Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

Грех мой предо мною есть выну (Пс.50:5), говорит о себе свя­той Давид: грех его был предметом непрестанного его рассматривания. Беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гре­се моем (Пс.37:19).

Святой Давид занимался самоосуждением, занимал­ся обличением греха своего, когда грех уже был прощен и дар Святаго Духа уже был возвращен ему. Этого мало: он обличил грех свой, исповедал его во услышание все­ленной (Пс.50).

Святые отцы восточной Церкви, особливо пустын­ножители, когда достигали высоты духовных упражне­ний, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обымало всю жизнь их, всю дея­тельность их: оно было последствием зрения греха своего.

Некоторого великого отца спросили, в чем должно заключаться делание уединенного инока? Он отвечал: «Умерщвленная душа твоя предлежит твоим взорам, и ты ли спрашиваешь, какое должно быть твое дела­ние»? (Св. Исаак Сирский. Слово 21) Плач — существенное делание истинного под­вижника Христова; плач — делание его от вступления в подвиг и до совершения подвига. Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покая­ние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недо­статки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало.

Господи! Даруй нам зреть согрешения наши, чтоб ум наш, привлеченный всецело к вниманию собствен­ным погрешностям нашим, престал видеть погрешно­сти ближних и таким образом увидел бы всех ближних добрыми. Даруй сердцу нашему оставить пагубное по­печение о недостатках ближнего, все попечения свои соединить в одно попечение о стяжании заповеданной и уготованной нам Тобою чистоты и святыни. Даруй нам, осквернившим душевные ризы, снова убелить их: они уже были омыты водами крещения, нуждаются те­перь, по осквернении, в омовении слезными водами. Даруй нам узреть, при свете благодати Твоей, живущие в нас многообразные недуги, уничтожающие в сердце духовные движения, вводящие в него движения кровя­ные и плотские, враждебные царствию Божию. Даруй нам великий дар покаяния, предшествуемый и рождае­мый великим даром зрения грехов своих. Охрани нас этими великими дарами от пропастей самообольще­ния, которое открывается в душе от непримечаемой и непонимаемой греховности ее; рождается от действия непримечаемых и непонимаемых ею сладострастия и тщеславия. Соблюди нас этими великими дарами на пути нашем к Тебе и даруй нам достичь Тебя, призыва­ющего сознающихся грешников и отвергающего при­знающих себя праведниками, да славословим вечно в вечном блаженстве Тебя, Единого Истинного Бога, Искупителя плененных, Спасителя погибших. Аминь.

О ОБРАЗЕ И ПОДОБИИ БОЖИИХ В ЧЕЛОВЕКЕ

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт.1:26), таинственно совещавался в Самом Себе и с Самим Со­бою Бог — Троица, пред сотворением человека.

Человек — образ и подобие Бога. Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изоб­разился в человеке, изобразился с ясностью и славою. Так изображается солнце в смиренной капле воды. Су­щество человека, верховная его сила, которою он отли­чается от всех земных животных, которою он равен Ан­гелам, дух его есть образ существа Божия; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога, Который, начертав всемогу­щею десницею Свое подобие на человеке, пребывает превыше всякого подобия и сравнения.

Какое же превосходное, исполненное многообраз­ного достоинства, многообразной красоты существо — человек?!

Для него создана Создателем вся видимая природа; вся она назначена в служение ему, вся она — его чудная обстановка.

Когда Создатель извлекал в бытие из ничтожества все прочие творения, — довольствовался тем, что про­износил Свое всемогущее повеление. Когда же восхотел навершить дело мироздания сотворением изящнейше­го, совершеннейшего создания, Он предваряет сотворе­ние совещанием.

Громадное вещество, в его необозримом и неис­числимом разнообразии, созданное прежде человека, было — скажем утвердительно, потому что скажем спра­ведливо, — созданием приготовительным. Так земной царь устраивает и украшает великолеп­ный чертог для того, чтоб в нем поставить свое изобра­жение.

Царь царей и Бог богов приготовляет всю видимую природу, со всем ее убранством, со всем зримым нами изумительным великолепием. Потом в этот чертог поставляет, как конечную причину всего, Свой образ.