Собрание сочинение. Том 1. Аскетические опыты

(Эта статья заимствована преимущественно из 7-го слова преподобного Макария Великого. См. главы 13-18)

Чадо, говорит Писание, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи серд­це твое и потерпи. Все, елико нанесено ти будет, приими, и по изменении сердца твоего долготерпи (Сир.1:2,4).

Скорби были от начала века знамением избрания Божия. Они были знамением богоугождения для пат­риархов, пророков, апостолов, мучеников, преподоб­ных. Все святые прошли тесным путем искушений и скорбей, терпением их принесли себя в благоприят­ную жертву Богу.

И ныне святым душам попускаются, по воле Божи­ей, различные напасти, чтоб любовь их к Богу откры­лась во всей ясности.

Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия.

Христианин, желающий быть последователем Гос­пода нашего Иисуса Христа и соделаться по благодати сыном Божиим, рожденным от Духа, прежде всего дол­жен положить себе за правило, вменить себе в непре­менную обязанность благодушное терпение всех скор­бей: и телесных страданий, и обид от человеков, и на­ветов от демонов, и самого восстания собственных страстей своих.

Христианин, желающий благоугодить Богу, более всего нуждается в терпении и твердом уповании на Бога. Он должен непрестанно держать это оружие в мысленной деснице: потому что лукавый враг наш, ди­авол, со своей стороны, употребляет все средства, чтоб во время скорби ввергнуть нас в уныние и похи­тить у нас упование на Господа.

Бог никогда не попускает на истинных рабов Сво­их искушения, превышающего их силы. Верен Бог, гово­рит святой апостол Павел, Иже не оставит вас искуси­тися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избы­тие (избавление) яко возмощи вам понести (1Кор.10:13).

Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом.

Если человекам не неизвестно, какую тяжесть мо­жет носить различный вьючный скот, то тем более бесконечная Божия Премудрость ведает, какой меры искушение прилично каждой душе.

Скудельник знает, сколько времени должно дер­жать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передер­жаны, расседаются, а будучи недодержаны, не годны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и сте­пени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих — христиан, чтоб они соделались способными к наследованию Царства Небесного.

Отрок не способен к отправлению служений в мире: он не способен к управлению домом, к возделы­ванию земли и к прочим житейским занятиям. Так, часто и души, будучи уже причастницами Божествен­ной благодати, но не искушенные скорбями, наноси­мыми от злых духов, не свидетельствованные этими скорбями, пребывают еще в младенчестве и, так ска­зать, неспособны к Царству Небесному.

Аще без наказания есте, говорит апостол, ему же при­частницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр.12:8)