Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Если ты стяжал село покаяния, вдайся в младенчес­кий плач пред Богом. Не проси, если можешь не про­сить, ничего у Бога; отдайся с самоотвержением в Его волю.

Пойми, ощути, что ты создание, а Бог Создатель. Отдайся же безотчетливо в волю Создателя, принеси Ему один младенческий плач, принеси Ему молчащее сердце, готовое последовать Его воле и напечатлевать­ся Его волею.

Если ж по младенчеству твоему не можешь погру­зиться в молитвенное молчание и плач пред Богом, произноси пред Ним смиренную молитву, молитву о прощении грехов и исцелении от греховный страстей, этих страшных нравственных недугов, составляющихся от произвольных, повторяемых в течение значительно­го времени согрешений.

Блаженна душа, которая осознала себя вполне не­достойною Бога, которая осудила себя, как окаянную и грешную! Она — на пути спасения; в ней нет самооболь­щения.

Напротив того, кто считает себя готовым к при­ятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожи­дает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе; тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы (Св. Исаак Сирский. Слово 55). Туда ниспадают все возгордившиеся над Бо­гом, дерзающие бесстыдно признавать себя достойны­ми Бога и из этого самомнения и самообольщения го­ворить Богу: глаголи, Господи, яко слышит раб Твой.

Услышал воззвавшего его Господа юный пророк Са­муил и, не признавая себя достойным беседы с Господом, предстал своему престарелому наставнику, испра­шивая у него наставления для своего поведения. Услы­шал Самуил во второй раз тот же призывающий голос и опять предстал наставнику. Наставник понял, что го­лос призывавшего был голос Божий: повелел юноше, когда он услышит подобное призвание, отвечать гово­рящему: Глаголи, Господи, яко слышит раб Твой (1Цар. гл. 3).

То же дерзает говорить сладострастный и надмен­ный мечтатель, никем не призываемый, упоенный тщеславным мнением, сочиняющий в себе гласы и уте­шения, ими льстящий надменному своему сердцу, ими обманывающий себя и легковерных своих последователей [29] .

Сын Восточной Церкви, единой святой и истин­ной! В невидимом подвиге твоем руководствуйся на­ставлениями святых отцов твоей Церкви: от всякого видения, от всякого гласа вне и внутри тебя, прежде нежели обновишься явственным действием Святаго Духа, они повелевают отвращаться, как от явного пово­да к самообольщению [30] .

Храни ум безвидным; отгоняй все приближающие­ся к нему мечты и мнения, которыми падение заменило истину. Облеченный в покаяние, предстой со страхом и благоговением пред великим Богом, могущим очистить грехи твои и обновить тебя Своим Пресвятым Духом. Пришедший Дух наставит тебя на всяку истину (Ин.16:13).

Чувство плача и покаяния — едино на потребу душе, приступившей к Господу с намерением получить от Него прощение грехов своих. Это — благая часть! Если ты избрал ее, то да не отымется она от тебя! Не променяй этого сокровища на пустые, ложные, насильственные, мнимоблагодатные чувствования, не погуби себя лес­тью себе.

«Если некоторые из отцов, — говорит преподобный Исаак Сирский, — написали о том, что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, что виде­ние: то написали не с тем, чтоб мы искали их преждев­ременно и с ожиданием. Сказано Писанием: не приидет царствие Божие с соблюдением (Лк.17:20). Те, в которых живет ожи­дание, стяжали гордыню и падение... Искание с ожида­нием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Бо­жиею. Это — не признак любви к Богу; это — недуг души» (Исаака Слово 55).

Все святые признавали себя недостойными Бога: этим они явили свое достоинство, состоящее в смире­нии (его же Слово 36).

Все самообольщенные считали себя достойными Бога: этим явили объявшую их души гордость и бесовс­кую прелесть. Иные из них приняли бесов, представ­ших им в виде ангелов, и последовали им; другим явля­лись бесы в своем собственном виде и представлялись побежденными их молитвою, чем вводили их в высоко­умие; иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, прини­мали это за благодатное наслаждение и впали в само­обольщение, в совершенное омрачение, причислились по духу своему к духам отверженным.

Если имеешь нужду беседовать с самим собою: приноси себе не лесть, а самоукорение. Горькие вра­чевства полезны нам в нашем состоянии падения. Льстящие себе уже восприяли здесь на земле мзду свою — свое самообольщение, похвалу и любовь враждебного Богу мира: нечего им ожидать в вечности, кроме осуж­дения.