Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

По окончании мироздания, пред созданием челове­ка, Бог осматривает сотворенное Им и находит его удов­летворительным: виде Бог, яко добра (Быт.1:25).

По сотворении человека снова Бог осматривает все сотворенное Им и уже находит творение Свое изящ­ным, полным, совершенным: и виде Бог вся, елико сотво­ри: и се добра зело (Быт.1:31).

Человек! Пойми твое достоинство.

Взгляни на луга и нивы, на обширные реки, на бес­предельные моря, на высокие горы, на роскошные дре­ва, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, взгляни на звезды, на луну, на солнце, на небо: это все — для тебя, все назначено тебе в услужение.

Кроме видимого нами мира есть еще мир, не видимый телесными очами, несравненно превосход­нейший видимого. И невидимый мир — для человека.

Как Господь почтил образ Свой! Какое предначер­тал ему высокое назначение! Видимый мир только пре­дуготовительное преддверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей. Здесь, как в пред­дверии, образ Божий должен украситься окончательны­ми чертами и красками, чтоб получить совершенней­шее сходство с своим всесвятейшим, всесовершенней­шим Подлинником, чтоб в красоте и изяществе этого сходства войти в тот чертог, в котором Подлинник при­сутствует непостижимо, как бы ограничивая Свою неограниченность, для явления Себя Своим возлюблен­ным, разумным тварям.

Образ Троицы-Бога — троица-человек.

Три лица в троице-человеке — три силы его духа, которыми проявляется существование духа. Мысли наши и духовные ощущения проявляют существование ума, который, проявляясь со всею очевидностью, вмес­те пребывает вполне невидимым и непостижимым.

В Священном Писании и в писаниях святых отцов иногда вообще душа называется духом, иногда называ­ется духом отдельная сила души. Отцы называют эту силу души словесностью или силою словесности. Они разделяют ее на три частные силы: ум, мысль, или сло­во, и дух. Умом они называют самый источник, самое начало и мыслей духовных, и ощущений. Духом, в час­тном значении, называется способность духовного ощущения. Нередко в отеческих писаниях словесная сила или дух называются умом; нередко называются умами сотворенные духи. Целое получает имя от глав­ной своей части.

Самое существо души нашей — образ Бога. И по па­дении в грех душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада душа грешная, в самом пламени ада, пре­бывает образом Божиим! Так научают святые отцы (Св. Димитрий Ростовский. Летопись).

Воспевает святая Церковь в своих песнопениях: «Образ есмь неизреченные Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений» [31] .

Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесен­ное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святаго Духа.

Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздель­но составляют одно Божественное Существо, так в тро­ице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собою, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь ни три существа. Ум наш родил и не престает рождать мысль, мысль родившись, не престает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденною, сокровенною в уме.

Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.