Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Пс.118:63. Так объяс­нен этот стих преподобным Пименом Великим, см. Пате­рик Скитский. 

 Преподобный Ефрем Си­рин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается, по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели.  

 Благодарение Богу со­ставляет часть умного иночес­кого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся, и прият­ное, и скорбное. Это делание завещано апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол.5:18). Делание благодаре­ния объяснено с особенною удовлетворительностью в от­ветах преподобного Варсоно­фия Великого.

 См. главы зело полезные святого Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие отцы Церкви.

 Porro ad Aegiptiis didici-mus, quod in lingua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hiero­nimi. Liber de nominibus heb­raicis.

 Записки на Книгу Бытия Московского митрополита Филарета. 

 Записки на Книгу Бытия Московского митрополита Фи­ларета.

 Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе. Доброто­любие, ч. 4.

 Слово 28, гл. 45, по пере­воду Паисия Нямецкого.

 Ис.50:11, по объяснению преподобного Варсонофия Ве­ликого, Ответ 158.

 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 5. Доброто­любие, ч. 2.

 Cassianus lib. 4. De instititutis, renuntiantiam, cap. 39.

 Cassianus lib. 4. De insti­titutis, renuntiantiam, cap. 35.

 Преподобный авва До­рофей. Поучение 4 о страхе Божием.

 Письма Затворника Ге­оргия, ч. 2, письмо 37, издания 1860 г.

 Пс.147:8. Быт.32:28. Как Иаковом так и Израилем назван здесь народ Израильский по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом, и переименован Израилем после того, как сподобился Бого­видения. В духовном смысле Израилем называются христи­ане, достигшие значительного духовного преуспеяния.