Collected Works. Volume 2. Ascetic Experiments

David spent his childhood days in the wilderness. There his muscles began to feel the valor of the muscles of a hero: without weapons, with only his hands, he threw himself at a lion and a bear, strangled a lion and a bear. There his soul began to move, to be filled with heavenly inspiration. The hands that had crushed the lion and the bear made a psalter, touched the strings, tense and harmonized by the action of the Spirit: harmonious, sweet, spiritual, intelligent sounds were emitted. Far, far away, through time, through centuries and millennia, these sounds have rushed, repeated and repeated by countless voices, glorifying the name of David to all the ends of the earth, to all the centuries of its Christian life. David did not call the wilderness life, a life full of wondrous feats, wondrous inspiration, the bliss of man.

Blessed is the man, he sings, in whatever place, in whatever calling, in whatever condition, and in what rank this man may be, who does not go to the counsel of the wicked, and does not stand in the way of sinners, and does not sit in the seat of the destroyers (Psalm 1:1).

Блажен муж, который хранится от греха, который отражает от себя грех, в каком бы образе, в каком бы облачении не предстал ему грех: предстанет ли он в беззаконном поступке, представится ли в помышлении, советующем беззаконие, или в чувстве, приносящем наслаждение, упоение греховное.

Если с таким крепким мужеством слабая жена отра­жает от себя грех, то и она блажен муж, воспетый Да­видом.

Участники этого блаженства, участники мужеского о Христе возраста — отроки и дети, твердо противоста­ющие греху. Нет лицеприятия у правосудного Бога.

Блажен муж, которого вся воля в Законе Божием (Пс.1:2). Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее яко благ Господь (Пс.33:9), стяжавшее это видение вку­шением заповедей Господних, соединившее волю свою с волею Господа. Такое сердце — муж. Блаженно сердце, разжженное ревностью Божественною! Блаженно серд­це, сгорающее ненасытимым желанием воли Божией! Блаженно сердце, сладостно и нестерпимо страждущее любовью к Богу! Такое сердце — место, селение, чер­тог, престол блаженства!.. Сидит с раннего утра орел на вершине высокого утеса; сверкающие очи его жадно ищут добычи; потом он поднимается в синее небо, пла­вает, распростерши широкие крылья, в обширных про­странствах, ищет добычи. Когда увидит ее, — стрелой, молнией спускается на нее, другой стрелой подымается с нею, исчезает. Накормил он птенцов своих — и снова на страже своей: на скале или в небе. Таково сердце, заразившееся язвою неисцельною любви к заповедям Бога! И в этой-то любви — блаженство. В заповедях — не одно делание: в них сокровен и при посредстве их явля­ется духовный разум: от заповедей Твоих разумех, — гово­рит пророк. — Всем сердцем взысках Тебе... Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое!.. Поучахся в запове­дех Твоих, яже возлюбих зело!.. Благ мне закон уст Твоих паче злата и топазия!.. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе!.. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретали корысть многу!.. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотев (Пс.118:104,10,32,47,72,127,11,162,35).

Восходит солнце: люди спешат к занятиям своим. У каждого своя цель, свое намерение. Что душа в теле, то цель и намерение во всяком человеческом занятии. Один трудится заботится, для снискания тленных со­кровищ; другой — для доставления себе обильных на­слаждений; иной — для приобретения земной, суетной славы; наконец — иной говорит, думает, что его дей­ствия имеют целью государственную и общественную пользу. Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнию. Сердце его чем более прочитывает эту книгу, тем более просвещается духовным разумом, тем более разгоряча­ется к течению по пути благочестия и добродетели. Оно стяжавает огненные крылья веры, начинает попирать всякий страх враждебный, переноситься чрез всякую пропасть, дерзать на всякое благое начинание. Блажен­но такое сердце! Такое сердце — блажен муж. Приходит ночь с ее тенями, с бледным светом, который издают ночные светильники неба, собирает людей с поверхно­сти земной в их шатры, в их приюты. В этих приютах скука, пустота души; стараются заглушить свое мучение безумным развлечением; праздность, испорченность нравов предаются шумным увеселениям, и сосуды хра­ма Божия — ум, сердце, тело — употреблены Валтаса­ром на употребление преступное. Раб земли, раб вре­менных житейских попечений, едва вырвавшийся из забот, в которых он утопал в течение дня, приготовля­ет в тишине ночной новые заботы к следующему дню; и дни его, и ночи, вся жизнь — жертва суете и тлению. Теплится смиренная лампада пред святыми иконами, разливает томный свет в ложнице праведника. И он с своей заботой, с непрестающим, с снедающим его по­печением. Он приносит в ложницу воспоминание днев­ной деятельности своей; сличает ее с скрижалями, на которых начертана откровенная человеку воля Бога — с Писанием; недостатки в своих поступках, в помышлени­ях, в сердечных движениях врачует покаянием, омыва­ет слезами; для возобновления и усиления подвигов просит у неба новых сил, нового света. Благодатный свет, вышеестественная сила нисходит от Бога в ду­шу, приносящую молитвы с болезненным ощущением нищеты, слабости, удобопадательности человеческой. Так день дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает ра­зум (Пс.18:3). Такая жизнь — непрестающий успех, непрерывные приобретения, приобретения вечные. Так живущий — блажен муж.

