Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Возвратились сыновья Иакова в ханаанскую землю, к отцу своему, сказали ему: «Сын твой Иосиф жив: он-то и управляет всею египетскою землею». Ужаснулся Иаков, не поверил им. Они уверяли его, пересказывали в точности все слова Иосифа. Когда же старец увидел богатые дары и колесницы посланные за ним Иосифом, тогда ожил дух его, и сказал Иаков: «Велико для меня, если жив еще Иосиф! Пойду, увижусь с ним, прежде не­жели умереть мне».

Патриарх поднялся со всеми домочадцами, со всем имуществом; достигнув так называемого Клятвенного Колодца, принес близ его жертву Богу (Быт. гл. 46). В ночном виде­нии Бог сказал старцу: «Иаков! Иаков! Я Бог отцов тво­их. Не убойся переселиться в Египет: там сотворю тебя в народ многочисленный. Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя оттуда. Иосиф своими руками закроет глаза твои».

Семейство Иакова, при переселении своем в пре­делы Египта, состояло, включая сюда и Иосифа с его сыновьями, из семидесяти пяти душ мужеского пола. Достигнув гесемской земли, он послал Иуду известить Иосифа о своем прибытии. Иосиф велел запрячь колес­ницы и выехал навстречу старцу-отцу в область гесемс­кую; увидев его, кинулся ему на шею с воплем и рыдани­ем. Иаков сказал Иосифу: «Теперь пусть умру, потому что я увидел лицо твое: еще ты жив!» Когда все семейство прибыло в Египет, Иосиф сказал братьям: «Пойду к фа­раону, извещу его о вашем пришествии, скажу: братья мои и весь дом отца моего, обитавшие в ханаанской зем­ле, пришли ко мне. Они — скотоводы: такое занятие на­шего рода исстари. Они пригнали сюда и стада свои. Если призовет вас фараон и спросит, какое ваше заня­тие, отвечайте ему: мы, рабы твои, с детства и поныне занимается скотоводством; им занимались и отцы наши. А он скажет вам: поместитесь в Гесеме аравий­ском». Этот значительный участок плодороднейшей земли очень удобный для скотоводства, никогда не был населен. Причиною помещения семейства патриархо­ва в отдельной и необитаемой стране, говорит Писа­ние, было известное поверье египтян, признававших не­чистыми тех, которые занимались овцеводством. Иосиф доложил фараону, что отец его и братья со ста­дами своими прибыли из ханаанской земли, и остано­вились в стране Гесем (Быт. гл. 47). Из братьев он избрал пять че­ловек и представил их фараону. Фараон спросил брать­ев Иосифовых: «Чем вы занимаетесь?» Они отвечали: «Мы, рабы твои, занимаемся овцеводством: это занятие было нашим с детства, и занятием отцов и праотцов наших. Ныне мы пришли обитать в земле твоей: в хана­анской стороне крайне усилился голод, и тамошние пастбища недостаточны для стад наших. Позволь рабам твоим поселиться в земле гесемской». Фараон отвечал, обратясь к Иосифу: «Отец твой и братья твои пришли к тебе. Пред тобою вся земля египетская; посели их на лучшем месте. Пусть поселятся в земле Гесем. Если же

между ними есть люди способные, то поставь их в ста­рейшины над стадами моими». Ввел Иосиф и Иакова пред фараона: старец благословил царя египетского, фараон спросил Иакова о числе лет его. «Мне, — отве­чал старец, — сто тридцать лет. Не много лет мне! Жизнь моя преисполнена бедствий: я не проживу столько, сколько прожили отцы мои». И, снова благо­словив царя, старец вышел от него. Иосиф исполнил все по приказанию фараона относительно помещения отца своего в земле гесемской. Там часто любимый сын навещал старца-отца своего и доставлял ему все нужно для его содержания.

Очень занимательны разные подробности о граж­данском устройстве Египта во времена Иосифа, сохра­ненные для нас Книгою Бытия.

