда, все это презрев и оставив, ищешь од­ного Бога, и Его одного желаешь приобрести и иметь, — значит, ты Его больше всего созда­ния почитаешь, и в Нем свое удовольствие на­ходишь, и крайнее свое добро и блаженство в Нем полагаешь. Так, по слову Христову, «где со­кровище» человеческое, «там будет и сердце» его (Мф.6:21), там любовь его, там мысль его, там желания его, о том он думает, заботится и раз­говаривает, того ищет. Кто честь, богатство и славу этого мира и все в нем содержащееся за сокровище принимает, в том у него и серд­це со своим желанием и любовью. Кому один Бог есть сокровище, тот к Нему одному и при­лепляется. О вечное сокровище! Какое Ты драгоцен­ное, неоцененное, ни с чем несравнимое, бо­лее всего мира вожделенное, любезнейшее, сладчайшее для любящих Тебя душ! В Тебе они все находят, чего любящие мир в мире ищут. Все находят, но несравненно лучшее. В Тебе находят богатство, честь, славу, покой, мир, утешение, радость, сладость, и несрав­ненно большее блаженство, чем весь мир в себе имеет. Такое дорогое и высокое Добро есть Бог, ибо не созданное, присносущное и вечное, от Которого, как от источника, всякое добро про­истекает, какое ни есть и ни может быть, но любящими мир сей презирается и пренебрегается! О бедный христианин! Поищешь этого доб­ра когда-нибудь, но не сыщешь, если ныне его сердечно не поищешь. Обратись к Нему сей­час, и поищи Его, — и найдешь Его! «Взыщите Господа и укрепитесь, ищите Лица Его всегда» (Пс.104:4). «Услышу, что скажет во мне Господь Бог, как изречет Он мир на народ Свой, и на пре­подобных Своих, и на обращающих сердца к Нему. Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс.84:9—10). «Что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогает сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истреблял всякого прелюбодейству­ющего от Тебя. А мне благо — соединяться с Богом» (Пс.72:25—28). «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибе­жище мое, Избавитель мой, Помощник мой, на Которого я уповаю; Защитник мой и рог спасе­ния моего, и Заступник мой» (Пс.17:2—3). — Как и где искать мне Бога? Ответ: 1) Не желай и не ищи ничего, кроме Бога и воли Его святой, следуя пророку, который ни на небе, ни на земле, кроме Бога, ничего не хотел: «Что мне на небеси? и без Тебя чего же­лать мне на земле?» И будешь искать Бога. 2) Везде и во всяком месте ищется и нахо­дится Тот, Который везде есть. Где ни нахо­дишься и ни живешь, есть возле тебя Бог, там и ищи Его. В городе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи его. На селе живешь? Тут Бог есть, тут и ищи Его. В монастыре или в пустыне живешь? Бог с тобой есть, там и находится Бог, там и ищи Его. Словом, где ни находишься, возле тебя Бог есть. Ищи Его возле себя, как следует — и най­дешь Его. «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать! Он у всякого при две­рях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ни­чего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от по-хотей плотских и шума мирских вожделений. От всего этого отвратись и внимай Ему одно­му. Тогда воистину познаешь, что Он возле тебя стоит и стучит в двери сердца твоего, и услышишь пресладкий голос Его, и откроешь Ему двери. Тогда войдет в дом твой и будет вечерять с тобою и ты с Ним. Тогда вкусишь, и увидишь, «как Благ Господь» (Пс.33:9). Тогда воззовешь и ты с любовью и радостью: «Щедр и Милостив Господь, долготерпелив, и Много­милостив, и Истинен» (Исх.34:6). И еще: «воз­люблю Тебя, Господи, крепость моя», и далее. И еще: «что мне на небе? И без Тебя чего желать мне на земле?» и далее. Ищи везде Того, Кото­рый везде есть, и, оставив все, одного Его ищи. И тогда непременно найдешь.

72. Подражание