Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

God, God alone, can restore brightness to pale writings, and deliver man from an evil conscience (Hebrews 10:52). God alone can grant man the sight of his sins and the sight of his sin, his fall, in which is the root, the seed, the germ, the sum total of all human sins.

Calling upon the mercy and power of God for help, calling upon them for help with the warmest prayer, combined with prudent fasting, combined with weeping and weeping of the heart, I again open the book of conscience, again peer into the quantity and quality of my sins; I look closely at what the sins I have committed have brought about for me.

Вижу: Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, умножишася паче влас главы моея (Пс.37:5; 39:13). Какое последствие такой греховности? Постиго­ша мя беззакония моя и не возмогох зрети; сердце мое остави мя (Пс.39:13). Последствием греховной жизни бывают слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. Ум закоренелого грешника не видит ни добра, ни зла; сердце его теряет способность к духовным ощущениям. Если, оставя гре­ховную жизнь, этот человек обратится к благочестивым подвигам, то сердце его, как бы чужое, не сочувствует его стремлению к Богу.

Когда при действии Божественной благодати откро­ется подвижнику множество согрешений его: тогда невоз­можно, чтоб он не пришел в крайнее недоумение, не погрузился в глубокую печаль. Сердце мое смятеся от тако­го зрелища, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною: яко лядвия моя наполнишася поруганий, то есть деятельность моя исполнилась преткновений от на­выка к греху, влекущего насильно к новым согрешениям; возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего, то есть греховные страсти состарились и страшно повре­дили меня по причине моей невнимательной жизни; несть исцеления в плоти моей, то есть, нет исцеления, при посредстве одних собственных моих усилий, для всего существа моего, пораженного и зараженного грехом (Пс.37:11,8,6,8).

Сознанием грехов моих, раскаянием в них, испове­данием их, сожалением о них повергаю все бесчислен­ное их множество в пучину милосердия Божия. Чтоб на будущее время остеречься от греха, присмотрюсь, уеди­нившись в самого себя, как действует против меня грех, как он приступает ко мне, что говорит мне.

Приступает он ко мне, как тать; прикрыто лицо его; умякнуша словеса его паче елея (Пс.54:22); говорит он мне ложь, предлагает беззаконие. Яд во устах его; язык его — смер­тоносное жало.

«Насладись! — тихо и льстиво шепчет он, — зачем запрещено тебе наслаждение? Насладись! Какой в том грех?» — и предлагает, злодей, нарушение заповеди все­святого Господа.

Не должно б было обращать никакого внимания на слова его: знаю я, что он тать и убийца. Но какая-то непонятная немощь, немощь воли, побеждает меня! Внимаю словам греха, смотрю на плод запрещенный. Тщетно совесть напоминает мне, что вкушение этого плода — вместе и вкушение смерти.

Если нет плода запрещенного пред глазами моими: внезапно рисуется этот плод в моем воображении, ри­суется живописно, как бы рукою очарования.

Влекутся чувства сердца к картине соблазнитель­ной, подобной блуднице. Наружность ее — пленитель­на; дышит из нее соблазн; украшена она в драгоценную, блестящую утварь; тщательно укрыто ее смертоносное действие. Ищет грех жертвы от сердца, когда не может принести этой жертвы тело, за отсутствием самого предмета.

Действует во мне грех мыслью греховною, действу­ет ощущением греховным, ощущением сердца и ощуще­нием тела; действует чрез телесные чувства, действует чрез воображение.

К какому заключению ведет меня такое воззрение на себя? К заключению, что во мне, во всем существе моем, живет повреждение греховное, которое сочув­ствует и вспомоществует греху, нападающему на меня извне. Я подобен узнику, окованному тяжкими цепями: всякий, кому только это будет дозволено, хватает узни­ка, влечет его куда хочет, потому что узник, будучи око­ван цепями, не имеет возможности оказать сопротив­ления.

Проник некогда грех в высокий рай. Там предложил он праотцам моим вкушение плода запрещенного. Там он обольстил; там обольщенных поразил вечною смер­тью. И мне, потомку их, непрестанно повторяет то же предложение; и меня, потомка их, непрестанно стара­ется обольстить и погубить. Адам и Ева немедленно по согрешении были изгнаны из рая и изринуты в страну горестей (Быт.3:23,24), я родился в этой стране плача и бедствий! Но это не оправдывает меня: сюда принесен мне рай Искупителем, всажден в сердце мое. Я согнал грехом рай из сердца моего. Те­перь там — смешение добра со злом, там — лютая борь­ба добра со злом, там — столкновение бесчисленных страстей, там мука, предвкушение вечной муки адской.

В себе вижу доказательство, что я сын Адама: сохра­няю его наклонность ко злу; соглашаюсь с предложени­ями обольстителя, хотя и знаю наверно, что предлага­ется мне обман, готовится убийство.