Тогдашний двор фараона, хотя уже и представляет некоторое величие и пыш­ность, но не успел еще уклониться от патриархальной простоты: его высший царедворец лично занимается продажею хлеба; другой царедворец носит корзины с хлебом на голове своей, третий собственными руками выжимает сок из винограда в чашу, подает эту чашу царю не только во дни торжественных пиршеств, но, как видно, ежедневно. Народонаселение в Египте было еще очень незначительно, отчего целая плодородная область Гесем оставалась ненаселенною, а жители го­родов имели возможность заниматься пашнею и ското­водством. Книга Бытия дышит юностью политического мира. Сказание Боговдохновенного писателя этой кни­ги, Моисея, своею естественностью переносит внима­тельного читателя в отдаленную, священную древность, к этим людям, жившим в чудной простоте, к этой недав­но начавшейся жизни, чуждой всех утонченностей. Эта жизнь и эта простота полны силы! Кто погружается часто в созерцание библейских сказаний, тот непремен­но ощутит в душе своей особенное, странное впечат­ление. Это впечатление состоит в обонянии какой-то свежести, молодости, как бы от дыхания воздухом пре­красного летнего утра. Душа юнеет от пристальных взо­ров на юность мира, от беседы с юным миром; ее силы бодреют, укрепляются, как дух старца оживает среди об­щества детей. Приятно насладиться свежестью юного мира, отдохнуть в ней от впечатлений современного, дряхлого, рассыпающегося.

Сильный голод продолжался; особенно страдали от него Египет и Палестина: в этих странах ни у кого не было хлеба, кроме заготовленного Иосифом. Не оста­лось ни золота, ни серебра в обеих землях: все деньги перешли в руки Иосифа, а он внес их в казнохранили­ще фараона, которое, нужно заметить, было в самом доме царя египетского. Египтяне, не имея денег, имели нужду в хлебе: они продали фараону прежде скот свой, потом земли, наконец самих себя. Вот начало безуслов­ного подданства в Египте. Только земли жрецов оста­лись их собственностью: они получали хлеб от фарао­на безмездно, в подаяние. По скончании голодных лет, когда египтяне укрепили за фараоном и земли свои, и самих себя, Иосиф выдал им на посев семена с тем, что­бы они пятую часть урожая представляли ежегодно в дань казне. Эта вновь учрежденная мера относительно к дани и самый переворот относительно к власти были приняты с удовольствием и благодарностью на­родом новорождающегося самодержавного государства. «Сохранил ты жизнь нашу, — говорили египтяне Иосифу, — ты благодетель наш; будем рабами фараону». Писатель Книги Бытия замечает, что эта дань остава­лась неизменною и в его времена, то есть по истечении почти четырех столетий. Из сочинений несравненно позднейших писателей, Геродота и Диодора, видно, что тот же способ взимания податей продолжался до их времени, видно, что земля в Египте была собственностью царей египетских. Доходы царей египетских с земли, говорит Диодор, были столько удовлетворительны, что всякую другую дань с народа сделали ненужною [7] . В этом распоряжении виден глубокий, светлый ум Иосифа, его необыкновенная способность к управле­нию, способность, которая обнаружилась в нем с самой юности и которую так скоро и справедливо приметили и начальник телохранителей, и начальник темницы. Он учреждает налог сильный, но чрезвычайно удобный для взноса по свойству страны. Какая дань свойственнее для плодородного Египта, как не дань хлебом? Легко было вносить ее там, где урожай обыкновенный — сам сто; легко было доставлять с полей, лежащих при судоходной реке, каковы все поля Египта, расположенные по берегам Нила, в города с хлебными кладовыми, сто­ящие при той же реке; легко было вознаграждать недо­имки, которые могли случаться в неурожайные годы, уплатою в годы непомерного урожая. Если можно на­звать какие урожаи непомерными, то название это пре­имущественно пред всеми урожаями мира принадлежит урожаям нив египетских. Сбыт хлеба внутри был впол­не удобен для фараона из пристаней, лежавших при этой же судоходной реке. Впоследствии, когда основа­лись гавани и у Средиземного моря, на берегах которо­го обитал весь просвещенный и торгующий мир того времени, Египет стал житницею этого мира и оставал­ся его житницею, доколе Средиземное море оставалось его центром; а оно было центром образованного, дей­ствующего мира почти до новейших времен, почти че­рез всю жизнь мира. Установление Иосифа имело не­обыкновенную основательность при всей простоте своей, потому и было долговечно. Самое время благого­веть пред мудрым государственным постановлением и через многие столетия хранить его в неприкосновенной, столько благотворной для государств неизменяе­мости. Через явное для всех государственное благодея­ние, Иосиф усилил и образовал власть фараонов, обеспечил новое государство капиталом и постоянными, обильными доходами.

