Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

Если никакое искушение не может коснуться чело­века без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчение, оправдание себя, обвинение ближних и обстоятельств суть движения души против воли Божией, суть покуше­ния воспротивиться и противодействовать Богу (Святого Петра Дамаскина, книга 1). Уст­рашимся этого бедствия! Размышляя о какой бы то ни было скорби нашей, не будем умедлять в размышле­нии, чтоб оно неприметным образом не отвлекло нас от смиренномудрия в явное или прикрытое самооправ­дание, в состояние, противное смотрению о нас Бо­жию. Не доверяя немощи нашей, прибегнем скорее к верному оружию самоукорения! На двух крестах, близ Спасителя, были распяты два разбойника. Один из них злоречил и хулил Господа; другой признал себя достой­ным казни за злодеяния свои, а Господа страдальцем невинным. Внезапно самоукорение отверзло ему сер­дечные очи, и он в невинном страдальце — человеке увидел страждущего за человечество всесвятого Бога. Этого не видели ни ученые, ни священники, ни ар­хиереи иудейские, несмотря на то, что почивали на Законе Божием и тщательно изучили его по букве. Разбойник делается богословом и пред лицом всех, признававших себя мудрыми и могущественными, на­смехавшихся над Господом, исповедует Его, попирая своим святым мнением ошибочное мнение мудрых о себе и сильных собою. Разбойника-хулителя грех богохульства, тягчайший всех прочих грехов, низвел во ад, усугубил там для него вечную муку. Разбойника, при­шедшего при посредстве искреннего самоосуждения к истинному Богопознанию, исповедание Искупителя, свойственное и возможное одним смиренным, ввело в рай. Тот же крест — у обоих разбойников! — противо­положные помышления, чувствования, слова были причиною противоположных последствий. Со всей справедливостью эти два разбойника служат образом всего человечества (Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл.2): каждый человек, истратив свою жизнь неправильно, в противность назначению Бо­жию, во вред своему спасению и блаженству в вечнос­ти, есть по отношению к самому себе и тать, и разбой­ник, и убийца. Этому злодею посылается крест, как последнее средство к спасению, чтоб злодей, испове­дав свои преступления и признав себя достойным каз­ни, удержал за собою спасение, дарованное Богом. Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте рас­пят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. Ропщущий, жалующий­ся, негодующий на свои скорби окончательно отвер­гает свое спасение: не познав и не исповедав Спаси­теля, он низвергается во ад, в вечные и бесплодные муки, как вполне отчуждившийся, отвергшийся Бога. Напротив того, открывающий посредством самоукоре­ния свою греховность, признающий себя достойным временных и вечных казней, входит мало-помалу само­укорением в деятельное и живое познание Искупите­ля, которое есть живот вечный (Ин.17:3). Распятому на кресте по воле Божией, славословящему Бога с креста своего открывается таинство креста, и вместе с этим таин­ством таинство искупления человеков Богочеловеком. Таков плод самоукорения. По отношению к всемогущей и всесвятой воле Божией не может быть иных соответствующих чувств в человеке, кроме неограниченно­го благоговения и столько же неограниченной покор­ности. Из этих чувств, когда они сделаются достояни­ем человека, составляется терпение.

Стоит безмолвно и неподвижно кроткий агнец пред стригущим его: так стоял Господь пред безбожными судьями Своими и бес­человечными убийцами, Божественным молчанием отвечая на дерзкие вопросы, клеветы и поругания. Самоосуждение и самоукорение были не свойственны Ему, непричастному грехов: молчанием Он прикрыл Свою Божественную правду, чтоб мы, самоосуждением и самоукорением отрицаясь от нашей поддельной, мнимой правды, могли соделываться причастниками Его правды всесвятой и всесовершенной. Ни правда падшего естества, ни правда закона Моисеева не мог­ли ввести нас в утраченное вечное блаженство: вводит в него правда Евангелия и Креста. Нет совершенного между человеками по добродетелям человеческим: к со­вершенству христианскому приводит Крест Христов и печатлеет это совершенство, даруемое Духом Святым. Смирение возвело Господа на крест и учеников Хрис­товых смирение возводит на крест, который есть свя­тое терпение, непостижимое для плотских умов, как было непонятным молчание Иисуса для Ирода, пон­тийского Пилата и иудейских архиереев. — Будем мо­лить Господа, чтоб Он открыл нам таинство и даровал любовь Креста Своего, чтоб сподобил нас претерпеть должным образом все скорби, которые попустятся нам всеблагим Божиим промыслом во времени для спасе­ния нашего и блаженства в вечности. Господь обетовал нам: Претерпевый до конца, той спасется (Мф.24:13). Аминь.