И будет этот муж яко древо насажденное при исходи­щих вод (Пс.1:3). Такое древо не боится палящих лучей солнца, не боится засухи: корни его всегда напитаны влагою; не ждут они дождей, не терпят никогда недостатка в питании, того недостатка, от которого древа, растущие на горных и сухих местах, часто болят, часто вянут, умирают. Древу, растущему на высоте, открытому для влияний ветров и солнца, изредка пиющему дождь не­бесный, изредка освежающемуся росою небесною, по­добен человек, расположенный к благочестию, но ве­дущий жизнь невнимательную, рассеянную, мало и по­верхностно занимающийся изучением Закона Божия. Иногда и он освежается росою умиления; иногда и на его иссохшую душу падает живительный слезный дождь покаяния; иногда и его ум и сердце возбуждены движением к Богу; но это состояние не бывает, не мо­жет быть постоянным, даже продолжительным. Мыс­ли и ощущения религиозные, когда не просвещены яс­ным и полным познанием воли Божией, не имеют ни­какой определенности никакой основательности и потому не имеют силы и жизни. Поучающийся в Зако­не Божием день и ночь подобен древу, насажденному при исходищих вод. Непрестанно бьют у самых корней его прохладные свежие воды; непрестанно его ум и сердце — эти корни человека погружены в Закон Бо­жий, напаяваются святым Законом Божиим; непрес­танно кипят от него чистые, полные силы, струи жиз­ни вечной. Эти воды, эта сила, эта жизнь — Дух Свя­тый, обитающий в Священном и святом Писании, оби­тающий в заповедях Евангелия. Кто углубляется посто­янно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разумение молитвой; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души, — тот непременно соделывается причастником живущего в нем Святаго Духа. Причаст­ник Аз есмь, возвестил о Себе Дух Святый, всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя [1] .

Изучение Закона Божия требует терпения. Это изу­чение есть стяжание души своей: в терпении вашем, пове­левает Господь, стяжите души ваши (Лк.21:19). Это наука из наук! Это — небесная наука! Это — наука, сообщенная челове­ку Богом! Стези ее совершенно отдельны от тех обык­новенных стезей, которыми идут науки земные, науки человеческие, науки, рожденные нашим падшим разу­мом из собственного его света, для нашего состояния в падении. Кичат, напыщают ум науки человеческие, осу­ществляют, растят человеческое я! Божественная наука открывается душе предуготовленной, сотренной, углаж­денной самоотвержением, как бы лишившейся само­бытности по причине своего смирения, соделавшейся зеркалом, не имеющим никакого собственного вида, способным по этой причине принимать и отражать Божественные начертания. Божественная наука — пре­мудрость Божия, Божие Слово. Говорит о ней сын Си­рахов: Премудрость сыны своя вознесе, и заступает ищущих ея. Любяй ю любит жизнь, и утренюющии к ней исполнятся веселия; держайся ея наследит славу, и идеже входит, благосло­вит его Господь; служащий ей, послужат Святому, и любящих ю любит Господь; слушаяй ея, судити имать языки, и внима­яй ей, вселится надеявся. Такова Божественная наука! Та­кова премудрость Божия! Она — откровение Божие! В ней — Бог! К ней доступ — смирением! К ней доступ — отвержением своего разума! Неприступна она для разу­ма человеческого! Отвергнут он ею, признан безумием! И он, дерзостный, гордый враг ее, богохульно призна­ет ее юродством, соблазняется на нее за то, что она явилась человекам на кресте и озаряет их с креста. Доступ к ней — самоотвержением! Доступ к ней — распятием! Доступ к ней — верою! Продолжает сын Сираха: Аще уверуеши, наследиши ю (Сир.4:12-17).