Семнадцать лет прожил Иаков в земле египетской и, достигнув ста сорока семилетнего возраста, почувство­вал приближение кончины. За несколько дней пред смертью он призывает возлюбленного сына своего, Иосифа, и говорит ему: «Сделай надо мною милость и истину: не хорони меня в Египте. Да почию с отцами моими! Вынеси меня из Египта и похорони в гробе их». Движимый верою — не каким-нибудь мелочным, земным пожеланием — вдохновенный старец завещавает перене­сение тела своего в Палестину и погребение его в пеще­ре хевронской области. Так объясняет его завещание свя­той апостол Павел, упоминающий о словах этого заве­щания как о внушенных свыше, и заключающих в себе глубокую таинственность (Евр.11:21). Святой сын обещает свято исполнить волю святого отца. Иаков потребовал, чтоб обещание было скреплено клятвою, — и дал клятву Иосиф: тогда Иаков, сидевший на одре своем, поклонил­ся на верх жезла Иосифова. Жезл был в руке вельможи — или по тогдашнему обычаю, или как знак высокого сана.

По прошествии немногих дней известили Иосифа, что отец его пришел в совершенное изнеможение (Быт. гл. 48). Он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема, отправился к умирающему отцу. Дряхлый старец лежал на смертном одре в расслаблении. Ему сказали: «Идет к тебе сын твой Иосиф». Старец собрался с силами, сел на одре. Укрепила ли его любовь к сыну? Или в эту ми­нуту низошло на него осенение благодати? Умирающий ожил жизнью Божественного вдохновения. Часто в из­бранниках Божиих к естественному действию человека внезапно присовокупляется сверхъестественное дей­ствие Святаго Духа. Это могущественное действие вы­водит человека из его обыкновенного состояния и де­лает орудием Божиим. Такими были предсмертные ми­нуты Иакова. Когда Иосиф вошел к нему, он сказал сыну: «Мой Бог явился мне в Лузе, в земле ханаанской, благословил меня и сказал мне: Я умножу тебя, произ­веду из тебя племена народов и дам тебе, а после тебя потомству твоему, эту землю в вечное владение. На этом основании два сына твои, родившиеся тебе до прише­ствия моего в Египет, пусть будут моими. Ефрем и Ма­нассия будут моими, как мои — Рувим и Симеон. Сыно­вья, которые родятся тебе после их, будут твоими и при­зовутся к наследию под именами этих двух братьев, в их участки. Мать твоя Рахиль скончалась в ханаанской зем­ле, когда я шел из Месопотамии и приближался к Еф­рафе. Это то же, что и Вифлеем. Тут, при пути, похоро­нил я ее». Увидев сыновей Иосифа, он спросил его: «Кто это с тобою?» Иосиф отвечал: «Это сыновья мои, которых Бог даровал мне здесь». И сказал Иаков: «Под­веди их ко мне: я благословлю их». Глаза патриарха по­меркли от старости: он не видел ясно. Когда Иосиф подвел к нему детей, он обнял их, поцеловал их и сказал Иосифу: «Вот я не надеялся увидеть лицо твое, а Бог показал мне и детей твоих». Иосиф отвел их от колен старца, и они поклонились ему до земли! Потом, взяв Ефрема в правую руку против левой Иакова, а Ма­нассию в левую против правой Иакова, он подвел их снова к старцу; и простер вдохновенный старец руки для благословения, сложив их крестообразно: правую руку положил на голову Ефрему, а левую на голову Ма­нассии. В первый раз является при благословении кре­стное знамение, обычное знамение благословения в Новозаветной Церкви! «Бог, — говорил святой патри­арх, — Бог, которому благоугодили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, покровительствующий и помогающий мне с младенчества моего и доселе, избавляющий меня от всех напастей, да благословит этих детей! Да назовутся они по имени моему и по имени отцов моих Авраама и Исаака; да произойдет от них многочисленное потом­ство». Когда Иосиф увидел, что старец наложил правую руку на Ефрема, это показалось ему неправильным; он взял отцовскую руку, чтоб переложить ее с головы Еф­рема на голову Манассии, и сказал: «Отец мой! Ты не так положил руки. Вот первенец: на него возложи пра­вую руку». Старец не захотел этого сделать. «Знаю, — сказал он, — сын мой, знаю: и от этого будет многочис­ленное потомство, и этот будет велик. Но меньшой брат его будет больше: потомство его составит целый народ». Он снова благословил их. «В вас, — сказал он, — да бла­гословится Израиль! Будут говорить: да совершит Бог над тобою то, что Он совершил над Ефремом и Манас­сиею». А Иосифу сказал: «Я умираю. Бог будет с вами и возвратит вас из этой земли в землю отцов ваших. В той земле даю тебе участок лишний пред братиями твои­ми: его взял я у аммореев мечом и луком моим». Слово мужей духоносных, замечает один великий наставник аскетов (Преподобный Исаак Сирский. Слово 1), подобно слову престарелого Иакова: они словом своим передают слушателям духовную силу, жи­вущую в них, приобретенную ими в борьбе с грехом, победами над невидимыми аммореями — помышления­ми и ощущениями порочными.