О ЧИСТОТЕ

Грехом было любодеяние, когда владычествовал Вет­хий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нару­шение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертной казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами Тела Хри­стова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, уды Христовы пре­творяет в уды блудничи (1Кор.6:15). Любодей казнится смертью душевною. От впавшего в грех блуда отступает Святый Дух; согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог не­минуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием.

Что такое — чистота? Это — добродетель, противо­положная блудной страсти; это — отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца — от ощущений и влече­ний блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения.

Некоторые утверждают, что впадение в блудный грех телом и впадение в него умом и сердцем есть пре­ступление одинаковых тяжести и значения. Такое мнение свое они основывают на словах Спасителя: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодейство­ва с нею в сердце своем (Мф.5:28). Несправедливое мнение! Это сказано в дополнение ветхозаветной заповеди; это ска­зано тем, которые признавали грехом один телесный блуд, не понимая, что помышления злая, к которым при­числяются помышления блудные, исходят от сердца, оскверняют человека (Мф.15:19,20), отлучают от Бога (Прем.1:3), отъемлют чи­стоту — средство богозрения. Услаждение блудными по­мыслами и ощущениями есть блуд сердца и оскверне­ние человека, соделывающие его не способным к об­щению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения с другим телом (1Кор.6:16), есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель. Чтоб выйти из первого состояния, дол­жно истрезвиться; чтоб выйти из второго, должно вос­креснуть, должно снова родиться покаянием.

Некоторые утверждают, что человеку невозможно быть свободным от порабощения плоти, тем более от помышлений и ощущений блудных, что такое состоя­ние неестественно. Законополагает Бог, ведущий воз­можное и невозможное для нас, более нежели мы: и потому достижение чистоты и телесной, и сердечной невозможно для человека. Законополагает Бог, Творец естества: и потому сердечная чистота не противна ес­теству человеческому. Она неестественна естеству пад­шему; она была естественна естеству по сотворении его и может соделаться естественной по обновлении. Она может быть возделана и приобретена: хлеб, ово­щи, плодовитые деревья не растут на земле сами со­бою, но когда земля приготовится должным образом и полезные произрастения посадятся и насеются, тогда они произрастают в особенном изобилии для пропи­тания и наслаждения человеков. Необработанная зем­ля дает одни плевелы или дает одну траву, пищу ско­тов, а не человеков. Нужен подвиг: предмет подвига достоин того, чтоб для него предпринят был усилен­ный и трудный подвиг избранными для подвига. Чистота названа в Писании святостью: Сия есть воля Божия, святость ваша, говорит апостол, хранити самих себе от блуда: и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во свя­тыни и чести, а не в страсти похотней (1Сол.4:3-5).

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности к Христу. И к ним-то мое убогое, утешительное, ободрительное, нелживое слово, — слово, заимствованное из учения истины: из всесвятого Слова Божия, объясненного свя­тыми отцами, их святым словом и опытом.