Истинная, богоугодная вера, в которой нет никакой лести и обмана, заключается в исполнении заповедей Евангелия, в трудолюбивом и постоянном насаждении их в душе своей, в борьбе с разумом, с богопротивными ощущениями, движениями сердца и тела. И разум, и сердце, и тело падшего человека враждебно настроены к Закону Божию. Разум падший не приемлет разума Бо­жия; падшее сердце противится воле Божией; самое тело, подвергшись тлению, стяжало свою отдельную волю, данную ему грехопадением, обильно сообщив­шим человеку смертоносное познание добра и зла. Те­сен и прискорбен путь наш к премудрости Божией! Ведет нас к ней святая вера, попирая, сокрушая противодействие и разума, и сердца, и тела падших. Здесь нужно терпение! Здесь нужны твердость, постоянство, долготерпение! В терпении вашем стяжите души ваши. Кто хочет принести плод духовный, — да совершит с терпением продолжительную, преисполненную различ­ных переворотов и бед войну против греха! Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возле­леет этот плод, святой, нежный, многим и мужествен­ным терпением! Послушаем, послушаем еще премудро­го! Премудрость, — вещает он, — стропотно ходит с ним — учеником своим — в первых, боязнь же и страх наведет нань. И помучит его в наказании своем: дондеже веру имет души его, и искусит его во оправданиих своих. И паки возвратится прямо к нему, и возвеселит его: и открыет ему тайны своя (Сир.4:18-21).

Проходят дни, месяцы, годы, настает свое время, вре­мя, известное Богу, положившему времена и лета во власти Своей (Деян.1:7), и древо, насажденное при исходищих вод, при­носит плод свой. Этот плод — явственное причастие Святаго Духа, обетованное Сыном Божиим всем истин­но верующим в Него. Благолепен, дивен плод Духа! Изменяет всего человека! Переносится Священное Писа­ние из книги в душу; начертываются невидимым пер­стом на ее скрижалях — на уме и сердце — слово Бога и воля Бога, Слово и Дух. Совершается над таким челове­ком обетованное Сыном Божиим: реки от чрева его поте­кут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его (Ин.7:38-39), объясняет слово Спасителя воз­любленный ученик Его, наперсник Премудрости и по­даемого Ею богословия. Самый лист такого древа не отпадет (Пс.1:3). Лист, по учению отцов, — телесные подвиги: и они получают свою цену, нетление и жизнь по обновле­нии, возрождении души Духом Святым. Воля такого че­ловека сливается воедино с волею Божиею: он желает одного угодного Богу, исполняет одну только волю Бо­жию. Потому-то он имеет Бога споспешником во всех своих начинаниях и вся елика творит, успеет (Пс.1:3).

Не такое подобие для нечестивых! Не сравнивает их вдохновенный Давид с древами, или с чем другим, име­ющим свойство, признаки жизни! Другое, другое для них сравнение! Не тако, нечестивии, не тако, воспевает царственный пророк, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли (Пс.1:4). Нечестивые! Вы — пыль безжизненная, поднятая вихрем бурным — шумною суетою мира — с лица земли, крутящаяся в воздухе, несущаяся густым, заслоняющим солнце, всю природу облаком.

Не смотри на это облако! Не верь обману очей тво­их! Для них пустая пыль, ничтожная пыль ложно пред­ставляется облаком. Закрой на минуту глаза, и проле­тит облако пыли, носимое сильным, мгновенным дыха­нием вихря, не повредив твоего зрения. Чрез минуту ты откроешь очи, посмотришь — где облако обширное? Поищешь его следа, и нет облака, нет после него ника­кого следа, нет никакого признака бытия его.

Грозною песнию, грозными звуками продолжает Да­вид изрекать грозное, роковое определение на нечестивых. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешни­цы в совет праведных (Пс.1:5). Нет участия для нечестивых в вос­кресении первом (Апок. гл. 22), которое описал святой Иоанн в Апо­калипсисе, в воскресении духовном, совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе вседе­тельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную! Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовно­го разума. Духовный разум — ощущение живота бессмертна­го (Святой Исаак Сирский. Слово 38), по определению Духоносцев. Самый этот разум — признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование — невидимая смерть души (Рим.8:4). Духовный разум — дей­ствие Святаго Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взима­ющееся на разум Христов, отражает от себя грех, в ка­ком бы видоизменении он не приблизился: потому что духовный разум — царство, свет Святаго Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассужде­ния! Это рассуждение — совет одних праведных, их досто­яние. Оно неприступно, непостижимо для нечестивых и грешных. Оно — Боговидение, и только чистии серд­цем узрят Бога (Мф.5:8).