Час кончины святого патриарха приближался. В этот предсмертный час излился на него обильно Святый Дух и как бы вполне овладел им. В те последние ми­нуты земной жизни, в которые душа готова была выйти из обветшавшего тела, нисшел Дух Божий, остановил разлучение, излил в отходящую душу, в остающееся тело жизнь благодатную. Умирающий ожил жизнью будущего века. Поспешно потребовал к себе старец всех сыновей своих; поспешно они стеклись к нему, окружили его (Быт. гл. 49). Он еще сидел на одре. Когда они собрались, Иаков произ­нес им вдохновенное, пророческое завещание. Это заве­щание дышит юношескою силою и поэзией, вечною юностью небожителей и святою поэзией их. Тут нет че­ловека! Тут язык человека был только орудием. Так и слышен говорящий Бог. Так и слышен Бог, изрекающий волю Свою, с властью распоряжающийся будущими судь­бами человеков и их отдаленного потомства! Завещание патриарха — небесная песнь, воспетая Духом во всеуслы­шание мира. Эта песнь возвещает миру Искупителя, и народам, погруженным в идолослужение, озарение све­том христианства. «Соберитесь, — сказал умирающий старец сыновьям своим, сказал как бы уже из области того века, — соберитесь, окружите меня; я возвещу вам будущее. Соберитесь, сыны Иакова, послушайте меня, послушайте Израиля, послушайте отца вашего. Рувим ус­траняется от прав первенства за угождение чувственнос­ти; не получили их Симеон и Левий. Их наклонность к кровопролитию поражена проклятием, потомству их суждено рассеяние по племенам прочих братьев. Над Иудою разверзлось все обилие благословения: ему обе­щано гражданское могущество, знаменитость, первен­ство между братьями, в особенности же ему предопреде­лено быть праотцем Спасителя, Который, — возвестил пророчествующий старец, — „ожидание народов"». Вдох­новенный патриарх изрекал благословение сыновьям отдельно каждому, исчисляя сыновей по старшинству. Достигнув имени Иосифа, он снова призвал на него и на его потомство благословение неба и земли. Верно и сильно выразилось это благословение в том благоден­ствии, которым впоследствии пользовалось многочис­ленное потомство Иосифа.