Когда Господь воспретил произвольный развод, до­пущенный Моисеевым законом, и объявил, что сочета­ваемое Богом не может быть расторгаемо человеком иначе, как по причине уже совершившегося расторже­ния впадением в блуд одной половины, тогда ученики Господа возбудили вопрос о безбрачной жизни. На это Господь сказал: Не еси вмещают словесе сего, но имже дано есть... Могий вместити да вместит (Мф.19:11,12).Кто этот могий вме­стити? По какому признаку должен каждый из нас су­дить и заключать о своей способности и неспособно­сти к безбрачной жизни? Ответ заимствуем из писаний святых отцов: по произволению нашему. «Способность да­ется просящим ее у Бога от искренности сердца, — го­ворит блаженный Феофилакт Болгарский, — просите, сказал Господь, и дастся вам; всяк просяй, приемлет» [107] . Искренность прошения доказывается жительством, со­ответствующим прошению, и постоянством в проше­нии, хотя бы исполнение прошения отсрочивалось на более или менее продолжительное время, хотя бы же­лание наше наветовалось различными искушениями. Собственные подвиги, которыми инок усиливается по­бедить и изменить свойство падшего естества, суть только свидетели истинного произволения. Победа и вменение естества принадлежат единому Богу. «Где побеждено естество, — говорит святой Иоанн Лествич­ник, — там признается пришествие Того, кто превыше естества» (Слово 15, гл.8). Изменяет естественное влечение Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами дока­жет свое искреннее желание, чтоб влечение это изме­нилось, тогда Дух Божий прикасается духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Бо­жия, весь, со всеми помышлениями и ощущениями, устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотского вожделения (Святой Исаак Сирский. Слова 43 и 38). Тогда сбываются слова апо­стола: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1Кор.6:17). Тогда самое тело влечется туда, куда стремится дух.

Все они не только воздерживались от впадения в блуд телом, но и вступили в борьбу с помышлениями и ощущениями страстными, воспротивились им, победили их, прияли от Бога свободу чистоты, которая вполне чужда обще­ния с грехом, хотя бы он и не преставал от нападений. Так прекращается действие непогоды на путника, ког­да он войдет в благоустроенный дом, хотя бы непогода продолжалась или свирепствовала еще более. — Воз­любленные братия, иноки! Не будем малодушествовать и унывать. Не обратим внимания на бесов, влагающих нам недоверие к избранному нами пути; не обратим внимания на суждения и советы человеческие, произносимые из неведения или разврата и злонамеренно­сти: поверим Господу Богу нашему, обетовавшему услышать нас и помочь нам, если мы пребудем верны­ми Ему. Верность эту засвидетельствуем постоянным стремлением к Нему и постоянным раскаянием в на­ших уклонениях от этого стремления. Невозможно не подвергаться большим или меньшим уклонениям и по немощи нашей, и по ограниченности, и по поврежде­нию естества грехом, и по злохитрости наших невиди­мых врагов, и по умножившимся до бесконечности со­блазнам. Недолго нам потрудиться! Недолго пострадать в борьбе с собою! Скоро настанет час смертный, кото­рый исторгнет нас из томления борьбы и из опасно­сти впадать в согрешения. О! Когда бы в этот час, во вратах вечности, мы узрели распростертыми к себе объятия Отца Небесного и услышали Его утешитель­ный глас: Добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). До этого часа будем подвизаться мужествен­но, никак не доверяя плоти нашей, не доверяя нашему бесстрастию, ни мнимому, ни истинному. Понадеявши­еся на себя, на умерщвление плоти своей, на свое бес­страстие и благодатное состояние подвергались страш­ным искушениям.

Сказал святой Исаак Сирский: «Не удаляющий себя от причин греха произвольно бывает против воли сво­ей увлекаем грехом» (Слово 57; то же учение читается и в Слове 56). Правило это, относясь вообще к монашескому жительству, особенно важно для тех, которые вступили в борьбу с свойством естества, явив­шимся в нем по падении. Нам полезно вовсе не видеть того плода, от вкушения которого мы отреклись. По этой причине правилами святых отцов воспрещен вход женскому полу в монастыри мужские, что и поныне соблюдается в святой Афонской горе. В житии святого Иоанна Лествичника сказано, что он пустынножитель­ством и устранением себя от воззрения на лица окончательно угасил в себе пламень вожделения. Все святые отцы старались удаляться по возможности своей от знакомства и общения с женами и такое поведение передали нам в своих душеспасительных, боговдохно­венных писаниях. Отцы, зная удобопоползновенность человека, не доверяли ни святости своей, ни престаре­лому возрасту и его неспособности ко греху. Они до конца жизни не преставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом. Когда преподобный Сисой Великий очень устарел, тогда ученик его, авва Авраам, предложил ему поместиться на жительство поближе к населению. На это отвечал девяностолетний старец: «Поместимся там, где нет жен». Ученик возразил: «Где ж место, в ко­тором бы не было жен, кроме пустыни?» Старец ска­зал: «Помести же меня в пустыне, чадо» (Алфавитный Патерик). Благое про­изволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно извра­щается. Так лед на морозе крепнет более и более, но, будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Бра­тия! Подобает нам удаляться от знакомства с женами, особливо близкого, от частых свиданий и бесед с ними. Вознамерившиеся победить естество! Поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его.