С окончанием пророческого завещания речь Иако­ва изменилась: уже не одушевляет ее восторг, торже­ственность, небесное величие. Она подобна телу, оставленному душою. Бог, говоривший устами старца, прекратил Свои таинственные вещания: умолк вдохно­венный пророк; начинает в изнеможении говорить умирающий старец: «Я обращаюсь, — были последние слова Иакова, — к людям моим; погребите Меня в пе­щере, которая на поле Ефрона хеттеанина. Там похоро­нены Авраам и Сарра; там похоронены Исаак и Ревек­ка; там похоронил я Лию». Сказав это, Иаков положил на одр ноги и скончался. «Он присоединился к людям своим», — говорит Писание, к тем святым праведникам, которых земля произвела и воспитала для неба, кото­рых она уже предала в область вечности.

Увидев, что Иаков скончался, Иосиф пал на лицо отца своего, — целовал лицо, уста, запечатленные смертью, — орошал это лицо обильными слезами (Быт. гл. 50). Он повелевал врачам приготовить тело, по обычаю Егип­та, к погребению. Врачи в течение сорока дней совер­шали приготовление, предохраняющее тела от гние­ния. Весь Египет участвовал в печали Иосифовой; семьдесят дней оплакивали египтяне кончину святого старца, родоначальника израильского. По прошествии дней плача Иосиф испросил себе у фараона позволе­ние исполнить завещание отца и свой клятвенный обет ему, похоронить драгоценное тело праведника в ханаанской земле. Фараон пожелал, чтоб шествие его наперсника в землю ханаанскую было сопровождаемо должным великолепием. Весь двор царя египетского, все вельможи его сопутствовали Иосифу; при них было множество колесниц и всадников. Все сыновья Иако­ва, все внуки его, способные к путешествию, участво­вали в нем. Достигнув места погребения, они почтили священное тело семидневным плачем, плачем великим — так называет его Писание. То поле, на котором оста­новилось это многочисленное собрание и где оно со­вершало свой погребальный плач, назвали жители страны «Плачем Египетским».

Исполнив обет, Иосиф возвратился в Египет. Еще продолжало беспокоить братьев совершенное ими над ним злодеяние. Они подозревали вельможу-брата в па­мятозлобии, а эта чистая, святая душа была способна только к благости! Полагая, что Иосиф не хотел зрели­щем мщения возмутить спокойствие престарелого отца, что он отлагал мщение до удобного времени, они при­шли к нему и сказали: «Отец перед кончиной заповедал: Скажите Иосифу: прости им согрешение их, прости им неправду их: они совершили над тобою преступление, но ты прости им вину их ради Бога отцов твоих». Когда они говорил это, Иосиф плакал. Они пали пред ним и сказали: «Вот, мы отдаемся тебе в рабы!» Великодуш­ный Иосиф, Иосиф, достойный благословений земли и неба, достойный благословения всего племени христи­анского, благословения всех, читающих сказание его назидательных деяний, отвечал братиям: «Не бойтесь! Я — Божий. Вы сговорились сделать мне зло, а Бог со­вещал о мне благое. И исполнилось Его определение! Множеству людей доставлено пропитание, сохранена жизнь. Не бойтесь: я буду покровителем вашим и се­мейств ваших». Живая вера в Бога и зрение чистым ду­шевным оком промысла Божия возносят человека пре­выше всех бедствий, превыше страшного душевного бедствия: памятозлобия и мести.

Книга Бытия умалчивает о дальнейших обстоятель­ствах жизни Иосифовой: вероятно — жизнь его протекла в тишине и нерушимом благополучии. Писание говорит только, что Иосиф остаток дней своих провел в Египте, видел внуков Ефремовых, видел сынов Махира, старше­го сына Манассиина, и скончался ста десяти лет. Отхо­дя в вечность, он завещал своим: «Я умираю; Бог посе­тит вас, и выведет из этой земли в землю, которую Он обещал даровать вам. Тогда, при переселении вашем, возьмите кости мои отсюда с собою в землю обетован­ную». Сделав это завещание, он почил; тело его, предох­раненное от гниения, было положено в ящик, приготов­лено к заповеданному перенесению. И три столетия ожидало тело Иосифа перенесения, о котором завеща­ние было дано и принято с такою верою.