Преподобный Пимен Великий сказал боримому блудной страстью: «Если монах обуздает чрево и язык и сохранит странничество, то он не умрет» (Алфавитный Патерик) смертью душевной, постигающей каждого, низринувшегося в блуд. Под именем странничества разумеется здесь уда­ление от рассеянной жизни, свободного обращения, многого и короткого знакомства, от которых разжига­ется плотское вожделение. — Преподобный Исаия Отшельник говорил, что блудная брань усиливается от следующих пяти поводов: от празднословия, тщесла­вия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения (изречения преподобного, помещены после его духовнонравственных слов. Москва, изд. 1860 г.). Из причин возбуждения блудной стра­сти с особенной силой и вредом действуют две: нару­шение странничества и пресыщение. Трудно решить, которая из них пагубнее! Гибельна и та, и другая. Под­чинившийся и поработившийся одной из них не воз­может устоять в борьбе против естества своего. Для достижения чистоты необходимо отвержение обеих причин. — Обратив особенное внимание на охране­ние себя от главных причин, возбуждающих вожделе­ние, не оставим без должного внимания и второсте­пенных: будем хранить себя и от них. И меньшей силы повод приобретает особенную силу от навыка к нему, от небрежения о нем. Например: иные постят­ся, живут уединенно и нестяжательно, умоляют Бога о обуздании похотений естества своего, но при этом позволяют себе злоречить, укорять, осуждать ближ­них, насмехаться над ними, — и помощь Божия отсту­пает от них; они предоставляются сами себе, и не находят сил противостать греховным побуждениям падшей природы. В некотором общежитии жил затворник по имени Тимофей. Один из братий общежи­тия подвергся искушению. Настоятель, узнав об этом, спросил Тимофея, как поступить ему с падшим бра­том? Затворник посоветовал выгнать соблазнившего­ся. Когда его выгнали, — искушение падшего брата перешло к Тимофею и привело его в опасность. Ти­мофей начал вопиять со слезами к Богу о помощи и помиловании. И был к нему глас: «Тимофей! Знай, что я послал тебе искушение именно за то, что ты презрел брата своего во время искушения  его» (Достопамятные сказания об авве Пимене, гл. 70). С членами Христовыми — христианами — должно об­ходиться очень осторожно и благоразумно: должно сострадать им в недугах их и отсекать только те, кото­рые, не подавая никакой надежды к выздоровлению, лишь заражают недугом своим других.

Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд: но одного этого недостаточно для боголюбезной чис­тоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных, как то запове­дал нам Спаситель наш. «Как тело, — говорит препо­добный Макарий Великий, — совокупляясь с другим те­лом, заражается нечистотою: так и душа, сочетаваясь с злыми и скверными помыслами и соглашаясь с ними заодно, растлевается. Если кто растлит душу и ум, со­глашаясь со злом, тот повинен казни. Должно хранить как тело от видимого греха, так и душу от непотреб­ных помыслов: ибо она — невеста Христова» (Слово 7, гл.4). Удалив от себя причины греха, как то: частое общение и близ­кое знакомство с женским полом, свободное обраще­ние и рассеянную жизнь, пресыщение и наслаждение яствами и напитками, роскошь и излишество в одежде и в прочих принадлежностях келейных, осуждение ближних, злоречие, смехословие, пустословие и мно­гословие, решимся отречься от услаждения сладостра­стными помыслами, мечтаниями и ощущениями. Не будем сами возбуждать их в себе и будем мужественно отвергать их, когда они возникнут из падшего естества нашего или предложатся врагами спасения нашего — демонами. Говорит святой Исихий Иерусалимский: «Не всяк, глаголяй Ми, Господи, Господи, сказал Господь, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего (Мф.7:21). Воля же Отца Его есть сия: Любящие Господа, ненавидите злая (Пс.96:10). Итак, будем упражняться в молитве Иисус-Хри­стовой и возненавидим лукавые помыслы. Таким образом сотворим волю Божию» (Глава 11, Добротолюбие, ч. 2). Очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2Кор.7:1), завещавает нам апостол.